» » » Андрей Харук - «Яки» против «мессеров» Кто кого?


Авторские права

Андрей Харук - «Яки» против «мессеров» Кто кого?

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Харук - «Яки» против «мессеров» Кто кого?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, издательство «ЯУЗА» «ЭКСМО», год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Харук - «Яки» против «мессеров» Кто кого?
Рейтинг:
Название:
«Яки» против «мессеров» Кто кого?
Издательство:
«ЯУЗА» «ЭКСМО»
Год:
2012
ISBN:
978-5-699-56182-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Яки» против «мессеров» Кто кого?"

Описание и краткое содержание "«Яки» против «мессеров» Кто кого?" читать бесплатно онлайн.



«Национальный характер» имеют не только народы и армии, но и боевая техника, которая всегда несет на себе отпечаток национального склада ума и воинских традиций, всегда «заточена» под определенный способ ведения войны, присущий именно этому народу. Только немцы могли создать «Тигр», «Штуку» и «Мессер», только русские были способны полностью реализовать потенциал «тридцатьчетверок», «илов» и «яков», сделав их символами Победы. «Сталинские соколы» против «гитлеровских ястребов»! Советские асы против -экспертов- Люфтваффе. «Воздушные рабочие войны» против «небесных охотников». Краснозвездные «ястребки» против меченных свастикой «ягеров». Кто выиграл эту гонку авиавооружений? Удалось ли нашим ВВС ликвидировать техническое отставание от авиации Третьего Рейха? Чей способ ведения воздушной войны оказался, в конечном счете, более эффективным? Почему до самой Победы потери советских летчиков были гораздо выше немецких? Кто одержал верх в заочной дуэли величайших авиаконструкторов – В. Мессершмитт или А.С. Яковлев? Сравнивая самые массовые истребители Великой Отечественной, немецкий Bf.109 всех модификаций и советские Як-1/ Як-7/Як-9/Як-3, новая книга ведущего историка авиации отвечает на все эти непростые вопросы.






Курская битва

Пытаясь переломить ситуацию на Восточном фронте в свою пользу, германское военно-политическое руководство уже с марта 1943 г. приступило к планированию будущей летней кампании. Ее главные события должны были разворачиваться на центральном участке фронта. Здесь предполагалось осуществить операцию «Цитадель», целью которой было окружение войск двух советских фронтов – Центрального и Воронежского – в Курском выступе. Расчет при этом во многом строился на достижении элемента внезапности, а также качественном превосходстве бронетанковой техники при мощной авиационной поддержке, что, по мнению немецкого командования, позволяло провести операцию в максимально сжатые сроки. Вновь была принята старая формула блицкрига – мощный авиаудар, короткая интенсивная артподготовка, вслед за которыми – массированный танковый удар при поддержке пехоты. Однако советское командование, заблаговременно раскрыв планы противника, постаралось встретить удар вермахта максимально подготовленным.

Обе противоборствующие стороны, готовясь к летней кампании 1943 г., сконцентрировали в районе Курской дуги мощные авиационные группировки, состав и структура которых как нельзя лучше характеризировали рост авиапромышленного производства и изменения в организационной структуре этого вида вооруженных сил. К началу июля здесь было сосредоточено примерно 2800 советских самолетов, или 33% всех находящихся на фронте. Немецкое командование смогло противопоставить им около 1800 самолетов (4-й и 6-й воздушные флоты), что равнялось 80% численности Люфтваффе на Востоке. К концу II квартала 1943 г. оба противника подошли с устойчиво возраставшим выпуском авиатехники: цеха советских заводов ежемесячно покидало 2900 самолетов, немецких – 2000. Впервые с начала Второй мировой войны численный состав Люфтваффе превысил отметку 7000 самолетов. Но если практически вся выпускаемая в СССР техника (плюс поставки по ленд-лизу) предназначалась для советско-германского фронта, то Германия, ведущая борьбу на нескольких театрах военных действий, вынуждена была направлять значительную часть вновь выпущенных машин в соединения Люфтваффе, противостоящие англо-американским союзникам в небе Западной Европы и Средиземноморья. Из-за этого численность Люфтваффе на Восточном фронте даже сократилась по сравнению с летом 1942 г. И в первую очередь это касалось истребительной авиации – с осени 1942 г. до июня 1943 г. с Восточного фронта в Западную Европу и Северную Африку отбыли семь истребительных авиагрупп.


Истребители эскадры JG 52 в районе Белгорода летом 1943 г.


В итоге к моменту начала операции «Цитадель» немцы смогли сосредоточить в районе Курской дуги лишь восемь истребительных групп – примерно 340 самолетов. Северный и южный участки фронта пришлось оголить. Так, в районе Ленинграда действовала единственная группа II/JG 54, которая должна была еще прикрывать и смоленское направление! Чуть лучше дела обстояли на юге, где Люфтваффе поддерживались довольно значительными силами румынской авиации, но и здесь осталась лишь одна группа II/JG 52, усиленная словацким и хорватским отрядами. Из групп, сосредоточенных на Курской дуге, четыре (действовавшие в составе 6-го ВФ) были вооружены самолетами FW 190А, а на «мессершмиттах» летали четыре группы в 4-м воздушном флоте: II/JG 3, IN/JG 3, I/JG 52 и III/JG 52. Пытаясь хоть как-то компенсировать численное превосходство советской авиации, германское командование предпринимало меры к интенсификации боевого применения. С этой целью истребительные группы пытались перевести на новый штат – 54 самолета, из них 36 боевых и 18 резервных; кроме того, еще 20 резервных самолетов должно было находиться в распоряжении командира эскадры. Благодаря этому решалась проблема «безлошадных» пилотов, временно остававшихся не у дел, пока их самолеты ремонтировались. Однако решение о переводе на новые штаты было принято буквально накануне начала немецкого наступления – 4 июля 1943 г., поэтому реализовать его попросту не успели. Все группы Bf 109 летали на «Густавах». Bf 109Е к тому времени не осталось даже в штурмовых группах, а немногочисленные Bf 109F-4 (наряду с идущими им на замену Bf 109G) все еще оставались в двух венгерских эскадрильях. Части «ягдваффе» начали получать самолеты новой модификации Bf 109G-6, но полностью ими успели перевооружить только группу I/JG 52. Остальные группы летали в основном на Bf 109G-4, получив в лучшем случае лишь пару звеньев Bf 109G-6. Последними 4 июля такие самолеты прибыли в II/JG 3 – в этой группе сохранялись не только Bf 109G-4, но и еще более старые Bf 109G-2. В общей сложности четыре группы располагали 153 «мессершмиттами» (четыре группы «фокке-вульфов» насчитывали 186 самолетов). Таким образом, истребительные части Люфтваффе, сосредоточенные на Курской дуге, были укомплектованы практически в соответствии со штатами (правда, старыми, не предусматривавшими резервных машин).


Э. Хартман, абсолютный лидер по числу одержанных побед в Люфтваффе, у своего Bf 109G-6


С советской стороны 4-му и 6-му воздушным флотам противостояли 2-я воздушная армия Воронежского и 16-я ВА Центрального фронтов, привлекались также силы 17-й ВА Юго-Западного фронта. По количеству истребителей первые две из воздушных армий существенно превосходили – каждая в отдельности – все силы «ягдваффе» на Курской дуге, и лишь третья располагала более скромными силами. В общей сложности в них насчитывалось свыше 1200 истребителей (522 во 2-й ВА, 474 в 16-й и 218 в 17-й). В организационном отношении истребители сводились в полки 32-самолетного штата, а те – в дивизии и корпуса. Помимо чисто истребительных соединений, истребительные полки могли входить в состав штурмовых авиадивизий, а истребительные дивизии – штурмовых авиакорпусов. Такое решение должно было обеспечить более тесное взаимодействие между истребителями и прикрываемыми штурмовиками. Именно в этой ипостаси «яки» могли показать себя в полной мере. Обратимся снова к воспоминаниям И. Кожемяко: «Будучи во всем средним истребителем, «як» был чертовски хорош в «непосредственном прикрытии» ударных машин, а в прикрытии именно Ил-2 «як» вообще был «королем».

Лучше «яков» «Илы» никто прикрыть не мог, в этой «ипостаси» даже Ла-5 «яку» уступал. Ил-2 и «яки» взаимно дополняли друг друга: они – меч, мы – щит. Ведь как только «мессера» не пытались зайти на наши штурмовики, и сверху, и снизу, и справа, и слева, «раздергивали» нас, как могли, но каждый раз мы успевали их встретить раньше, чем они сумеют зайти в атаку. В этой «беготне» вокруг ударных машин «як» был вне конкуренции».

Советская истребительная авиадивизия должна была состоять из трех полков, но были дивизии четырех- и даже пятиполкового состава. Однако численность большинства частей до штата не дотягивала. К тому же не удалось избавиться от разнотипности самолетов. Более-менее однородными были лишь полки и дивизии, укомплектованные Ла-5, а вот в полках с «яками» могли встречаться машины двух и даже трех моделей. Так, в 273-й ИАД 16-й ВА два полка (163-й и 347-й) летали на смеси Як-7б и Як-9, а в третьем (157-м) эксплуатировались Як-1б, Як- 76 и Як-9. 1-я гвардейская ИАД той же воздушной армии имела 30-й и 67-й полки с «Аэрокобрами», а также 53, 54 и 55-й с «яками» всех трех моделей. В общей сложности на 5 июля 1943 г. (момент начала Курской битвы) три воздушные армии располагали 52 истребительными авиаполками – 21 во 2-й ВА, 22 в 16-й и 9 в 17-й ВА. Большинство из них – 32 – летали на истребителях Яковлева (14 во 2-й ВА, 13 в 16-й и 5 в 17-й); кроме того.

737-й ИАП 221-й штурмовой авиадивизии (2-я ВА) летал на смеси Як-1, Як-7 и Ла-5. Доля наиболее современных Як-9 в составе истребительной авиации под Курском составляла всего 2,3%. Характерно, что по сравнению с боями на Кубани доля ленд-лизовских истребителей значительно уменьшилась – под Курском на них воевали лишь два упомянутых полка 1-й гвардейской ИАД. Остальные полки воевали на Ла-5.


Bf 109G-4 над Восточным фронтом


Несмотря на значительно больший количественный выпуск авиатехники в СССР, советские самолеты по сравнению с немецкими характеризировались существенно более низкой живучестью и долговечностью из-за широкого применения в конструкции древесины. Это усугублялось использованием неквалифицированной рабочей силы и низкокачественных материалов, что вело к некачественной сборке и нарушениям технологии. Как следствие — не только серьезное снижение летных данных серийных машин по сравнению с опытными, но также аварии и катастрофы, вызванные заводским браком. Наиболее критическая ситуация, связанная с качеством выпускаемых самолетов, сложилась в начале июня 1943 г., когда на многих самолетах, выпущенных в I квартале, было обнаружено растрескивание и отставание обшивки, ставшее причиной нескольких катастроф и аварий в строевых частях. Причина крылась в плохом качестве клея и лакокрасочных покрытий, а порой – ив использовании низкокачественной древесины. Ситуацию усугубляло еще и то, что со дня на день ожидалось немецкое наступление, а сотни самолетов оказались прикованными к земле! Реакция была молниеносной – уже 6 июня, через три дня после поступления тревожного сигнала в Ставку, в распоряжение 16-й ВА прибыла первая ремонтная бригада. Заводские бригады обследовали самолеты на 12 аэродромах, выявив 358 дефектных машин. Большинство из них составляли истребители Яковлева – 100 Як-7 и Як-9, а также 91 Як-1. Все они относились к сериям, выпущенным в феврале – марте 1943 г. Аналогичная ситуация сложилась во 2-й ВА, где осмотр выявил недостаточно прочное крепление обшивки крыла у нескольких десятков Як-1 и Як-7б выпуска марта 1943 г. Благодаря работе заводских бригад к началу Курской битвы количество неисправных самолетов удалось сократить до 10% от общего количества, но полностью устранить дефекты не удалось, и работа продолжалась и в ходе боев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Яки» против «мессеров» Кто кого?"

Книги похожие на "«Яки» против «мессеров» Кто кого?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Харук

Андрей Харук - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Харук - «Яки» против «мессеров» Кто кого?"

Отзывы читателей о книге "«Яки» против «мессеров» Кто кого?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.