» » » Светлана Костромина - Справочник школьного психолога


Авторские права

Светлана Костромина - Справочник школьного психолога

Здесь можно купить и скачать "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Астрель, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Костромина - Справочник школьного психолога
Рейтинг:
Название:
Справочник школьного психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-271-44092-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Справочник школьного психолога"

Описание и краткое содержание "Справочник школьного психолога" читать бесплатно онлайн.



В ваших руках уникальная книга – впервые школьная психология как практическое направление, ориентированное на изучение и улучшение обучения и воспитания детей в школьном возрасте, обретает свой словарь. Этим утверждается научная и практическая состоятельность данного направления в психологии и формируется основа для будущих теоретических исследований и практической работы.

В справочнике более 250 статей, адекватно отражающих ситуацию в современной отечественной школьной психологии. Излагаются основные проблемы и задачи развития школьников, представлен материал по направлениям, формам и видам деятельности психолога в образовании, по видам диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы школьного психолога, материал по обучению, воспитанию и развитию школьников. Книга предназначена школьным психологам, педагогам, студентам и аспирантам психологических и педагогических направлений деятельности, а также специалистам в области практической психологии.






2. Стадия операционального мышления (примерно от 2 до 7 лет), на которой складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Она характеризуется доминированием предпонятий и рассуждениями по типу переноса вывода с одной ситуации на другую – трансдукция (например, «если облака плывут по небу, то лошади могут скакать»); эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к ее преобразованиям. Эта стадия развития интеллекта включает в себя дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет) период и период становления конкретных операций (5–7 лет). Переход к конкретно-операциональному мышлению перестраивает все психические процессы, моральные суждения ребенка, появляется способность к сотрудничеству с другими людьми. Однако все эти логические операции конкретны – применяются только к реальным, осязаемым предметам и действиям с ними, подчинены конкретному содержанию, в котором ребенку представлена реальность.

3. Стадия функционирования конкретных операций (примерно 8–11/12 лет). На этой стадии умственные операции становятся обратимыми, действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребенка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребенок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены лишь действием по аналогии (трансдукцией) и установлением ассоциативных связей.

4. Стадия формальных операций (примерно 11/12–14/15 лет), характеризующаяся формированием способности выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются в структурно организованное целое, проявляясь в способности рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Формальные мыслительные операции – основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций, способность строить умозаключения по правилам формальной логики и комбинаторики.

Психологическим критерием появления операциональных систем является построение инвариантов, или понятие сохранения. На основе этого критерия Ж. Пиаже были предложены психодиагностические методики, позволяющие выявить уровень развития мыслительных операций: Тест на сохранение объема жидкости, Тест на сохранение массы (объема), Тест на сохранение длины, Тест на включение во множество. Возрастная группа для данных методик – дети 6–8 лет. Результаты диагностики позволяют сделать вывод, на каком этапе формирования операциональной системы находится ребенок: еще дооперациональной – несохраняющие испытуемые, в процессе формирования конкретных операций – полусохраняющие, или наличия операциональной системы, ее функционирования – сохраняющие испытуемые.

Эти методики, процедурно напоминающие опыты с веществом, размером, множествами, часто называют также «тестами на сохранение равенства» (веса, длины, объема, числа и т. д.), поскольку независимо от преобразования вещи – деформации (изменения ее формы, разделения на части, состояния), цель опыта выяснить, продолжает ли ребенок воспринимать объект неизменным, идентичным, обратимым.

Профессиональное сознание

когнитивная структура, представляющая собой мировоззренческий конструкт, отражающий в системе профессиональных понятий и представлений картину мира субъекта. Формирование профессионального сознания происходит на протяжении всего периода профессионализации личности, но имеет свои сензитивные и латентные этапы.

Исследования профессионального сознания психологов, проведенные М. С. Шевелевой (2004), показали, что содержание и структура «психологических представлений» мало изменяются в процессе изучения соответствующих учебных курсов. Основные элементы профессионально-психологической картины мира, возникающие в начале обучения, не претерпевают значительных изменений в процессе дальнейшей профессиональной специализации. Профессиональное мировоззрение студентов-психологов формируется на стыке теоретического и житейского познания, в связи с чем отличается внутренней противоречивостью, стереотипизированностью и опорой на обыденную интерпретацию психологической реальности.

Процесс

движение, которое разворачивается во времени, приобретая целостность по отношению к конечной цели, к конечному состоянию. Он организуется исходя из определенных посылок (оснований для движения) и предполагает следование, достижение результата, на основании которого можно обозначить (назвать) сам процесс, например психодиагностический процесс, образовательный процесс, психический процесс и т. д.

Психика

инструмент приспособления к окружающей среде, система регуляции взаимодействия живых существ с внешним миром. Психика – это не сама материя, а ее системное свойство, заключающееся в активном отражении субъектов реальности, в виртуальном сжатии природы и построении на этой основе субъективного образа объективного мира, позволяющего регулировать свое поведение и деятельность.

Психическое отражение не является зеркальным. Оно сопряжено со специфической переработкой поступающей информации и выполнением регулятивной функции в жизнедеятельности организма.

Психическая система состоит из биологически и социально обусловленных компонентов и, соответственно, функционирует на трех основных уровнях – элементарной сенсорной психики, перцептивной психики и человеческого сознания. В детерминации единства биологического и социального она составляет представление о человеке как некой целостности, образующей совокупность индивидных и личностных свойств.

Этот традиционный образ трансформировался в разветвленную сеть представлений, имеющих свою специфику в зависимости от области применения психологических знаний или личных теоретических воззрений. Например, В. В. Столин, отражая довольно распространенный в психологии подход с точки зрения самосознания личности, полагает, что человек представляет собой три целостные системы – организм, социальный индивид и личность – и предлагает различать три уровня психической регуляции: организменный (низший уровень), индивидный (средний) и личностный (высший). Каждый из уровней имеет свою природу, а нижележащие уровни являются условием развития вышележащих, которые, в свою очередь, управляют нижележащими. В то же время В. И. Гинецинский, опираясь на антрополого-энергетический подход, предлагает разграничить четыре аспекта человеческого существования: организменный, личностный, субъектный и индивидуальный. Это, по его мнению, позволяет перейти от бесконечного набора признаков, которыми может быть потенциально охарактеризован отдельный человек, к конечному набору определенным образом сгруппированных признаков, выделив различные детерминационные ряды, связывающие между собой относительно более коррелирующие ряды. Человек, таким образом, предстанет как целостность, которая включает в себя такие структуры, как организм, личность, субъект и индивидуум.

Независимо от авторских интерпретаций в каждом подходе структура психической системы представлена в иерархическом виде, т. е. в виде детерминированности верхних уровней нижними, а также внешних (наблюдаемых) – например, личностных, индивидуальных, поведенческих, деятельностных характеристик – внутренними (скрытыми от непосредственного наблюдения), такими как индивидные, нейропсихологические, физиологические, патобиологические свойства.

Человеческая психика включает различные субъективные явления, которые условно могут быть разделены на три группы: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Психические процессы – акты психической деятельности, имеющие свой объект отражения и свою регуляторную функцию. Вся психическая деятельность – это совокупность познавательных (ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение), эмоциональных и волевых процессов. Они служат исходным образованием, проявляющимся и в психических свойствах, и в различных психических состояниях.

Психические свойства – типичные для данного человека особенности его психики. Выделяют четыре основных свойства психики: темперамент (индивидуально-типологические особенности – работоспособность, активность, уравновешенность), направленность (иерархия потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок), характер (индивидуальный каркас личности) и способности (одаренность).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Справочник школьного психолога"

Книги похожие на "Справочник школьного психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Костромина

Светлана Костромина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога"

Отзывы читателей о книге "Справочник школьного психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.