» » » Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса


Авторские права

Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса

Здесь можно скачать бесплатно "Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Педагогика, издательство Башкирский государственный университет, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса
Рейтинг:
Название:
Организация педагогического процесса
Издательство:
Башкирский государственный университет
Год:
2012
ISBN:
978-5-7477-2995-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Организация педагогического процесса"

Описание и краткое содержание "Организация педагогического процесса" читать бесплатно онлайн.



  В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы организации педагогического процесса. Автор критикует ненаучные подходы к решению данной проблемы, доказывает синонимичность понятий «обучение», «воспитание», «педагогический процесс».      Предназначена для научных работников, аспирантов, преподавателей и студентов вузов, учителей.






- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;

- подготовку к трудовой деятельности» [57, с.1196].

Вышеперечисленные примеры свидетельствуют об отсутствии единой системы требований к содержанию педагогического процесса. Настораживает несогласованность этих требований. Например, даже невооруженным глазом видно: принципы, предлагаемые У. Древсом, на самом деле являются синонимами-названиями одного и того же принципа - принципа поэтапности. А то, что перечисляется в 14-й статье Закона Республики Башкортостан «Об образовании», вообще не являются требованиями к содержанию ПП. Их с большой натяжкой можно назвать задачами школы.

Требованиями в данном случае мы считаем исходные теоретические положения (принципы), которыми необходимо руководствоваться в формировании (создании, определении) содержания педагогического процесса. Такими требованиями являются общие принципы ПП: принцип целостности; принцип индивидуализации; принцип развития; принцип поэтапности; принцип саморегулируемости (глава V). Но система требований к содержанию педагогического процесса не ограничивается только ими. Она включает в себя и компонентные принципы - принципы, принадлежащие только к содержанию. К ним относятся принципы: а) первичности отношения, б) универсальности, в) неограниченности, г) достаточности содержания.

Принцип развитиятребует, чтобы содержание педагогического процесса развивало человека. А оно развивает тогда, когда содержит в себе постоянно и последовательно меняющиеся, углубляющиеся, расширяющиеся знания, умения, навыки, качества, отношения, усвоение которых ведет человека вперед по схеме «от простого к сложному, от низшего к высшему», в результате чего он становится «совершенной» личностью.

Принцип целостностипедагогического процесса требует целостности и его содержания. Данное требование, как и остальные, отражает объективную закономерность: предмет изучения - действительность - целостное образование, с одной стороны, с другой - субъект ПП нуждается в целостном развитии. К сожалению, на практике целостность содержания ПП часто нарушается. Доказательством этого является деление его, например, на «содержание образования (обучения)», «содержание воспитания»; на «содержание организованного, неорганизованного воспитания»; на «содержание школьной (классной), внешкольной (внеклассной) работы» и т.д.

Целостность содержания, конечно, не ограничивается единством только этих сторон. Она требует и единства, во-первых, знаний, умений, навыков, черт характера, отношений, во-вторых, структурных единиц (общей, политехнической, специальной), в-третьих, уровней содержания ПП (дошкольного, начального, среднего, высшего) и т. д.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что содержание педагогического процесса в общеобразовательной школе должно быть универсальным. Это требование обусловлено тем, что человек с широким кругозором, универсальными знаниями, всесторонним развитием быстрее овладевает конкретной профессией, легче приспосабливается к постоянно меняющимся условиям современной жизни, вносит ощутимый вклад в развитие общества. Так, Аристотель, Гете, Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, Д. Менделеев, А. Пушкин, башкирский просветитель Р. Фахретдин и многие другие стали бессмертными учеными-энциклопедистами, усвоив универсальные знания. Таких примеров много. К сожалению, известен и такой факт: в нашей стране из школ с математическим уклоном, по сообщениям СМИ, не выходило ни одного великого математика. Они, как правило, образование получали в обыкновенных общеобразовательных школах.

Все это доказывает мысль о том, что универсальность содержания ПП - необходимое условие для эффективного развития личности.

Универсализация содержания педагогического процесса достигается различными путями.

1. Достижение оптимального соотношения общей, политехнической и специальной единиц в содержании. Общие знания, умения, навыки, черты характера, отношения в содержании ПП общеобразовательной школы должны иметь приоритетное положение. Их в учебном плане, как правило, представляют общеобразовательные предметы. Программные материалы этих учебных дисциплин не должны быть слишком детальными: они состоят из общих законов, закономерностей, теории, правил и т. д.

Данное требование касается и черт характера. И они должны быть общими - универсальными. Универсальных черт характера, как выяснилось в процессе нашего исследования, три: ответственность, активность в самосовершенствовании, уверенность (глава VIII, §7). Они порождают все другие качества.

Большой вклад в универсализацию содержания вносит политехническая единица. Она предполагает в содержании такие знания, умения, навыки, качества, отношения, которые связаны с основами производства и, обеспечивая связь учебного заведения с жизнью, универсализирует содержание ПП общеобразовательной школы. Политехническая единица, расширяя, обогащая и конкретизируя общие знания, умения, навыки, в то же время служит базой для усвоения специальной единицы. Этим объясняется ее промежуточное, связующее положение в содержании. Отсутствие в содержании политехнических знаний, умений, навыков, качеств, сводит на нет его универсальность и отрицательно сказывается на результате.

Специальная единица, к сожалению, очень часто приводит к ослаблению универсальности содержания педагогического процесса. Для того чтобы этого не было, необходимо соблюдать некоторые правила. Во-первых, надо избегать узкой специализации содержания: учащимся давать специальности широкого профиля. Во-вторых, в общеобразовательной школе общую и политехническую единицы содержания педагогического процесса нельзя подчинять специальной единице. Предоставление специальной единице приоритетного положения уменьшает универсальность содержания ПП и общеобразовательную школу превращает в специальную.

2. Расширение зоны общения ученика с окружающей средой - следующий путь универсализации содержания педагогического процесса. Окружающая среда, являясь средством ПП, как и книга, содержит в себе знания, умения, навыки, черты характера. Причем они в ней находятся во взаимосвязи, в динамике, в универсальном виде. Ученик должен уметь читать эту книгу. «Предмет познания ребенка - вся окружающая его действительность», - писал П.П. Блонский [15, с. 118].

Однако сегодняшняя общеобразовательная школа напоминает островок, изолированный от внешнего мира. Многие организаторы педагогического процесса, к сожалению, считают, что усвоение знаний, умений, навыков и других элементов содержания ПП осуществляется только в учебном заведении. Жизнь в школе однообразна. Учеба, учеба, еще раз учеба. Основными источниками информации являются учитель и книга. «Книжное воспитание» приводит к отрыву от реальной жизни, и человек, получивший его, становится малопригодным к жизни.

Что нужно делать для того, чтобы расширить «окружающую среду» ребенка? Во-первых, необходимо уменьшить время пребывания


ученика в учебном заведении, тем самым дать ему возможность общаться с природой, с людьми, бывать в театрах, музеях, библиотеках и т.д. Во-вторых, вовлечь его в разнообразную деятельность. В-третьих, формировать у него стремление стать хорошим человеком, что позволит ему получать максимальную пользу от окружающей среды.

Содержание педагогического процесса должно быть неограниченным. Это означает отсутствие у него потолка по вертикали и границ по горизонтали. Есть только переход с одного уровня на другой, от одного качества к другому. Необходимость данного требования или принципа объясняется бесконечностью познания и способностью человека непрерывно усваивать знания, умения, навыки, качества, отношения.

К сожалению, принцип неограниченности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе часто нарушается. Об этом говорят следующие факты.

1. Наличие единых учебных программ. Тысячи детей: и одаренные, и слабые - в одно и то же время, за одни и те же сроки изучают один и тот же материал. Конечно, в этом случае содержание для одаренных учащихся ограничено. Ведь при правильной организации педагогического процесса они в изучении основ наук могли бы идти далеко вперед и тем самым, не дожидаясь слабых, усвоить большой объем учебного материала.

2. Отсутствие у некоторых учащихся умения эффективно совершенствовать себя. Такой человек привык получать знания, умения, навыки, черты характера только с помощью другого человека: учителя, родителей, товарища и т.д. Без постороннего человека он не может эффективно развиваться. Для него содержание ПП фактически ограничено.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Организация педагогического процесса"

Книги похожие на "Организация педагогического процесса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фарваз Сайфуллин

Фарваз Сайфуллин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса"

Отзывы читателей о книге "Организация педагогического процесса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.