Юрий Малинин - Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия"
Описание и краткое содержание "Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия" читать бесплатно онлайн.
Юрий Павлович Малинин (1946-2007) — один из ведущих российских историков-медиевистов, блестящий специалист по истории средневековой Франции, ученик А.Д. Люблинской. Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета (1970), он долгое время работал на кафедре всеобщей истории Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и на кафедре истории средних веков Санкт-Петербургского государственного университета. Автор многочисленных трудов по истории западноевропейского средневековья, переводов известных французских историков — Ж. Ле Гоффа, Ф. Контамина, Р. Перну, издатель «Мемуаров» Филиппа де Коммина (1986) и «Сомюрской джостры 1446 г.» (1998), комментатор многотомного издания читательских помет Вольтера, научный редактор хроник Жуанвиля и Фруассара (2008). В настоящей книге представлены лучшие работы историка.
Feenstra R. Jean de Blanot et la formule «Rex Franciae in regno suo prin- ceps est» // Etudes d'histoire du droit canonique offertes à G. Le Bras. Т.Н. Paris, 1965.
Gueriée B. Un meurtre, une société. L'assassinat du duc d'Orléans 23 novembre 1407. Paris, 1992.
Guenée B. Entre l'église et l'état. Quatre vies de prélats français à la fin du Moyen âge. Paris, 1987.
Hoffman E.J. Alain Chartier. His work and reputation. New York, 1942.
Hommel L. Chastellain. Bruxelles, 1945.
Jeanne d'Arc. Une époque, une rayonnement. Colloque d'Histoire médiévale, Orléans, 1979. Paris, 1982.
Kilgour R.L. The decline of chivalry as shown in the French literature of the late Middle ages. Cambridge, 1937.
Keen M.H. The laws of war in the late Middle ages. London, 1965.
Krynen J. Idéal du prince et pouvoir royal en France à la fin du Moyen âge (1380–1440). Paris, 1981.
Krynen J. «Naturel». Essai sur l'argument de la nature dans la pensée politique française à la fin du Moyen âge // Journal des savants. Avril-juin. 1982.
Krynen J. «Most Christian king». A medieval Theme at the roots of French absolutism // History and anthropology. IV. 1989.
Krynen J. L'Empire du roi. Idées et croyances politiques en France XIII- XV s. Paris, 1993.
Kubler J. L'Origine de la perpétuité des offices royaux. Nancy, 1958. La France de la fin du XV s. Renouveau et apogée / Ed. B. Chevalier et Ph. Contamine. Paris, 1985.
Lewis P.S. Essays in Later Medieval French history. London, 1985.
Lewis P.S. Jean Jouvénal des Ursins and the common literary attitude towards tyranny in 15th century France // Medium Aevum. XXXIV. 1965.
Lewis P.S. La France à la fin du Moyen âge. Paris, 1967.
Lewis P.S. War propaganda and historiography in 15th century France and England // Transactions of the Royal historical society, Ser. 5. XV. 1965.
Major J.R. Représentative Institutions in Renaissance France, 1421–1559. Madison, 1960.
Malinin J. Das Werk «Le pas de Saumur von 1446» und sein Autor // Das Turnierbuch fur René d'Anjou (Le Pas de Saumur). Kommen- tarband. Graz, 1998.
Mollat M. Genèse médiévale de la France moderne. Paris, 1977.
Oakley F. The political thought of Pierre d'Ailly. New Haven, 1964.
Olivier-Martin F. Le roi de France et les mauvaises coutumes // Zeitschrift des Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte, 1938.
Ouy G. L'humanisme et les mutations politiques et sociales en France aux XIV et XV s. // L'Humanisme français au début de la Renaissance. Paris, 1973.
Pechenard P.L. Jean Juvénal des Ursins. Paris, 1876.
Peyronnet G. Gerson, Charles VII et Jeanne d'Arc: la propagande au service de la guerre // Revue d'histoire ecclésiastique. LXXXIV. 1989.
Pocquet du Haut-Jussé B.A. Une idée politique de Louis XI. La sujéstion éclipse la vassalité // Revue historique. CCXXVI. 1961.
Poirion D. Le poète et le Prince. L'évolution du lyrisme courtois de Guillaume de Machaut à Charles d'Orléans. Grenoble, 1965.
Pons N. Propagande et sentiment national pendant le règne de Charles VI // Francia. VIII. 1980.
Quillet J. La philosophie politique du «Songe du vergier» (1378). Paris, 1977. Renaissance du pouvoir législatif et genèse de l'Etat / Ed. A. Gouron. Montpellier, 1988.
Richet D. La France moderne: l'esprit des institutions. Paris, 1973.
Schafer K. Die Staatslehre des Johannes Gerson. Bielefeld, 1935.
Sée H. Louis XI et les villes. Paris, 1891. War, Literature and Politics in the late Middle ages / Ed. C.T. Allmand. Liverpool, 1976.
II.
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ СТАТЬИ
Рыцарство[2]
Рыцарство — это военно-феодальная корпорация, начало которой положила тяжеловооруженная конница Каролингской эпохи. Становление этого рода войск с VIII в., во многом связанное с распространением стремени и седла, ранее всего происходило во Франкской державе, где уже при Карле Великом он стал ядром армии. Этот процесс имел очень важные военно-социальные последствия: ввиду дороговизны лошадей и необходимого вооружения конник должен был иметь немалый достаток, а искусство ведения конного боя требовало, чтобы он был профессиональным воином, обучавшимся с юного возраста и поддерживавшим свою боеспособность постоянно на протяжении жизни. Конниками, таким образом, становились люди, наделенные земельными владениями (бенефициями, постепенно превращавшимися в наследственные феоды) или получавшие содержание от сеньоров, и свободные, как правило, от физического труда. В итоге конница, в качестве военной силы вытеснившая или серьезно потеснившая крестьянскую пехоту, составила особый профессиональный и социальный слой, и общество разделилось на три сословия — духовенство, воинство и крестьянство.
Изначально рыцарство — это не что иное, как именно тяжеловооруженная конница (лат. equitatus, фр. chevalerie, нем. Rittertum, англ. chivalry), и его становление было одной из важных сторон процесса феодализации. Все представители феодализирующейся знати также были конными воинами, составляя верхушку рыцарства, но долгое время не сливаясь с основной его массой. Знать выделялась из нее благодаря своим феодальным владениям и феодальной власти, символом чего был замок (лат. castrum, фр. château, нем. Burg, англ. castle). Социальный статус простых рыцарей был заметно ниже статуса кастелянов, или шатленов, хотя военная профессиональная деятельность сближала их с ними и в то же время отрывала от крестьянства. До XI–XII вв. именно их именовали рыцарями (лат. eques, miles,[3] фр. chevalier, нем. Ritter, англ. knight[4]), в отличие от знатных. Люди самого разного, темного происхождения, они составляли вассальное воинство знати, служившее ее интересам. В их среде ранее всего распространяется особый обряд посвящения в рыцари.
Генетически он восходит к древнегерманскому обряду инициации, когда юноше вручалось оружие, и он становился полноправным членом племени. О посвящении в рыцари источники впервые начинают упоминать в XI в., хотя этот обряд несомненно более старый. По сути он состоит из двух актов: препоясывания мечом и сильного удара, наносимого посвящаемому по затылку или по щеке. Характерно, что французское название обряда — «l'adoubement» происходит от древнегерманского слова «ударять» (старофр. adober, герм, dubban). Позднее распространился обычай ударять мечом плашмя по плечу. Под влиянием церкви в практику вошло также предварительное омовение тела, исповедание грехов, ночное бдение в молитвах. Но наиболее важным элементом ритуала оставался удар (пощечина), благодаря чему, согласно Раймунду Луллию, человек должен на всю жизнь запомнить свой обряд и свое «обещание». По мнению же Ламберта Ардрского это была своего рода символическая пощечина, единственная в жизни рыцаря, на которую он не должен отвечать. Однако в действительности ее смысл, которого не постигали средневековые авторы, состоял в контакте между рукой посвящающего и телом посвящаемого, обеспечивающим передачу некоего качества. Подобным образом пощечину давал и епископ, посвящавший клирика в сан.
Примерно в XI в. определяется характерно рыцарское вооружение, отличное от вооружения пехотинцев. Исключительно рыцарским оружием становится длинное копье (в XIV в. оно, например, могло достигать 4 с лишним метров) и длинный (около 1 метра) тяжелый меч с крестообразной рукоятью. Ношение этих двух видов «благородного» оружия простолюдинам, крестьянам иногда просто запрещалось (такой запрет издал, к примеру, Фридрих I Барбаросса в 1152 г.). Наиболее ценимым, почти одушевленным оружием был меч. Мечи обычно освящали, им давали имена, рукояти их всячески украшали и вделывали в них какие-нибудь реликвии, благодаря которым перед ними совершали молитвы. Метательное и ударное оружие (лук, топорики и др.) было к XII в. оставлено пехотинцам, и рыцари стали относиться к нему с презрением. Рыцарским оборонительным вооружением были шлем, щит и доспех. Шлем в XI в. был горошкообразной формы с наносником, впоследствии его форма постепенно совершенствовалась и видоизменялась. Щит, поначалу длинный, укорачивался по мере того, как доспех все лучше стал защищать ноги. Доспех, особенно важная часть вооружения, без которой немыслим облик рыцаря, примерно до XII в. представлял собой панцирь, защищавший верхнюю часть тела, особенно живот, и изготавливавшийся в виде льняной или кожаной рубахи с нашитыми на нее металлическими кольцами. В XII в. появляется так называемая броня — длинная рубаха с кольцами, нашитыми так, что они находят друг на друга, а несколько позднее — кольчуга, в которой кольца не нашиваются, а сцепляются друг с другом. Все более совершенствуясь и все лучше закрывая тело, кольчужный доспех был лучшим и наиболее распространенным видом оборонительного оружия в XII–XIII вв. Знаменитый рыцарский пластинчатый доспех, или латы, получает распространение только в позднее средневековье — XIV–XV вв. Он был вершиной оружейного мастерства и оружейной эстетики средневековья. Широко распространенное представление, что в полном кольчужном, а тем более пластинчатом доспехе человек, выбитый из седла, практически не мог самостоятельно двигаться, страдает явным преувеличением.
В тесной связи с изменениями в характере вооружения стоят перемены в тактике ведения боя. Отказавшись от метательного оружия, рыцари сражаются только «телом к телу». Поэтому рыцарский бой состоит из поединков, целью которых постепенно становилось не убийство противника, а его пленение, обещавшее выкуп.
В плане социальной эволюции рыцарства особенно важным был XII в., когда произошло своего рода слияние рыцарства со знатью благодаря распространению среди ее представителей обряда посвящения в рыцари. Более того, он становится обязательным. Во Франции, например, в ряде областей утверждается правовая норма, согласно которой сын знатного человека до совершеннолетия (21 год) должен быть посвящен в рыцари, а иначе он утратит знатность и станет простолюдином.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия"
Книги похожие на "Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Малинин - Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия"
Отзывы читателей о книге "Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия", комментарии и мнения людей о произведении.