» » » Светлана Костромина - Справочник школьного психолога


Авторские права

Светлана Костромина - Справочник школьного психолога

Здесь можно купить и скачать "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Астрель, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Костромина - Справочник школьного психолога
Рейтинг:
Название:
Справочник школьного психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-271-44092-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Справочник школьного психолога"

Описание и краткое содержание "Справочник школьного психолога" читать бесплатно онлайн.



В ваших руках уникальная книга – впервые школьная психология как практическое направление, ориентированное на изучение и улучшение обучения и воспитания детей в школьном возрасте, обретает свой словарь. Этим утверждается научная и практическая состоятельность данного направления в психологии и формируется основа для будущих теоретических исследований и практической работы.

В справочнике более 250 статей, адекватно отражающих ситуацию в современной отечественной школьной психологии. Излагаются основные проблемы и задачи развития школьников, представлен материал по направлениям, формам и видам деятельности психолога в образовании, по видам диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы школьного психолога, материал по обучению, воспитанию и развитию школьников. Книга предназначена школьным психологам, педагогам, студентам и аспирантам психологических и педагогических направлений деятельности, а также специалистам в области практической психологии.






Абстрагирование – выделение существенных признаков и связей объекта и отвлечение от других, несущественных, характеристик, в результате чего появляется возможность отвлечься от единичного конкретного и сформировать обобщенное представление (понятие) об объекте или классе объектов по их существенным свойствам. Абстрагирование – сложная операция, которая зависит от своеобразия изучаемого объекта и целей познания.

Обобщение – соединение существенного (абстрагированного) и связывание его с классом предметов или явлений. Операцией, обратной обобщению, является конкретизация – вывод из общего определения суждения о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.

Процесс мышления разворачивается посредством трех основных способов логического рассуждения: дедукции, индукции и трансдукции (аналогии). Дедуктивный способ построения рассуждения строится путем умозаключения от общего к частному. Индуктивный способ познания направлен на построение рассуждений от конкретных признаков к их обобщению, формулирование частного суждения из общего. Полученное таким образом обобщение носит вероятностный характер и требует проверки.

Трансдуктивный способ построения рассуждений сводится к разворачиванию процесса мышления по аналогии, поэтому его ведущей логической операцией является сравнение. В этом случае происходит узнавание (сличение) имеющихся признаков с уже известными и воспроизведение на их основе целостного образа феномена. Таким образом, логический вывод в процессе мышления строится от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Мышление диагностическое

см. Психологическая диагностика.

Мышление профессиональное

выработавшиеся у человека за годы профессиональной деятельности способы умственной деятельности, которые опираются на имеющуюся систему знаний и отношений к тем или иным явлениям действительности, умение отобрать нужную информацию и соотнести ее между собой в соответствии с конкретными условиями. Таким образом, любое профессиональное решение имеет определенную форму отражения профессионального мышления специалиста.

В своей совокупности профессиональные знания, умения и навыки образуют основание, определяющее качественные характеристики профессиональной деятельности и накладывающие отпечаток на мышление специалиста, придавая ему специфические профессиональные черты. Таким образом, мышление профессионалов, имея много общих черт, различается не только по характеру индивидуально-стилевых параметров, но по признакам, отражающим сферу деятельности, что чрезвычайно важно с точки зрения качества решения ими профессиональных задач.

В сфере образования в качестве единицы анализа профессионального мышления педагога рассматривают педагогическое действие (Сластенин, 1977, с. 21). В его основе лежат специальные умения и способности, которые позволяют проникать в суть явлений, систему средств и способов решения педагогических задач.

А. К. Маркова в рамках концепции деятельности учителя выделила целый круг педагогических умений, подчеркивающих специфичность труда педагога. Так, педагог должен обладать способностью:

1) видеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее как педагогическую задачу, изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию, принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности, предвидеть близкие и отдаленные результаты педагогических решений и т. д.;

2) изучать состояние отдельных психических функций учащихся, определять реальные возможности школьников, распознавать и учитывать типичные затруднения у школьников, интерпретировать разнообразную информацию и др.;

3) соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе и актуальными возможностями учеников;

4) реализовывать внутренние резервы школьников в ходе учебного взаимодействия;

5) понимать позицию других участников образовательного процесса, интерпретировать и «читать» их внутреннее состояние по нюансам деятельности и поведения и т. п.;

6) знать собственные педагогические способности, развивать их в ходе профессиональной деятельности, воспринимать позитивные возможности себя и учащихся;

7) осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля;

8) определять знания учащихся на разных этапах обучения, состояния учебной деятельности, умений и навыков, выявлять отдельные показатели обучаемости;

9) распознавать по поведению, насколько согласованы нравственные нормы и убеждения школьников, устанавливать взаимосвязи между различными особенностями школьников, чтобы «увидеть» личность ученика в целом;

10) видеть и устанавливать причинноследственные зависимости между задачами, целями, способами, средствами, условиями и результатами собственного труда;

11) оценивать собственную результативность и уровень профессионализма.

Следует заметить, что особыми для формирования педагогического мышления являются те педагогические задачи, которые требуют актуализации функции предвидения и познания. Таким образом, содержание проблемных ситуаций и психодиагностических задач, встречающихся в педагогической деятельности, система знаний, средств и способов их решения выступает основным контекстом для развития педагогического мышления.

Операции логические

умственные (мыслительные) действия, с помощью которых протекает мыслительный процесс, происходит познание окружающего мира и себя. Логические операции раскрывают законы и правила формальной логики, отражая различные, взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными логическими операциями (мыслительными действиями) выступают анализ, синтез, сравнение, обобщение (выделение существенного как общего), обособление (выделение существенного как единичного/своеобразного), абстрагирование, конкретизация, аналогия (см. Мышление).

По Ж. Пиаже, мыслительная операция представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования (интериоризации) внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость. Система операций характеризуется тем, что в ней одни операции уравновешиваются другими, симметричными и противоположными по отношению к первым. Таким образом, обратной считается та операция, которая, исходя из результатов первой операции, восстанавливает исходное положение, например анализ – синтез, абстрагирование – конкретизация, обобщение – обособление, аналогия (отождествление) – сравнение (различение, установление особенностей). В зависимости от сложности операциональной системы изменяются формы обратимости, имеющие место между операциями.

Именно с формированием мыслительных действий связывал развитие мышления ребенка Ж. Пиаже, в связи с чем его теория получила название «операциональной». В развитии операционального интеллекта у детей Ж. Пиаже выделял следующие четыре стадии.

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (примерно от 0 до 2 лет), которая характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках. Ребенок активно смотрит, слушает, трогает, нюхает, манипулирует и делает это из врожденного любопытства к окружающему миру. В результате можно наблюдать первые проявления интеллекта: а) использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели (дети открывают связи между собственным действием и результатом – подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку); б) появление представления о независимом и постоянном существовании других предметов (с этого момента вещь для ребенка – не только перцептивная картинка, она имеет свое независимое от восприятия существование, ранее исчезнувший предмет уже не воспринимается как «прекративший свое существование», ребенок проявляет активность в поиске предмета, спрятанного на его глазах).

2. Стадия операционального мышления (примерно от 2 до 7 лет), на которой складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Она характеризуется доминированием предпонятий и рассуждениями по типу переноса вывода с одной ситуации на другую – трансдукция (например, «если облака плывут по небу, то лошади могут скакать»); эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к ее преобразованиям. Эта стадия развития интеллекта включает в себя дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет) период и период становления конкретных операций (5–7 лет). Переход к конкретно-операциональному мышлению перестраивает все психические процессы, моральные суждения ребенка, появляется способность к сотрудничеству с другими людьми. Однако все эти логические операции конкретны – применяются только к реальным, осязаемым предметам и действиям с ними, подчинены конкретному содержанию, в котором ребенку представлена реальность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Справочник школьного психолога"

Книги похожие на "Справочник школьного психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Костромина

Светлана Костромина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога"

Отзывы читателей о книге "Справочник школьного психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.