» » » Серж Гингер - Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям


Авторские права

Серж Гингер - Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям

Здесь можно купить и скачать "Серж Гингер - Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ПЕР СЭ, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Серж Гингер - Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям
Рейтинг:
Название:
Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-9292-0072-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям"

Описание и краткое содержание "Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям" читать бесплатно онлайн.



Гештальт-терапия стала одним из наиболее популярных подходов психотерапии в мире. Она широко практикуется в индивидуальной, групповой терапии и терапии в организациях. Эта книга суммирует ее философию, специфику метода и техники. Кроме этого, в книге изложены некоторые последние исследования относительно функционирования мозга, снов и человеческой сексуальности. В книге имеется глоссарий и предметный и именной указатели.






• Оно касается мира моих ощущений, потребностей (осознаваемых и бессознательных) и побуждений: голод, усталость, сексуальные желания. Оно является мне, «касается меня» в некотором роде без произвольного решения с моей стороны.

• Личность образует основу, на которой появляются потребности: это то, что постоянно во мне, моя историческая характеристика, которая отвечает за то, что я признаю себя в качестве «кого-то, имеющего обыкновение…». Это тот образ, который я создал о себе самом и который переводится словами: «я человек, который…». Личность проявляет себя до и после каждого «цикла»: она его обусловливает и им «питается»; всякий опыт, будучи ассимилированным, обогащает ее, актуализируя тот образ, который я имею относительно самого себя.

• Эго касается моих намеренных и осознанных выборов, за которые я ощущаю себя всецело ответственным и которые позволяют мне определять свое собственное поведение. Именно в зависимости от моих текущих потребностей и моей привычной личности я принимаю решения (следовательно, функция эго зависит от «оно» и от «личности»). Речь идет о том, что я хочу, о том, что я сегодня решил при нынешних обстоятельствах в поле текущего опыта.

• Средняя модальность связана со спряжением в греческом языке: она не активная и не пассивная, но одновременно и то, и другое по форме. Больше всего она похожа на возвратное наклонение в русском языке: когда «я умываюсь», то одновременно являюсь и субъектом, и объектом своего действия; точно так же, как в случае, когда «мы общаемся», находимся в «диалогическом» взаимодействии: это полный контакт, взаимный обмен между мной и другими, мной и окружением.

Психоз связан с нарушением функций оно и личности, которые включаются именно в начале и конце цикла (предварительный контакт и ассимиляция); невроз связан с потерей функции его.

Сопротивления

В реальности цикл не всегда разворачивается одним и тем же образом: возникают остановки, соскальзывания или пробуксовки, скачки, возвраты назад и т. д. В Гештальте эти нарушения, как правило, называются «сопротивлениями». Принято выделять пять основных сопротивлений: конфлюенция (слияние), интроекция, проекция, ретрофлексия (или обратное отражение), дефлексия; некоторые авторы добавляют профлексию, эготизм, обесценивание и т. д. На самом деле большинство из них функционирует как «механизмы защиты», т. е. временные рефлексы безопасности, но которые часто становятся чрезмерными, неподходящими или анахронистическими: так, доспехи, призванные меня защищать, мало-помалу становятся стесняющими и скорее мешают, чем приносят пользу. Гештальт побуждает меня их осознать, и затем отсортировать; он мне поможет избавиться от тех из них, в которых я уже не нуждаюсь, а в случае необходимости трансформировать мои жесткие доспехи в «кольчугу» – более мягкую и лучше адаптированную.

Рассмотрим некоторые расхожие примеры:

• Конфлюенция (слияние) является патологической в том случае, если граница между мной и другим размыта постоянно: если моя жена сопровождает меня на матч регби все время и если я всегда хожу с ней в магазин, наш союз становится «симбиозом», где уже никому не известно, кто чего хочет. Напротив, слияние остается здоровым, если я разделяю энтузиазм моей спортивной команды, семейную радость в связи с юбилеем, победу моей политической партии. Но это здоровое слияние не должно превышать установленных пределов: «пробуксовка» возникает в том случае, если на выборах я голосую как капитан футбольной команды, если моя политическая партия вмешивается в то, какой должна быть моя обыденная домашняя одежда, и если я слепо подчиняюсь гуру какой-то секты.

• Интроекция – это то, что «я проглотил, но не достаточно хорошо прожевал и переварил». Некоторые интроекции необходимы для жизни в обществе: я научился, что надо уважать имущество другого, приходить вовремя на встречу и не кричать на улице…Но я «интроецировал» также, что нельзя мастурбировать (хотя сегодня известно, что это нормальное средство для пробуждения сексуальности), что надо бы помолчать и смириться с идеями родителей и учителей – ценой торможения какого бы то ни было развития! А почему бы мне не проявить себя в моей специфичности и со всей ассертивностью (такое поведение, при котором человек утверждается, «отстаивая» себя без робости и без чрезмерного бахвальства, как раз в меру и в подходящий момент). На самом деле большинство интроекций моего детства висят на мне тяжелым бременем вместо того, чтобы облегчить мне свободную жизнь.

• Проекция состоит в приписывании другому того, что относится ко мне самому (часто для того, чтобы бессознательно от этого избавиться). Вероятно за высказыванием «сегодня вечером у тебя раздраженный вид» скрывается собственная досада, так же, как за высказыванием «я уверен, что ты еще скажешь что-нибудь…». Итак, мы часто приписываем другому наши собственные состояния души, наши желания или наши опасения. Однако же здоровая проекция позволяет нам понять другого, предсказать его поведение, подпитывает любое отношение: «Я дам ему это и думаю, что это доставит ему удовольствие».

• Ретрофлексия состоит в «сдерживании» своих чувств или побуждений: например, желания или гнева. Я оказываюсь в неприятной ситуации и «скриплю зубами» …и это заканчивается «соматизацией» этой досады: я «подхвачу» желудочные колики, если не язву, а то и онкологию[15]. Согласно профессору Лабори, большинство болезней связаны с «торможением действия» – которое накапливает в организме токсические гормоны стресса. Однако же само собой разумеется, что ретрофлексия часто бывает адаптивной и необходимой: вероятно, умение сдержать приступ досады по отношению к своему шефу будет скорее полезным, чем патогенным; умение контролировать свое желания сослужит мне хорошую службу – и это пример здоровой ретрофлексии, признающей место другого и облегчающей социальную жизнь.

• Дефлексия это избегание, отклонение от моего желания или моей потребности. Когда я «ретрофлексирую» мой гнев против вышестоящего лица, то сдерживаю его, а когда я его «дефлексирую», то нарушаю правила уличного движения или кричу на своих детей безо всякой на то причины… Передо мной поставлен вопрос, угрожающий лично мне, и я «дефлексирую» с помощью шутки, которая избавляет меня от ответа, или же путем длинного и пространного рассуждения. Но иной раз дефлексия может оказаться полезной, так как с ее помощью удается избежать конфликта: я болтаю о пустяках или «неожиданно вспоминаю» о срочном телефонном звонке, чтобы увильнуть от деликатной проблемы, к обсуждению которой я бы предпочел вернуться как можно позже и при более благоприятных условиях.

Эти механизмы «сопротивления» являются самыми обычными, как мы видели, и в большинстве случаев более или менее бессознательными. Каждый из нас регулярно использует некоторые из них, но не все и при этом не всегда отдавая себе ясный отчет. Гештальт помогает выявить их и использовать как можно лучше, чтобы усовершенствовать контакт, а не для того, чтобы его разрушить или воспрепятствовать ему. Так, например, моя конфлюенция позволит мне перенять акцент южанина после того, как я приеду в Ниццу, или задержаться после вечеринки, чтобы помочь друзьям убрать (что поможет к ним присоединиться); мои проекции побуждают меня писать эту книгу, так как я постоянно представляю, что читатель думает и чувствует в процессе чтения; мои дефлексии позволяют мне сохранить настроение и радость жизни…даже после телевизионных новостей!

Для иллюстрации этого отрывка о сопротивлениях, предлагаю схему, которая позволяет изобразить эти «пограничные события» между мной и другим:


Сопротивления в Гештальте


Некоторые авторы выделяют еще и другие «сопротивления», такие как профлексия, эготизм, обесценивание (или девалидизация) и т. д.

Итак, теория self поможет мне прояснить мое психическое и социальное функционирование. Если я осознаю, как я нарушаю контакт, то могу «прибрать» его, избавиться от устаревших привычек, ставших бессознательными, гибко перестраивая мое представление о самом себе. Например: я думал – начиная с годов моего ученичества – что «не умею писать», и постоянно это повторял! И вдруг мне стало ясно, что сегодня это уже не так. Теория позволит использовать как можно лучше все богатство моего скрытого потенциала.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям"

Книги похожие на "Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Серж Гингер

Серж Гингер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Серж Гингер - Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям"

Отзывы читателей о книге "Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.