Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Организация педагогического процесса"
Описание и краткое содержание "Организация педагогического процесса" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы организации педагогического процесса. Автор критикует ненаучные подходы к решению данной проблемы, доказывает синонимичность понятий «обучение», «воспитание», «педагогический процесс». Предназначена для научных работников, аспирантов, преподавателей и студентов вузов, учителей.
педагогического процесса
Движущие силы педагогического процесса не возникают на пустом месте. Для него нужны определенные предпосылки. К ним относятся: убеждения, цель, умения, навыки, черты характера, чувства, установки, потребности, мировоззрения и т.д.
1. Убеждения. Убеждения – те знания, в истинности которых человек глубоко верит. На основе таких знаний возникают «ценности – то, что человек особенно ценит в жизни, окружающем его мире, людях, материальной и духовной культуре людей; то, чем он особенно дорожит и чему придает наиболее важное значение» [128, с. 306]. Без убеждений и ценностей хорошие движущие силы не возникают.
2. Цель. При наличии цели движущая сила педагогического процесса быстрее возникает. Например, на основе цели «стать педагогом» появляется движущая сила – «стремление (или желание) стать педагогом».
3. Умения, навыки могут быть опорой для движущих сил. Например, если человек умеет играть на баяне, то у него может возникнуть желание стать баянистом. А.К.Маркова писала: «Интерес к учению, возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счет владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором» [111, c . 11].
4. Черты характера. Для появления движущих сил нужны определенные черты характера. Если у человека, например, имеются любознательность, целеустремленность, то у него могут возникать желание заниматься наукой, стремление к цели. Ответственность вызывает желание дорожить авторитетом, стремление к совершенству и т.д.
Однако следует признать, что не все черты характера служат базой для движущих сил. Некоторые, наоборот, убивают их. К ним, например, относятся неуверенность, лень, равнодушие и т.д.
5. Эмоции. Выше было сказано о том, что движущие силы образуются из эмоций. В то же время было отмечено, что не все эмоции, а только такие, как страх, вина, интерес, влечение, желание, стремление относятся к движущим силам. В процессе дальнейшего исследования выявлено, что для возникновения этих движущ их сил необходимы и другие эмоции. Например, стенические чувства – «чувства, активизирующие человека, повышающие его жизнедеятельность, увеличивающие силу и энергию человека» [55, c . 205]. Своеобразной почвой, предпосылкой движущей силы ПП является и такое чувство, как надежда. «Колотись, бейся, а все надейся», - гласит башкирская пословица. Разновидностью надежды является притязание. «Притязания - реальные, действительно существующие надежды, ожидания, сознательно поставленные цели, порождающие осознанное желание и стремление добиться их» [128, с. 131].
Еще одной эмоцией, вызывающей движущую силу , является антипатия – «отрицательное эмоциональное отношение к объекту» [187, c . 88]. Антипатия, хотя отрицательная эмоция, но вызывает и полезные движущие силы педагогического процесса, например, такую, как желание избежать общения с плохим человеком, страх отрицательного поступка и т.д.
6. Установки. Установка – это психолого-педагогическая настройка человека на выполнение тех или иных действий. Например, инспектор религиозных школ, послушав на школьном литературном вечере стихотворение С. Есенина, сказал, что он будет великим поэтом. Так и было.
Наверное, здесь решающую роль играла установка. Она вызвала у Есенина желание или стремление стать великим поэтом. Установка дается и положением, статусом, должностью, деятельностью. Учитель имеет установку быть воспитанным, санитар – чистым, охранник – бдительным и т.д.
7. Потребности. «Потребность – переживаемая человеком нужда в чем-то» [55, c . 204]. «У человека намного больше разнообразных потребностей, чем у других живых существ. Это – органические (физиологические), материальные, социальные, творческие потребности, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Органическими (физиологическими) называются потребности, связанные с самосохранением и развитием организма. В их число входят потребности во всем, в чем нуждается организм человека, в том числе в пище, воде, кислороде, определенном температурном режиме, продолжении рода… Материальными называют потребности, которые удовлетворяются при помощи вещей, созданных трудом людей. Это, например, потребности в одежде, жилище, инструментах и разного рода машинах… Социальными называют потребности, связанные с определенным образом жизни и положением человека в обществе среди людей. Это, например, потребности в общении, внимании со стороны окружающих людей, признании, уважении, обладании властью и т.п. Творческими называются потребности, удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности: научной, технической, художественной. Современный человек, особенно если он представляет собой высокоразвитую личность, не может нормально существовать без творчества…. Под потребностями психологического развития и нравственного самосовершенствования понимаются такие, удовлетворяя которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост, стремится к тому, чтобы сделать из себя морально ответственную и нравственно совершенную личность» [128, с. 123-124].
На наш взгляд, не только так называемые «потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования», но и все потребности служат почвой появления движущ ей сил ы педагогического процесса. Все они способны вызывать желание (стремление и т.д.) усвоить знания, умения , навыки, черты характера, отношения, эмоции, без которых потребности, как правило, не удовлетворяются.
Все эти предпосылки находятся в объекте педагогического процесса. Поэтому чем выше уровень развития воспитанника, тем, вероятнее возникновение движущей силы педагогического процесса, и тем быстрее происходит превращение объекта в субъект.
§3 . Роль отдельных компонентов педагогического процесса
в формировании движущих сил
Развитие движущих сил педагогического процесса имеет ряд особенностей:
- ослабление, исчезновение отрицательных движущих сил может создать условия для появления положительных движущих сил или наоборот;
- чем выше уровень развития движущих сил, тем эффективней ПП и чем эффективней ПП, тем быстрее формируются движущие силы;
- темп, характер формирования, развития движущ ей сил ы индивидуальны;
- движущие силы могут формироваться и развиваться целенаправленно и стихийно. При стихийном они сами возникают и развиваются на основе внутренних процессов, когда имеются соответствующие для этого предпосылки.
В формировании движущих сил участвуют все элементы педагогического процесса.
Субъект принимает активное участие в формировании ее у объекта педагогического процесса.
Объект является носителем движущ ей сил ы. Чем выше уровень общего развития личности, тем быстрее формируется у нее движущая сила. Объект, имеющий более важные, социально значимые движущие сил ы, превращается в субъект. Он начинает совершенствовать себя. Сила движущей силы проявляется в поступках, действиях, успеваемости, эмоциях, чертах характера и т.д.
Цель педагогического процесса также участвует в формировании движущих сил. Она является, как было сказано выше, предпосылкой для возникновения их. Такое тесное взаимодействие движущей силы и цели может привести к ошибочному мнению об их тождественности. Но они отличаются друг от друга и представляют две самостоятельные компоненты педагогического процесса. Движущая сила способствует реализации цели. После реализации обе «умирают». Появляются более сложные, важные цели и соответствующие им движущие силы. Может быть и наоборот: сначала возникает движущая сила, затем цель. Такова взаимосвязь цели и движущих сил педагогического процесса.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Организация педагогического процесса"
Книги похожие на "Организация педагогического процесса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса"
Отзывы читателей о книге "Организация педагогического процесса", комментарии и мнения людей о произведении.