Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Организация педагогического процесса"
Описание и краткое содержание "Организация педагогического процесса" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы организации педагогического процесса. Автор критикует ненаучные подходы к решению данной проблемы, доказывает синонимичность понятий «обучение», «воспитание», «педагогический процесс». Предназначена для научных работников, аспирантов, преподавателей и студентов вузов, учителей.
Разновидностью физического наказания является лишение воспитанника естественных, биологических, физиологических потребностей. К сожалению, такое тоже встречается. К ним относятся, например, такие наказания, как лишение человека обеда, отдыха, привлечение к непосильному труду, лишение сна, общения со сверстниками и т.д. Такое наказание не способствует правильному развитию личности.
В применении наказания некоторыми педагогами допускаются унижение, оскорбление. По отношению к нарушителю применяются такие слова: невежда, бездарь, глупец, маньяк и т.д. Употребляются пословицы типа «яблоко от яблони далеко не падает». При этом упоминаются все его предыдущие грехи. Делается вывод о его безнадежности и т.д. Я знаю одного доктора филологических наук, который до сих пор не может избавиться от комплекса, что у него безобразный внешний вид. Оказывается, мама его в детстве обзывала «уродом». Наказание – своеобразное предъявление требования к личности с целью его перевоспитания. Поэтому требовательность должна сочетаться с уважением.
Иногда и публичное наказание способствует унижению воспитанника. Поэтому такое наказание надо применять с большой осторожностью. В некоторых случаях полезным бывает наказание без свидетелей.
Частое наказание также является ошибкой. О том, что нельзя часто наказывать ребенка говорил А.С. Макаренко. Он писал, что «наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда явно целесообразно» [ 109, с. 49-50]. А на вопрос, почему нельзя часто наказывать воспитанника, отвечает народ своей пословицей: «если человека каждый день называют свиньей, то через месяц он захрюкает». Частое наказание приводит к привыканию к нему. Для такого человека наказание перестает быть воспитательной силой. Воспитанник становится равнодушным сначала к наказанию, затем к себе, окружающим и к жизни.
В определенных случаях наказание можно заменить, например, такими методами, как замечание, беседа, прощение, предоставление шансов.
А как определить периодичность, частоту наказаний? Для этого необходимо систематически и тщательно наблюдать воспитанника, чтобы не допустить привыкание его к наказанию. Для предупреждения этого надо добиться сильного воздействия на него первого наказания. Наказание должно воздействовать универсально, то есть не только устранять данную ошибку, но и внушить человеку мысль о недопустимости любого нарушения. Тогда отпадает необходимость частого использования наказания. Также надо стараться как-то чередовать наказание с поощрением, т.е. находить хоть маленький повод для положительной оценки.
Эти и другие ошибки снижают эффективность педагогического процесса. Для предупреждения их педагогу необходимо постоянно повышать свои знания, умения по применению метода наказания.
Наказание не изолировано от других методов. Выше говорилось о связи его с поощрением. Оно может сочетаться и с такими методами, как требование, «слепого человека», анализа, слухового и зрительного восприятия, сравнения, рикошета и т.д.
В заключение можно сделать некоторые выводы по правильному выбору и умелому применению метода наказания:
- необходимо снять вопрос о том, надо ли наказывать или нет. Наказание, как и все другие методы, объективно существует. Нельзя считать его второстепенным методом. Он нужный и важный метод;
- допущение ошибок в применении метода наказания чревато серьезными последствиями. Поэтому необходимо постоянно и целенаправленно учиться его применению;
- при выборе метода наказания надо учитывать следующие факторы: наличие и сущность нарушения; степень вины нарушителя; его индивидуальные особенности; общественное значение данного нарушения и т.д.
- для обеспечения эффективности метода наказания необходимо реализовать следующие условия: правильный выбор метода; справедливость наказания; обеспечение восприятия воспитанником наказания; адекватность наказания; не унижать, не оскорблять человека наказанием; предупреждение привыкания воспитанника к наказанию и т.д.
§3. Правильный выбор и умелое применение
метода подражания
В педагогической науке понятие «метод подражания» редко применяется. Вместо него употребляется «метод примера». «Важным методом воспитания …является пример», - пишет доктор педагогических наук, профессор, академик АПН СССР Г.И. Щукина [149, с. 45]. Так написано во всех учебниках педагогики, предназначенных для студентов педагогических вузов [ 163, с . 113; 154, с. 321-340].
Однако следует отметить, что «пример» методом может назвать только тот человек, который не имеет четкого представления о педагогическом процессе, о его структуре. Педагогический процесс, как выяснено нашими исследованиями, состоит из десяти компонентов: объект, субъект, цель, содержание, формы, средства, методы, принципы, движущие силы, результат. Пример относится к средствам, а не к методам. Метод – это способ передачи и усвоения содержания. Когда человек начинает получать знания, умения навыки, черты характера, отношения, эмоции с примера (образца), тогда мы можем говорить, что появился метод подражания.
«Подражание – следование какому-либо примеру, образцу», - говорится в словаре-справочнике по возрастной и педагогической психологии, выпущенном под редакцией М.В. Гамезо [195]. В другом словаре подражание объясняется как «воспроизведение, копирование двигательных и социальных, культурных стереотипов» [164, с. 52]. Однако в этих определениях суть рассматриваемого метода не отражается. Подражание – не «следование какому-либо примеру, образцу», не «воспроизведение, копирование» чего-то, а способ усвоения содержания педагогического процесса путем воспроизведения, копирования поведения другого человека, свойств одушевленных и неодушевленных предметов.
Методом подражания пользуется только объект педагогического процесса. Субъект, заставляющий объекта подражать ему, превращается в средство. Подражание - полезный метод. Его значение отмечается с древних времен. Еще древнегреческий философ Сенека говорил: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером» [20, с. 137]. К.Д. Ушинский писал: «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личность в деле воспитания. …Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [209, с. 63-64]. А. Эйнштейн тоже высоко ценил этот метод. «Моральные качества выдающейся личности имеют, - писал он, - большое значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения» [221].
Из современных российских педагогов Н.А. Болдырев подтвердил мнения предшественников о значении подражания. Он писал: «Никакие слова не могут дать такого ясного, наглядного и конкретного представления о том, что хорошо и что плохо, как поступки, поведение окружающих» [20, с. 137].
Действительно, многие знания, умения, навыки, черты характера, отношения приобретаются методом подражания. Особенно в детском возрасте. Ребенок языку, речи учится исключительно этим методом. Он копирует и воспроизводит многие действия родителей, окружающих людей. Имитирует водителя, летчика, птиц, даже неодушевленные предметы. В младшем и подростковом школьном возрасте он подражает и сверстникам. Народный поэт Башкортостана М. Карим писал: «Юный поэт, прежде чем следовать Пушкину, Тукаю, Бабичу или Саляму, подражает своим сверстникам. Помнится, мы в ауле начинали писать вдвоем с дружком Ташбаем. И не знали устали, подражая друг другу. Он пишет об озере Акманай, я воспеваю озеро Ишбай. Я пою гору Сагыл, он восхваляет Девичью Гору. О Чапаеве пишем оба» [74, с. 307].
Из-за своей значительности метод подражания довольно широко применяется. Некоторые подражают всю жизнь, другие кому-то во всем, третьи - отдельным свойствам. Подражают преступникам, предкам, мертвым. Существуют фанаты, которые даже меняют свой внешний вид, превращаясь в двойники своих кумиров.
Подражание обеспечивает конкретность, наглядность восприятия. Оно вызывает уверенность, закрепляет содержание в памяти. Не только человек, который подражает, получает пользу от этого метода, но и тот, кому подражают. Если он знает, что ему подражают, то у него появляется желание сохранить, умножить свой имидж. Однако, несмотря на такую популярность метода подражания, нельзя переоценивать его. Всемирно известный писатель Л.Н. Толстой считал, что «все или 0,999 воспитания сводится к примеру».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Организация педагогического процесса"
Книги похожие на "Организация педагогического процесса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса"
Отзывы читателей о книге "Организация педагогического процесса", комментарии и мнения людей о произведении.