» » » Людмила Щербатых - Пути приобщения лингвистически одаренных школьников к гуманитарной культуре... (статья)


Авторские права

Людмила Щербатых - Пути приобщения лингвистически одаренных школьников к гуманитарной культуре... (статья)

Здесь можно скачать бесплатно "Людмила Щербатых - Пути приобщения лингвистически одаренных школьников к гуманитарной культуре... (статья)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Педагогика, год 2015. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Пути приобщения лингвистически одаренных школьников к гуманитарной культуре... (статья)
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пути приобщения лингвистически одаренных школьников к гуманитарной культуре... (статья)"

Описание и краткое содержание "Пути приобщения лингвистически одаренных школьников к гуманитарной культуре... (статья)" читать бесплатно онлайн.



Статья из журнала «Одаренный ребенок». — 2015. - № 2. С. 93–101.






Далее необходимо остановиться и рассмотреть категорию приобщения школьников к гуманитарной культуре. Понятие «приобщать» рассматривается с разных позиций, и оно может означать: 1) дать возможность быть участником какой-либо деятельности; 2) то же, что и присоединить [11].Находясь в культурной среде, лингвистически одаренный школьник, сам не осознавая этого, становится участником различных событий и процессов, тем самым приобщается к культуре страны изучаемого языка. В процессе приобщения к гуманитарной культуре происходит интеграция личности школьника в образовательное пространство, таким образом, он овладевает гуманистическими ценностями и опытом ценностного отношения ко всему миру, он включается в сферу культуросозидающей и коммуникативной деятельности.

Ценность является многоаспектным явлением, которое определяется социальными обстоятельствами, имеющее определенный культурный смысл, в котором заключается позитивная или негативная оценка мира в широком значении. Ценности являются не чем иным, как психопедагогическим образованием, в котором выражается непосредственное или опосредованное отношение человека к той или иной среде или же к самому себе [2]. Опыт ценностного отношения школьника к миру представляет собой основную составляющую современного образования.

В педагогической литературе указывается на то, что учащиеся приобщаются к культуре и им передается культурный опыт на основе освоения двух взаимосвязанных культурных слоев: слой актуальной культуры, в который входят знания, умения и навыки, необходимые человеку в современной жизненной ситуации, и слой культурного наследия. Осваивая последний, учащиеся социализируются как личность. Приобщаясь к нему, у школьников развивается генетическая память, формируется логика познания и преобразования окружающей действительности [12].

К путям приобщения к гуманитарной культуре относится также культурная традиция своего этноса. Рассматривая сущность культурной традиции, многие исследователи опираются на идеи русского философа И.А. Ильина, который писал в своих работах, что «каждый народ вынашивает и осуществляет в своей истории душевно-духовные акты особого национального строения, которые и придают его культуре своеобразный характер» [5, с. 63].

К основным условиям, которые способствуют приобщению школьников к гуманитарной культуре, относится система целенаправленных воспитательно обучающих гуманных отношений и деятельности; ребенка необходимо возвратить как бы в природу, используя педагогические средства, соответствующие требованиям его внутренней природы, законам становления всех сущностных сил и систем его организма [1, с. 256].

В диссертационном исследовании Г.И. Никитина указывается на то, что изучение иностранных языков вносит значительный вклад в формирование гуманитарной культуры школьников, в ходе которого учащиеся имеют возможность приобретать опыт сопереживания и сотворчества, они становятся способными к диалогу с разными национальными культурами, начинают понимать различные культурные смыслы [10, с. 9].

Одним из необходимых условий приобщения лингвистически одаренных учащихся к гуманитарной культуре являются средства обучения иностранным языкам в условиях дополнительного иноязычного образования, эффективность которых во много раз актуализируется, если применяется культурологический подход к организации учебно-воспитательного процесса.

Опираясь на идеи А.Н. Утехиной, которая рассматривала современное языковое образование через призму понятия культуры, мы можем утверждать, что образование является культурным процессом, реализуемым в культуросообразной образовательной среде, где все компоненты наполняются человеческими смыслами и служат человеку, который свободно проявляет свою индивидуальность, а также способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [14, с. 11].

В понимании А.Н. Утехиной в настоящий момент в процессе обучения одаренных школьников акцент делается на то, что обучаемые являются носителями определенной национальной культуры, в основе которой лежат базовые общечеловеческие ценности, ориентирующие молодых людей на изучение ценностей как культуры своей страны, так и страны изучаемого языка. В условиях дополнительного иноязычного образования лингвистически одаренные школьники на занятиях по иностранному языку и на внеклассных мероприятиях постоянно сопоставляют и анализируют культурные различия и общечеловеческие ценности, ищут универсалии в различных культурах — все это формирует у них толерантное сознание, способствующее диалогу как доминирующей форме коммуникации между поколениями и субкультурами [13].

В работе с лингвистически одаренными школьниками вслед за В.В. Сафоновой и В.П. Фурмановой необходимо активным образом применять социокультурный подход, актуализирующий идеи приобщения учащихся к гуманитарной культуре.

В результате использования социокультурного подхода в системе дополнительного иноязычного образования лингвистически одаренные школьники начинают — адекватно интерпретировать национально-культурную, этническую и социально-стратификационную информацию;— корректно употреблять лингвострановедчески и социокультурно маркированную лексику;— осознавать речевое поведение коммуникантов, в котором обязательно используется речевой этикет;— правильным образом соотносить известные явления культуры изучаемого языка с похожими явлениями родной культуры.

Социокультурный подход в условиях дополнительного иноязычного образования с лингвистически одаренными школьниками предполагает следующее — учащиеся обучаются иностранному языку в контексте диалога культур и цивилизаций;— обучение иностранному языку проходит на основе функционально адекватных иноязычных аутентичных материалов;— учитываются возрастные интересы и потребности обучаемых в межкультурном общении.

Современными исследователями в области иноязычного образования высказываются идеи о том, что в работе с лингвистически одаренными учащимися необходимо в учебные программы по иностранным языкам вводить именно те темы, которые позволяют сравнивать и анализировать ценности как родной, так и иноязычной культуры.

По их мнению, учитель иностранного языка должен выбирать содержание языковых текстов таким образом, чтобы в них отражались мировоззренческие положения, предопределяющие развитие всей культуры иноязычного социума [10, с. 15].

Для того чтобы приобщить обучаемых к гуманитарной культуре, учитель должен на своих занятиях использовать именно ту языковую информацию, которая обладает целенаправленным и организованным характером в сфере образовательного процесса. По мнению А.С. Белкина, это будет представлять «витагенный опыт», основывающийся на мыслях, чувствах, переживаниях, поступках, сбывшихся и несбывшихся ожиданиях, носящие стихийный, непреднамеренный характер [4, с. 23].

Согласно такой трактовке, А.С. Белкин считает, что к источникам витагенной информации можно отнести литературу, средства массовой информации, произведения искусства, бытовое, деловое, социальное, общение, разные виды деятельности, сам образовательный процесс. Все они непосредственным образом являются главным «нервом» витагенной информации [4, с. 24].

Другие исследователи одним из наиболее эффективных путей приобщения школьников к гуманитарной культуре называют именно родную и зарубежную литературу. Ученые отмечают, что отечественная и зарубежная классика должна изучаться с опорой на историзм и духовность (В.Ю. Троицкий) [9].

Многие методисты в области иностранных языков подчеркивают, что для того, чтобы изучать язык углубленно, необходимо у учащихся выработать привычку и потребность постоянно читать литературу на иностранном языке. С этой целью, с точки зрения Ю.Г. Круглова, «…надо ввести школьников в ту историко-культурную духовную и психолого-бытовую атмосферу, в которой рождалось художественное произведение, в общих чертах представить пафос жизни, историческую судьбу автора, соответственно надо поставить произведение в историко-литературный и биографический контекст» [9, с. 7]. Исследователи в области дополнительного образования высказывают мнение, что в этих условиях у школьников должны сформироваться целостные представления о человеке и мире (микрокосме и макрокосме), они должны приобщиться к трем основным способам мировоззрения: рационально-логическому (к науке), эмоционально-образному (к искусству) и провиденциально-аксиологическому (к религии) [9, с. 4].

В понимании Е.И. Пассова, и мы разделяем такое трактование этого понятия, иноязычная культура является той частью духовного богатства, которую способен дать человеку процесс коммуникативного обучения иностранному языку с точки зрения учебного, познавательного, воспитательного и развивающего аспектов [8, с. 14].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пути приобщения лингвистически одаренных школьников к гуманитарной культуре... (статья)"

Книги похожие на "Пути приобщения лингвистически одаренных школьников к гуманитарной культуре... (статья)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Щербатых

Людмила Щербатых - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Щербатых - Пути приобщения лингвистически одаренных школьников к гуманитарной культуре... (статья)"

Отзывы читателей о книге "Пути приобщения лингвистически одаренных школьников к гуманитарной культуре... (статья)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.