Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Организация педагогического процесса"
Описание и краткое содержание "Организация педагогического процесса" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы организации педагогического процесса. Автор критикует ненаучные подходы к решению данной проблемы, доказывает синонимичность понятий «обучение», «воспитание», «педагогический процесс». Предназначена для научных работников, аспирантов, преподавателей и студентов вузов, учителей.
В формировании черт характера участвуют и отрицательные эмоции. Они часто оберегают человека от некоторых черт. Например, если человек при первом курении испытал отвращение, то не станет курящим. Чувство вины иногда помогает избавиться от отрицательных черт. К сожалению, у отдельных людей могут появляться отрицательные эмоции к положительным явлениям. Такое наблюдается у некоторых молодых людей, не желающих служить в армии. На этой основе у них могут формироваться такие черты, как трусость, безответственность, нечестность и т.д.
Вызванные на основе эмоций черты характера, сами становятся источниками эмоций. Например, жизнерадостный человек ищет и находит повод для положительных эмоций: радости, восхищения. Стеснительный человек часто испытывает смущение. Все это говорит о том, что между эмоциями и чертами характера существует «обратная связь». Она способствует развитию и закреплению черт характера.
Эмоции могут возникнуть и при отсутствии отдельных черт характера. Например, страх чаще всего появляется тогда, когда у человека нет храбрости, честности. Чувство вины возникает тогда, когда человек случайно совершает непристойные действия, не имея в характере соответствующих отрицательных черт.
Методика формирования эмоций достаточно подробно раскрывается в §4 VIII главы. Здесь ограничимся некоторыми общими рекомендациями по использованию эмоций в формировании черт характера. В первую очередь необходимо заботиться о создании у воспитанника насыщенной, богатой, разносторонней эмоциональной сферы. Во-вторых, добиться систематичности, повторяемости, развиваемости тех или иных эмоций. В-третьих, стараться, чтобы эмоции вызывали эмоциональные состояния – почву для возникновения черт характера.
В формировании черт характера большую роль играют отношения. С любви к Родине начинается патриотизм, с ненависти к нарушениям – порядочность, законопослушность, дисциплинированность и т.д. Они участвуют в формировании трудолюбия, бережливости, тактичности, аккуратности, старательности, честности, стойкости, преданности и т.д. (глава VIII, §6). «Трудолюбие, - говорится в «Новейшем психологическом словаре», - черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности, проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда» [131].
Велика роль в формировании черт характера движущих сил как педагогического процесса, так и деятельности. Формированием мотивов, побуждений «определяется и основная линия воспитательной работы по формированию характера, - писал С.Л. Рубинштейн. – Истоки характера человека и ключ к его формированию – в побуждениях и мотивах его деятельности» [175, с. 633]. Движущие силы способствуют появлению таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, настырность, боевитость, решительность, твердость и т.д. Любопытство, интерес делают человека любопытным, любознательным, желание, стремление – активным, целеустремленным, страх – осторожным, бдительным и т.д.
Для формирования определенных черт характера нужны знания, умения. Они делают человека уверенным, осторожным, смелым, свободным, сильным, самостоятельным, исполнителем, пунктуальным, внимательным, точным, бдительным, аккуратным, уверенным. А безграмотный или малограмотный человек, наоборот, является беспомощным, неуверенным, зависимым и т.д.
Человек, умеющий что-то делать, как правило, является уверенным, активным, инициативным, смелым и т.д. У неумеющего человека есть большая вероятность возникновения таких черт, как беспомощность, неуверенность, зависимость, пассивность, несообразительность.
Знания участвуют в образовании мировоззрения. А мировоззрение влияет на формирование черт характера. Оно делает человека образованным, разносторонним, уверенным, убедительным, универсальным, защищенным, сообразительным, творческим, самостоятельным, правильным, принципиальным, активным, целеустремленным, настойчивым, убедительным, сознательным и т.д. Бедность, ограниченность мировоззрения лишает человека некоторых жизненно важных черт характера. Такой человек, например, может быть неуверенным, пассивным, нерешительным, беспомощным и т.д.
Сознание также участвует в формировании черт характера. С его помощью возникают такие черты, как сознательность, ответственность, самокритичность, трудолюбие, тактичность, интеллигентность, сообразительность.
Самое интересное то, что черты характера могут вызываться чертами характера. В этом легко убедиться на примере стержневых черт: ответственности, уверенности, активность в самосовершенствовании. Они порождают много других черт: решительность, смелость, самостоятельность, самокритичность и т.д.
Таким образом, участие каждого структурного элемента психики в формировании характера доказывает нашу мысль о том, что характер всецело зависит от качества психики.
Характер человека проявляется. Он отражается в поведении, деятельности, даже во внешнем виде человека. Его можно познавать, изучать, корректировать, развивать. В этом заключается его реальность.
Глава IX .
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
§1 . Понятие о движущих силах
педагогического процесса
Целью педагогического процесса, как было сказано выше, является формирование развивающейся личности. Такая личность формируется всю жизнь. Однако уровень ее развития не всегда зависит от продолжительности жизни. А зависит, в основном, от движущей силы педагогического процесса, от ее качества.
Что такое движущая сила педагогического процесса?
Это сила, заставляющая человека развиваться как личность. К ней, например, относятся: интерес, желание, намерение, стремление, страх и т.д.
Педагогический процесс организуется субъектом. Он хочет, стремится, намерен сделать воспитанника хорошим человеком. Но для этого ему надо формировать у него желание, стремление быть таким, т.е. превратить его в субъект педагогического процесса. Однако не сразу получается вызвать у него общественно значимые мотивы. Поэтому можно начинать с промежуточны х движущи х сил, таких, как: страх от педагога, родителей, двойки; чувство стыда перед одноклассниками; нежелание быть «последним человеком», отверженным и т.д.
Следует различать движущие силы педагогического процесса от движущих сил деятельности, поведения. Например, человек хочет купить своей жене пальто. Другой хочет заниматься бизнесом. В первом случае присутствует движущая сила поведения, во втором – деятельности. А движущей силы педагогического процесса нет. Потому что здесь нет желания (или стремления, намерения и т.д.) усваивать знания, умения, черты характера, эмоций, т.е. совершенствоваться, развиваться. Если бы в этих обоих случаях происходил педагогический процесс, то их движущими силами были бы: а) желание вызвать у жены радость; б) желание усвоить теорию и практику организации бизнеса.
К движущим силам педагогического процесса относятся мотивы. Но не все. Например, нежелание учиться является мотивом, но не движущей силой педагогического процесса.
Движущая сила как отдельный компонент педагогического процесса имеет особенности:
- при наличии движущей силы педагогический процесс становится организованным, целенаправленным; Стихийный педагогический процесс ее не имеет;
- от качества движущей силы зависит эффективность педагогического процесса. Например, стремление по сравнению с желанием дает более прочный результат;
- движущие силы могут быть осознанными и неосознанными. Человек может не понимать и не объяснять почему, например, он интересуется физикой, желает научиться играть на баяне и т.д.;
- движущие силы бывают постоянные и временные (промежуточные), общие, конкретные.
- движущая сила – усвоенная эмоция – результат педагогического процесса. Например, усвоение темы из-за страха отца. Страх принадлежит тебе, он временно или на долгие годы усвоен тобою. Неусвоенная эмоция не является движущей силой, она относится к содержанию педагогического процесса.
Движущие силы педагогического процесса, как любое психическое явление, имеют биологические основы. А.Р. Лурия в мозге выделяет специальный блок (часть) – мотивационный. «Он, по его мнению, отвечает за общее энергетическое обеспечение организма, за избирательную активацию отдельных процессов и форм поведения и включает в себя мозговые структуры, поддерживающие определенный уровень активности организма. В него входят ретикулярная формация, структуры среднего мозга, глубинные отделы мозга, отвечающие за потребности, а также лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга» [129, с. 100].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Организация педагогического процесса"
Книги похожие на "Организация педагогического процесса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса"
Отзывы читателей о книге "Организация педагогического процесса", комментарии и мнения людей о произведении.