» » » » Михаил Водолагин - У стен Сталинграда


Авторские права

Михаил Водолагин - У стен Сталинграда

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Водолагин - У стен Сталинграда" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Госполитиздат, год 1958. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Водолагин - У стен Сталинграда
Рейтинг:
Название:
У стен Сталинграда
Издательство:
Госполитиздат
Год:
1958
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "У стен Сталинграда"

Описание и краткое содержание "У стен Сталинграда" читать бесплатно онлайн.



Величавой по силе сопротивления, немеркнущей по доблести и мужеству назвали народы мира великую битву под Сталинградом.

200 дней и ночей гремели бои за Сталинград на берегах Дона и Волги. Грохот и гул этих боев был слышен во всех частях земного шара. 200 дней взоры человечества были прикованы к волжскому городу, под стенами которого разыгралось одно из величайших сражений за всю историю человечества.

Автор этой брошюры — участник обороны волжской твердыни — просто и ярко рассказывает о важнейших событиях великой Сталинградской битвы и ее беззаветных героях — советских воинах и сталинградских рабочих.






Первый массированный налет на Сталинград немецко-фашистская авиация произвела в ночь с 22 на 23 апреля 1942 года. Налет продолжался без перерыва 3 часа 23 минуты. Фашистам особенно хотелось вывести из строя танковый завод. Но через мощную огневую завесу зенитной артиллерии удалось прорваться лишь одиночным самолетам. Наспех сброшенные ими 18 фугасных и несколько сот зажигательных бомб цели не достигли: в городе пострадало всего лишь 6 деревянных домов. Фашистские летчики много бомб сбросили на ложные очаги, заблаговременно устроенные по оврагам, которыми так богаты Сталинград и его окрестности.

После этого налета вражеские самолеты, особенно разведчики, все чаще и чаще стали появляться над Сталинградом.

Несмотря на участившиеся воздушные налеты противника и приближение летом 1942 года фронта к самому Сталинграду, среди жителей не было стремления покинуть город, уйти от опасности. Наоборот, преобладало другое стремление — города не оставлять, держаться в нем до последнего момента. Мощный Сталинградский промышленный район продолжал работать четко, уверенно.

Усиленно проводились занятия в истребительных батальонах и в частях корпуса народного ополчения, а полк ополчения Ерманского района почти в полном составе находился на строительстве городского оборонительного рубежа. Бдительно несли службу посты контрольно-пропускных пунктов, учрежденные в связи с военным положением.

Как протекала жизнь города в то тревожное время, можно видеть из перечня событий за один день — 20 июля. В этот день сталевар-скоростник завода «Красный Октябрь» А. Соколков выполнил норму на 119 процентов. Его бригада выдала сверх плана 8 тонн металла. Прессовщица метизного завода А. Мамаева вместо 300 деталей по норме выработала 900. Рабочий тракторного завода Н. Онищенко работал одновременно на 7 зуборезных станках и выполнил три с половиной нормы. Профессор Г. С. Топровер произвел в госпитале 7 сложных операций, семи бойцам была спасена жизнь. Фронтовая бригада машиниста Журбенко, получив задание срочно подвезти груз к линии фронта, увеличила вес поезда на 500 тонн и провела его со скоростью, превышающей норму на 10 километров. В зале Главунивермага (на 4-м этаже) подготавливалось открытие выставки-панорамы «Оборона Царицына», написанной художниками Котовым и Дубровиным. На строительстве рубежа вокруг города работало 12 тысяч сталинградцев. В городе за день объявлялось 4 воздушные тревоги. Над областью летало свыше 80 самолетов противника.

Вечером 20 июля состоялось экстренное собрание городского партийного актива. Секретарь обкома и горкома партии А. С. Чуянов доложил активу о положении дел на фронте и в городе и сообщил, что обком партии получил указание Центрального Комитета партии, переданное по телефону председателем Государственного Комитета Обороны И. В. Сталиным. Центральный Комитет обязывал принять меры к еще большему усилению работы военной промышленности и укреплению обороны города, требовал вести беспощадную борьбу с трусами и паникерами. Изложение директивы ЦК партии И. В. Сталин закончил словами: «Сталинград не будет сдан!»

Сталинградский тракторный завод. Сошедшие с конвейера танки уходят на фронт.


Зал, где проходило собрание, не вместил всех прибывших. Коммунисты стояли в проходах, заполнили коридор. Суровостью веяло от их лиц. Речи выступающих, проникнутые тревогой, отличались сжатостью изложения, конкретностью предложений. С. беспощадной резкостью вскрывались недоделки и нарушения в организации противовоздушной обороны города. Единодушно выдвигались требования о приведении в боевую готовность ополчения, о повышении бдительности, об увеличении выпуска оборонной продукции, об ускорении сооружения оборони тельного рубежа за городом.

Актив объявил себя мобилизованным на защиту Сталинграда. Его решение было кратким и сводилось к одному: всеми силами отстоять Сталинград!

— Отстоим Сталинград! — эти слова приобрели глубочайший смысл, стали пламенным призывом, клятвой верности Родине, смыслом жизни каждого сталинградца.

Трудящиеся Сталинграда — коммунисты и беспартийные — единодушно одобрили решение партийного актива об укреплении города и стали трудиться еще напряженнее. Тракторный завод перевыполнил июльскую программу по выпуску танков, за что ему было присуждено переходящее знамя Государственного Комитета Обороны[6]. Досрочно тракторозаводцы выполнили и особое, повышенное задание: дать фронту не менее 150–180 танков. К 20 августа завод выдал 240 танков. Переданные войскам фронта, они серьезно усилили оборону Сталинграда.

Со сталинградских заводов непрестанным потоком поступали танки и пушки, минометы и автоматы, снаряды и другая военная продукция. А работать сталинградцам приходилось все труднее и труднее. С каждым днем ухудшалось снабжение сырьем и топливом, учащались воздушные налеты противника.

Для Сталинграда, уже потерявшего две железнодорожные линии, главной транспортной магистралью, связывающей его с другими городами и районами страны, оставалась Волга.

Матушка-Волга стала военной рекой. По ней день и ночь шли караваны судов — действовал могучий речной конвейер по перевозке топлива, боевой техники, людских пополнений.

В ночь с 22 на 23 июля 1942 года противник приступил к бомбежке волжского транспорта. 25 июля в Волгу были сброшены с самолетов первые мины. Фашистские самолеты начали охоту за волжскими судами и днем и ночью. У Сталинграда река больше не погружалась в сон. Движение речных судов стало прикрываться истребительной авиацией. На пароходах и баржах устанавливались зенитные пушки и пулеметы. В укромных затонах создавались пункты отстоя и формирования судов в караваны.

Белые, словно лебеди, волжские пароходы стали перекрашиваться под цвет глинистых берегов, маскироваться зеленью. Чтобы лишить неприятельскую авиацию ночных ориентиров, волгари вскоре погасили все бакены. Судовым командам пришлось теперь водить пароходы в кромешной тьме, на память, по еле приметным ориентирам. В это время бакенщики стали сопровождать суда на лодках, помогая им не сбиться с фарватера.

В июле на окраине Сталинграда началось срочное строительство четвертого оборонительного рубежа. Чтобы высвободить для этого строительства рабочую силу, многие предприятия и учреждения, не занятые непосредственно выполнением военных заказов, были временно закрыты, а рабочие и служащие отправлены на сооружение рубежа.

Гитлеровцы усиливали воздушные налеты на город. Особенно частыми они стали в июле — августе: по два-три, а то и четыре налета за сутки.

На Волге в единоборство с фашистской авиацией вступили катера военной флотилии. Конвоируя суда, они искусно защищали их от нападения противника с воздуха. Бронекатер под командованием лейтенанта Карпунина, конвоируя караван из трех барж, за 5 дней (с 26 июля но 1 августа) отбил 23 атаки вражеской авиации, сбил один самолет.

В защите Волги по уступали военным морякам и волжские речники. Пароход «Сократ» — обыкновенное речное судно, без какой-либо брони. Но на его палубе установили зенитные пулеметы.

На сталинградском плесе на пароход напало до десятка самолетов. Отбиваясь, команда «Сократа», возглавляемая капитаном Кривцовым, сбила 3 самолета. Такому успеху позавидует любой военный корабль.

Наибольшим нападениям с воздуха подвергался железнодорожный транспорт. Железнодорожники, однако, не прерывали своей работы, продолжали подвозить к фронту людей, технику и продовольственные грузы.

В боях с воздушным противником особенно отличилась 102-я дивизия истребительной авиации под командованием Героя Советского Союза полковника Красноюрченко. Летчики этой дивизии сбили 336 фашистских самолетов, из них 216 бомбардировщиков. За героизм, проявленный в боях, дивизия была удостоена звания гвардейской, семи летчикам дивизии, в том числе уроженцу Сталинграда В. Г. Каменщикову, присвоено звание. Героя Советского Союза. Свыше 200 летчиков награждены боевыми орденами.

Герой Советского Союза лейтенант В. Г. Каменщиков.


Оборона Сталинграда, работа его промышленности стояли в центре внимания Государственного Комитета Обороны. 15 июля 1942 года ГКО принял постановление «Об организации дополнительных перевозок по Волге военных грузов и сырья для сталинградских заводов»[7]. По решению ГКО от 19 августа 1942 года в Сталинград был направлен заместитель председателя Совнаркома СССР и нарком танковой промышленности В. А. Малышев для организации бесперебойной работы сталинградской промышленности. В связи с приближением противника стала производиться эвакуация населения и материальных ценностей из донских районов области. Своим ходом двинулся на Восток тракторный парк более 40 МТС и совхозов задонских районов — около 2000 тракторов и полтысячи комбайнов. Тронулись гурты скота. Окутываясь пылью, двигались обозы колхозных подвод с семьями и домашним скарбом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "У стен Сталинграда"

Книги похожие на "У стен Сталинграда" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Водолагин

Михаил Водолагин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Водолагин - У стен Сталинграда"

Отзывы читателей о книге "У стен Сталинграда", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.