Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Организация педагогического процесса"
Описание и краткое содержание "Организация педагогического процесса" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы организации педагогического процесса. Автор критикует ненаучные подходы к решению данной проблемы, доказывает синонимичность понятий «обучение», «воспитание», «педагогический процесс». Предназначена для научных работников, аспирантов, преподавателей и студентов вузов, учителей.
Все эти условия взаимосвязаны и в совокупности способствуют эффективности метода подражания.
В заключение хочется подчеркнуть один важный момент: воспитанник, подражающий кому-то, должен превращаться и в подражаемый объект. Если он все время только подражает, а не заслуживает сам для подражания, то надо считать, что данный метод не до конца выполняет свои функции.
§4. Правильный выбор и умелое применение
метода бумеранга
Бумеранг – это способ усвоения содержания педагогического процесса во время воспитательной работы с объектом. «Объясняя детям, сама начала понимать», - призналась одна учительница в анекдоте. В данной ситуации она неосознанно призналась в применении метода бумеранга. «Учи других, и сам научишься», - гласит русская пословица. Метод бумеранга, по-другому, – это способ воздействия на воспитанника путем постановки его в положение учителя.
К сожалению, об этом методе известно мало. О нем нет серьезных научных трудов. Такое обстоятельство приводит к недооценке его. Он педагогами применяется в основном неосознанно.
Между тем, метод бумеранга обладает большими возможностями. Во-первых, он экономичен. Ведь, применяя его, одним выстрелом поймаешь несколько зайцев. Ученик, привлеченный учителем к работе с другим учеником, развивая подопечного, одновременно и сам развивается. У него появляются педагогические умения, стремление быть примером, достойным своего статуса. В то же время педагог в его лице приобретает помощника, из-за чего у него появляется дополнительное время для работы с другими воспитанниками. Это уже – третий заяц. Во-вторых, знания, умения, навыки, черты характера, отношения, полученные методом бумеранга, как правило, бывают прочными и разносторонними. Ученик, который привлечен к работе с другим учеником, обычно готовится более ответственно, чтобы научить его чему-либо. В это время он становится более активным, любопытным, читает, повторяет, обращается к педагогу за консультациями. Если его постоянно ставить в положение учителя, то он становится доброжелательным, привыкает всегда и всюду помогать другим. Этим самым он завоевывает авторитет, что немаловажно для дальнейшего его развития. В-третьих, метод бумеранга благоприятно влияет на формирование самостоятельности. А. Дистервег писал: «Любой метод… хороший в той мере, в какой пробуждает в нем самодеятельность» [52, с. 128]. Ученик, применяемый метод бумеранга, самостоятельно работает с воспитанником. При этом, как правило, для него нет четких схем действий, контроля, значит, есть повод проявления творчества, изобретательности. Он даже тогда, когда привлечен к этой работе педагогом, находится в основном на свободном плавании.
Из-за таких положительных свойств метод бумеранга может применяться и для корректировки отклонений в развитии личности. Например, если неаккуратного, «грязного» ребенка назначить санитаром, то через некоторое время он может стать чистоплотным. Во время проверки чистоты товарищи ему сделают замечание, критикуют, и он вынужден привести себя в порядок. Выполнение педагогических обязанностей может исправить даже тех, кто встал на путь нарушения законов и норм морали. Не зря некоторые люди, став родителями, избавляются от своих серьезных недостатков. Такова роль и значение метода бумеранга в педагогическом процессе.
Механизм воздействия метода бумеранга заключается в следующем. Во время выполнения педагогических обязанностей ученик на себе испытывает трудности воспитательной работы, лучше понимает учителей и становится послушным, восприимчивым к воспитанию. Во-вторых, предъявляя требования к другому человеку, он подвергается самовнушению, в результате чего начинает отрицательно относиться к недостаткам, у него появляется желание стать хорошим человеком. В-третьих, во время этой работы он убеждается в том, что качество восприятия педагогического воздействия зависит от авторитета. Поэтому начинает заботиться о своем авторитете. Все это заставляет его работать над собой, и он становится и воспитанником, и воспитателем одновременно.
Эффективность метода бумеранга в первую очередь зависит от правильного его выбора. На выбор метода бумеранга влияют следующие факторы: готовность человека применять его; содержание педагогического процесса; взаимоотношения между объектом и субъектом; достаточность времени для того, чтобы получить запланированный результат с помощью бумеранга и т.д.
Готовность субъекта ПП к применению метода бумеранга довольно обширное понятие. Она включает в себя следующие аспекты: наличие желания помогать другому человеку; наличие необходимых для педагогической работы черт характера таких, как доброжелательность, настойчивость, сила воли, ответственность, уверенность и т.д.; овладение некоторые базовыми педагогическими умениями.
При выборе бумеранга учитывается и содержание педагогического процесса. Например, на занятиях по химии нежелательно учащихся привлекать к демонстрации опытов. Правила техники безопасности не разрешает это. Изучение дискуссионных, малоисследованных вопросов не поручается детям.
Взаимоотношения между учениками также играют роль в выборе метода бумеранга. Если они не воспринимают друг друга, конфликтуют или между ними имеются другие какие-то барьеры, выбор данного метода нежелателен. Между этими учащимися деловое сотрудничество не возникнет.
Метод бумеранга выбирается и с учетом достаточности времени для получения запланированного результата. Результат, как правило, вызывает чувство удовлетворения, ощущение победы. Отсутствие результата лишает человека их.
Несмотря на научную неразработанность, метод бумеранга осознанно и неосознанно применяется на практике. Его использовал Л.Н. Толстой. Вспоминает его ученик Д.Д. Козлов: «Пришли мы в школу. Были написаны буквы. Некоторые ученики не знали букв, а я знал все буквы. Лев Николаевич узнал, что я знаю буквы, и сделал меня старшим, чтобы я учил своих товарищей» [80, с. 292].
А.С. Макаренко успешно применял метод бумеранга. Для этого он в своих детских колониях создавал разновозрастные отряды, в которых более опытные работали с менее опытными: помогали педагогам в воспитании колонистов. Он писал: «Когда я попробовал в качестве опыта объединить разные возрасты, малышей и более взрослых, у меня получилось лучше. Я на этой форме и остановился. Мой отряд в последние 7-8 лет состоял обязательно из самых старших, наиболее опытных, политически развитых и грамотных комсомольцев и из самых маленьких коммунаров, включая и некоторые средние возрасты. Такой коллектив, составленный по типу различных возрастов, приносил мне гораздо больший воспитательный эффект, это, во-первых, а во-вторых, в моих руках получался коллектив более подвижный и точный, которым я мог легко руководить», - писал он [108, с. 216].
Из современных педагогов метод бумеранга эффективно применяли учитель рисования, черчения, труда, пения Реутовской школы №2 Московской области И.П. Волков и директор Белорецкой компьютерной школы Республики Башкортостан Р.Г. Хазанкин. В своей книге «Цель одна – дорог много» И.П. Волков рассказывает: «Когда у нас школа работала в две смены, почти во всех начальных классах уроки рисования вели ученики четвертых-десятых классов. Один такой урок показан в фильме «Час ученичества», где ученица четвертого класса ведет урок рисования во втором классе. Эти ученики, хотя и не замещают и не заменяют учителей, проводили уроки, пользуясь программой, весь учебный год, сами составляли план урока, оценивали работы, выводили четвертные и годовые оценки. Они просто давали уроки, которые были заранее отработаны с учителем рисования, и проводили их под наблюдением учителя начальных классов. К слову, у этих ребят эффект был выше, чем даже у меня, хотя они ставили отметки строже. Объясняясь на своем языке, они в чем-то лучше понимают друг друга, в чем-то мы, взрослые, уже не можем быть так близки к ним, как они между собой» [36, с. 72]. Обобщая опыт Р.Г. Хазанкина, мы заметили, что он у учащихся формирует умение учить ( глава III , §3). Метод бумеранга применял и В.Ф. Шаталов. В нашей книге описывается его опыт применения этого метода (глава III , §1).
Рассматриваемый метод я применяю в работе будущими педагогами-психологами. После усвоения студентами основ педагогики при изучении следующих дисциплин: военная педагогика, биография как средство изучения педагогики и психологии; художественная литература как средство воспитания мы в широком масштабе начинаем применять метод бумеранга. Для этого в начале семестра распределяем темы среди студентов, по которым они будут выступать в качестве лекторов в течение 45 минут или одной пары (глава VI , §2).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Организация педагогического процесса"
Книги похожие на "Организация педагогического процесса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса"
Отзывы читателей о книге "Организация педагогического процесса", комментарии и мнения людей о произведении.