» » » » Митрополит Иерофей Влахос - Жизнь после смерти


Авторские права

Митрополит Иерофей Влахос - Жизнь после смерти

Здесь можно купить и скачать "Митрополит Иерофей Влахос - Жизнь после смерти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ДАРЪ, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Митрополит Иерофей Влахос - Жизнь после смерти
Рейтинг:
Название:
Жизнь после смерти
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
9-785-485-00430-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жизнь после смерти"

Описание и краткое содержание "Жизнь после смерти" читать бесплатно онлайн.



Книга «Жизнь после смерти» дает православный ответ на волнующий каждого человека вопрос: что ожидает нас в будущей жизни. В изложении известного греческого богослова и проповедника владыки Иерофея учение Святых Отцов становится понятным и интересным современному читателю.






Итак, более подробно мы рассмотрим вопросы о том, ГДЕ живут души людей и КАК они живут. Эти вопросы очень беспокоят наших современников. Конечно, у нас нет такого ложного ощущения, что вот мы сейчас дадим законченные ответы. Ведь это таинства, которые в своей полноте раскроются лишь в будущем. Но святые, удостоившиеся извещения от Бога о некоторых истинах, открыли их нам. Так мы будем, как и всегда, настаивать на том, что говорят святые отцы об этих великих событиях.

Мы говорили, что души – тварные, то есть творения Божии. Это означает, что у них есть определенное начало, но конца по воли Божией нет. Также душа является умной частью человеческого бытия, а тело – чувственной частью. Душа невидима для телесных чувств, но тем не менее она не совсем невещественна. Преподобный Иоанн Дамаскин учит, что и Ангелы называются умными духами, имеют умную сущность, называются бестелесными, но только лишь в сравнении с дебелостью вещества. Потому что в действительности «одно лишь Божество невещественно и бестелесно»[66].

Когда мы говорим о бестелесном, невидимом и безобразном, то говорим об этом двумя способами: по естеству и по благодати. По естеству – когда говорим о природе; по благодати – когда говорим в сравнении с веществом. Так, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, бестелесен, невидим и безобразен по естеству один лишь Бог. Ангелы, демоны и души людей бестелесны, невидимы и безобразны по благодати и «в сравнении с дебелостью вещества»[67].

Значит, души являются умными, но не духами такими, каким является Бог, а тварными и эфирными (воздушными). Как Ангелы, служебные духи, которые называются эфирными существами, так и души суть эфирные. В этом смысле мы говорим, что души людей после выхода из тела воспринимаются либо Ангелами, либо демонами. Если бы они были просто умными, то как бы это было возможно?

О состоянии душ после их выхода из тела сложилось много различных мнений у философов и в различных религиях. Человек всегда хотел найти ответ на вопросы о том, что будет в той жизни, которая после смерти. Святитель Дионисий Ареопагит разделяет людей на разные категории.

Он считает, что нечестивые люди выдумали различные мнения о состоянии души после выхода из тела. Одни считают, что души переходят к небытию, другие мыслят, что единство души и тела разрушается окончательно, и уже не говорят о воскресении тел и новом единении души с телом. Они думают, что души соединяются с другими телами, говорят о новых воплощениях. Это теория о перевоплощении души или о переодушевлении тела. Иные считают другую жизнь подобной настоящей, потому что проповедуют, что равноангельные люди имеют пищу, которая подходит и для смертной жизни. Последней категории принадлежат хилиасты. Но святитель Дионисий Ареопагит все эти теории о жизни души после смерти считает заблуждениями. Как он говорит, никто из священнейших мужей не впадет в такие заблуждения [68].

Множество отрывков Священного Писания говорит о том, что души живут после смерти. Известно чудо воскресения сына сарептской вдовы, совершенное пророком Илией. Пророк там молился Богу: Господи Боже мой!да возвратится душа отрока сего в него! После молитвы стало так, и отрок воскрес (3 Цар. 17, 21–23). То, что душа отрока возвратилась, означает, что она продолжала существовать после смерти и не пришла в небытие. Точно то же самое мы видим в воскресении Лазаря, в воскресении сына наинской вдовы и дочери Иаира. По слову Христову их души возвратились в тела. Священное Писание об успении великих мужей обычно говорит, что дух их приложился к отцам их (Быт. 27, 8).

Во время Преображения Христа явились два великих пророка Ветхого Завета – Моисей и Илия. И Христос разбойника, исповедавшего Его, уверил: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23,43). Этим Христос подтверждает, что после смерти человека душа существует, не исчезает. Мы могли бы привести еще много цитат, но ограничимся лишь этими.

Все святоотеческое предание и церковный опыт подтверждают эту действительность, поэтому противоположное мнение является нечестивым отрицанием веры, данной в Откровении. И правда, принимающий противоположное мнение сотрясает сами основания веры, потому что мы подвизаемся в хранении заповедей Христовых в ежедневной жизни, чтобы вечно пребывать с Богом. Преподобный Никита Стифат говорит: «Ибо будут жить, как сказано, все благочестиво пожившие и освободившиеся от сей жизни». А чтобы не возникло такого впечатления, что после смерти живут лишь души благочестивых людей, он продолжает, чтобы сказать, что это происходит и с душами нечестивых и неправедных. Не только благочестивые живут после смерти, «но и нечестивые, каждый из которых получает воздаяние, соответствующее делам его»[69].

Одно интересное место, подчеркиваемое в трудах святых отцов, направлено как раз против переселения душ. Отцы говорят, что хотя душа разлучается с телом, но ипостась, личность человека, не разрушается. Поскольку душа сотворена Богом вместе с телом, то каждая душа принадлежит исключительно одному определенному человеку.

Слово «ипостась» происходит от глагола «чЗфкттгцдд,». В своем древнем значении – «стоять снизу». Под этим подразумевалась некая стабильность, основание, базис и тому подобное. В богословском языке «ипостась» обозначает главным образом бытие, действительность, в противоположность феномену, явлению[70]. По преподобному Иоанну Дамаскину, термин «ипостась» обозначает две вещи: первое – бытие, а второе – бытие конкретного человека[71]. То есть человек – это ипостась, он обладает подлинным бытием. Но каждый человек обладает своим бытием, особыми характерными признаками, которые отличают его от других людей, от иных ипостасей.

Человек с самого момента своего творения является отдельной ипостасью-личностью, и эта ипостась не исчезает даже после смерти. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что ипостась – это сочетание тела и души с самого начала бытия каждого человека. То есть человек состоит из души и тела, объединенных в одной ипостаси Богом с самого начала творения. Эта ипостась не разрушается даже смертью. Поэтому, «хотя в смерти и разлучается душа с телом, но ипостась обоих одна». Даже при разлучении души с телом «душа и тело вечно имеют одно и то же начало своего бытия и ипостаси»[72].

Поэтому Христос в притче о богаче и Лазаре говорит, что богач увидел Лазаря на лоне Авраама, а не просто душу Лазаря. Поэтому если даже только одна душа Лазаря находилась на лоне Авраама, но это был Лазарь, потому что ипостась человека не разрушается смертью.

Учение о том, что разлучение души с телом не разрушает ипостаси человека, встречается и в трудах святителя Григория Нисского. Он использует два поразительных примера.

Один пример взят из изобразительного искусства. Художник, чтобы придать образ какому-либо лицу или событию, должен уметь не только смешивать краски, но и различать на отдельные краски уже смешанные. Он обладает ясным пониманием свойств каждой краски, черной, белой, красной, желтой, а также знает, что получится при смешении одной краски с другой. Даже после их смешения он не теряет знания первоначальных цветов. То же самое происходит и с душой по отношению к телу, которое состоит из множества элементов.

Душа и после разрушения тела знает физические свойства тех элементов, которые были соединены в составе тела. И даже когда элементы, составлявшие тело, распадутся на разные части, и тогда она их знает и силой своего ведения касается их, приближает к себе, доколе эти элементы не объединятся вновь и не воссоздастся разрушившееся тело. Это обновление произойдет по слову Божию во Второе пришествие. Это и есть воскресение тела. Главное заключается в том, что душа, хотя и разлучается с телом, знает и помнит те элементы, из которых состояло ее собственное тело.

Другой пример взят из искусства изготовления керамики. Он приводит к тому же выводу, что душе не трудно среди иных, чуждых для нее элементов различить свое тело. Различные глиняные предметы изготавливаются из одной и той же глины. Хотя они происходят из одной глины, но каждое изделие обладает своим своеобразием: одно – горшок, другое – амфора, третье – блюдо или ступка, и так далее. Все эти предметы узнаются их хозяевами по их особым характерным признакам. И если их разбить, а черепки перемешать, то и тогда можно увидеть, какая часть принадлежит амфоре, а какая – горшку. Узнать это можно по характерным признакам этих предметов. А если разбитые керамические изделия будут смешаны с необработанной глиной, то хозяева найдут их и узнают с еще большей легкостью.

То же самое происходит и с душою, которая после своего исхода из тела и после разрушения тела знает свое тело, даже если части ее тела смешались с частями других тел, даже если соединились с элементами необработанного вещества, такими как вода, воздух и тому подобными. Душа всегда знает свое тело, потому что она соединена с ним. «Душа всегда знает свое, с чем была составлена в один образ»[73].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жизнь после смерти"

Книги похожие на "Жизнь после смерти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Митрополит Иерофей Влахос

Митрополит Иерофей Влахос - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Митрополит Иерофей Влахос - Жизнь после смерти"

Отзывы читателей о книге "Жизнь после смерти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.