» » » Андрей Харук - «Яки» против «мессеров» Кто кого?


Авторские права

Андрей Харук - «Яки» против «мессеров» Кто кого?

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Харук - «Яки» против «мессеров» Кто кого?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, издательство «ЯУЗА» «ЭКСМО», год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Харук - «Яки» против «мессеров» Кто кого?
Рейтинг:
Название:
«Яки» против «мессеров» Кто кого?
Издательство:
«ЯУЗА» «ЭКСМО»
Год:
2012
ISBN:
978-5-699-56182-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Яки» против «мессеров» Кто кого?"

Описание и краткое содержание "«Яки» против «мессеров» Кто кого?" читать бесплатно онлайн.



«Национальный характер» имеют не только народы и армии, но и боевая техника, которая всегда несет на себе отпечаток национального склада ума и воинских традиций, всегда «заточена» под определенный способ ведения войны, присущий именно этому народу. Только немцы могли создать «Тигр», «Штуку» и «Мессер», только русские были способны полностью реализовать потенциал «тридцатьчетверок», «илов» и «яков», сделав их символами Победы. «Сталинские соколы» против «гитлеровских ястребов»! Советские асы против -экспертов- Люфтваффе. «Воздушные рабочие войны» против «небесных охотников». Краснозвездные «ястребки» против меченных свастикой «ягеров». Кто выиграл эту гонку авиавооружений? Удалось ли нашим ВВС ликвидировать техническое отставание от авиации Третьего Рейха? Чей способ ведения воздушной войны оказался, в конечном счете, более эффективным? Почему до самой Победы потери советских летчиков были гораздо выше немецких? Кто одержал верх в заочной дуэли величайших авиаконструкторов – В. Мессершмитт или А.С. Яковлев? Сравнивая самые массовые истребители Великой Отечественной, немецкий Bf.109 всех модификаций и советские Як-1/ Як-7/Як-9/Як-3, новая книга ведущего историка авиации отвечает на все эти непростые вопросы.






Тактика Люфтваффе строилась на тесном взаимодействии различных родов авиации. Группы в составе 12-20 FW 190 с бомбами подходили к району поля боя и, пользуясь плохим оповещением советских войск, с высоты 2000-2500 м безнаказанно сбрасывали свой смертоносный груз. После этого «фокке-вульфы» снижались и штурмовали наземные войска, а затем прикрывали подходящие к переднему краю пикировщики Ju 87. Как правило, в воздушном бою FW 190 были довольно пассивными, считая своей основной задачей защиту пикировщиков. Этого нельзя было сказать о группах Bf 109G, которые эшелонировались на трех-четырех высотах и, по словам командира 7-го ИАК генерала А.В. Утина, «создавали угрозу отовсюду». При этом наиболее опытные «эксперты» – майор Г. Баркхорн (G. Barkhorn), обер-лейтенанты Ф. Облесер (F. Obleser) и X. Липферт (Н. Lipfert), лейтенанты Э. Хартманн (Е. Hartmann) и В. Вольфрум (W. Wolfrum) – действовали на «верхнем ярусе». Умело используя преимущество своих «Густавов» в вертикальном маневре, они, пикируя, сбивали отдельные советские машины, связывали боем остальных, а затем на большой скорости уходили наверх для последующих заходов.

Реагируя на такую тактику пилотов JG 52, советские пилоты вынуждены были поднять высоту патрулирования. Но это привело к тому, что идущие к фронту Ил-2 попадали под комбинированные атаки: сверху били «мессершмитты», а снизу – «фокке-вульфы». И если верхнюю полусферу могли еще защитить истребители сопровождения и воздушные стрелки самих штурмовиков, то удары снизу- сзади были по-настоящему губительны. Из 30 групп советских штурмовиков, вылетавших в течение двух дней в район боев, 28 вели неравные бои еще на подходе к линии фронта. Даже опытнейшим пилотам покрышкинской 9-й гвардейской ИАД приходилось нелегко в схватках с пилотами JG 52. 31 мая благодаря умелой тактике пилотов «мессершмиттов» удалось нарушить взаимодействие между ударной группой (ведущий – капитан Г.А. Речкалов) и группой прикрытия (ведущий – А.Ф. Клубов). Итогом стали пять сбитых «Аэрокобр» и снятие Речкалова с должности командира 16-го гвардейского ИАП с формулировкой «за потерю управления, нерешительность, отсутствие инициативы». А капитан Свинаренко из 100-го гвардейского ИАП за два дня трижды терял своих ведомых…

В течение мая 1944 г. 5-я ВА лишилась 156 самолетов (в т.ч. 33 Як-1б, Як-7 и Як-9Д), из которых 121 составили боевую убыль. Но львиная доля потерь пришлась на два последних дня мая: 30-го числа было потеряно 36 самолетов, а 31-го – 34. То есть в каждый из тех двух дней 5-я ВА лишалась целого авиаполка! Потери Люфтваффе были втрое ниже: 1-й авиакорпус за 30-31 мая лишился 23 самолетов. И среди них также были асы – так, 31 мая был сбит майор Г. Баркхорн, командир группы II/JG 52. В том бою он получил персональное задание прикрывать командира группы пикировщиков III/SG 2 майора Г.У. Руделя (H.U. Rudel) – самого именитого из пилотов, летавших на Ju 87. Уже на обратном пути Баркхорн позволил себе на какое-то мгновение расслабиться – и в тот же миг был сбит советским истребителем. Пилот, имевший на своем счету 273 воздушные победы и уже мечтавший об отметке в 300 сбитых самолетов, сам едва сумел уцелеть и на четыре месяца выбыл из строя.

В майских боях под Яссами ярко проявилось одно характерное отличие в тактике истребителей Люфтваффе и ВВС Красной армии: советские летчики, увлекавшиеся преследованием врага, неоднократно подвергались взысканиям командования «за нарушение боевого порядка». С другой стороны, пилоты «мессершмиттов» настойчиво вели преследование, особенно поврежденных и отставших от общей группы самолетов, не забывая при этом о собственной безопасности. В результате пилоты «ягдваффе» могли записать на свой счет гораздо больше воздушных побед.


Совершивший вынужденную посадку Bf 109К-4 принадлежал эскадре JG 52 «Рихтгофен»


Надо признать, советское командование довольно оперативно учло уроки боев 30-31 мая и перестроило тактику истребителей. Количество самолетов в патруле увеличили до 12-16 машин с построением боевого порядка в три-четыре яруса – как у немцев. При этом ударная группа (как правило, две четверки) находилась на высоте 2500-3000 м, причем одна четверка находилась выше другой примерно на 200-300 м. Задачей ударной группы было поражение штурмовиков и пикировщиков. Выше находилась четверка прикрытия, которая должна была отсекать «мессеры» от ударной группы и прикрывать ее с верхней полусферы. Наконец, еще выше шла четверка группы поддержки, призванная не позволить пилотам Bf 109 применить их излюбленный прием – атаку с пикирования. Иногда еще выше, на 5000-6000 м, располагалась еще одна пара истребителей – «охотников». Новая тактика сразу же сказалась на результатах воздушных боев. Уже 1 июня советским истребителям удалось добиться ощутимых успехов. Доставалось и опытным «экспертам»: так, командир III/JG 52 В. Батц (W. Batz), уходя от «охотника» – лейтенанта А. Семенова из 438-го ИАП, – вынужден был в пикировании разогнать своего «Густава» до приборной скорости в 740 км/ч. При резком выводе «мессершмитт» не развалился, но деформации сделали его непригодным для дальнейших полетов. Так что Семенов, хотя и не сбил противника, записал на свой счет вполне заслуженную победу.

При сопровождении собственных штурмовиков теперь ставилась задача истребителям появиться над полем боя на 3-5 минут раньше «илов», чтобы сковать боем «фокке-вульфы». При сопровождении штурмовиков особенно удачно действовала 294-я ИАД, укомплектованная самолетами Як-9Д. Ее истребители одной группой сопровождали «илы» за линию фронта и обратно, в то время как другая барражировала над полем боя для усиления — вот когда пригодилась увеличенная емкость баков этой модификации «девятки». Когда подходила новая группа штурмовиков и начинались атаки немецких истребителей, советское прикрытие, как правило, оказывалось многочисленнее нападавших. Результат не замедлил сказаться: 1 июня счет потерь сравнялся – обе стороны лишились по восемь самолетов.


Як-9 с двигателем М-105ПФ выруливает на взлет


Характерно, что с советской стороны был потерян лишь один Ил-2, остальные сбитые самолеты были истребителями (пять «Аэрокобр» и два Як-1). То есть истребители смогли вполне надежно защитить штурмовиков. Немецкие потери составили четыре «Густава», два «фокке-вульфа» и по одному Ju 87 и Hs 129. А вот интенсивность боевой работы 5-й ВА по-прежнему отставала – 1 июня на почти 1000 самолето-пролетов Люфтваффе она смогла ответить лишь 467 боевыми вылетами. Причина крылась в больших потерях, понесенных в первые два дня, причем не только сбитыми самолетами, но и поврежденными. Вследствие этого в некоторых полках оставалась всего половина, а то и треть боеспособных машин. Но решающим фактором стало все-таки наличие у ВВС Красной армии крупных резервов – несоизмеримо больших, чем у Люфтваффе. 2 июня еще было зафиксировано 1347 пролетов германских и румынских самолетов, но дальше активность вражеской авиации неумолимо пошла на спад. В 1-м авиакорпусе значительно сократилось количество исправных самолетов, прежде всего истребителей, а это неминуемо сказалось на эффективности боевого применения штурмовиков и пикировщиков. 5 июня 5-я ВА впервые выполнила больше боевых вылетов, чем противник, – 927 против 777. И хотя баланс потерь оказался не в пользу советской стороны – 23 против 8, инициатива в воздухе перешла на сторону ВВС Красной армии. На следующий день стало ясно, что ресурсы Люфтваффе практически исчерпаны. Требования командиров групп и эскадр пополнить части и соединения оставались без ответа. Свежих сил, особенно истребителей, взять было неоткуда. Одновременно с высадкой союзников во Франции американская авиация активизировала удары по румынским нефтепромыслам. Это вынудило снять с фронта и направить для ПВО района Плоешти группу III/JG 52. Немецкие и румынские войска еще пытались продолжать атаки, но к 8 июня наземные части Красной армии, поддержанные авиацией, смогли восстановить исходное положение в районе Ясс. На южном фланге советско-германского фронта установилось затишье. Завершившиеся бои стали последней и достаточно решительной попыткой Люфтваффе завоевать господство в воздухе над районом наступления советских войск. Если годом ранее, в начале операции на Курской дуге, немцы смогли удерживать преимущество примерно в течение недели, то теперь не более двух дней. Так же как и под Курском, под Яссами командованию Люфтваффе удалось четко организовать боевую работу, а летный состав продемонстрировал способность действовать с большой нагрузкой. Немцы широко маневрировали авиацией, максимально приблизив в решающий момент аэродромы к линии фронта. В среднем на каждый немецкий самолет в первые три дня приходилось почти три вылета в день, в то время как на советский – всего 0,6 вылета. Это позволило немцам добиться количественного превосходства и вести воздушные бои при выгодном соотношении сил. При необходимости командование 1-го авиакорпуса быстро усиливало свои части в воздухе. Начальник штаба 5-й ВА генерал Н.П. Селезнев отмечал: «Надо отдать должное хорошей организации взаимодействия видов авиации противника и наращиванию усилий над полем боя, что отмечалось и в 1943 г. У немцев вызов авиации по радио отработан в совершенстве и доведен до автоматизма».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Яки» против «мессеров» Кто кого?"

Книги похожие на "«Яки» против «мессеров» Кто кого?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Харук

Андрей Харук - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Харук - «Яки» против «мессеров» Кто кого?"

Отзывы читателей о книге "«Яки» против «мессеров» Кто кого?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.