» » » » Сомадева - Необычайные похождения царевича Нараваханадатты


Авторские права

Сомадева - Необычайные похождения царевича Нараваханадатты

Здесь можно скачать бесплатно " Сомадева - Необычайные похождения царевича Нараваханадатты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мифы. Легенды. Эпос, издательство Наука, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сомадева - Необычайные похождения царевича Нараваханадатты
Рейтинг:
Название:
Необычайные похождения царевича Нараваханадатты
Автор:
Издательство:
Наука
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты"

Описание и краткое содержание "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты" читать бесплатно онлайн.



Роман Сомадевы, кашмирского поэта XI в., представляет собой часть (VI–X книги) созданного им замечательного сказочного эпоса «Океан сказаний». Используя все богатство повествовательной литературы древней Индии, Сомадева создал произведение, прославляющее возможности человеческого разума. I–V книги «Океана сказаний» были опубликованы в 1967 г. под названием «Повесть о царе Удаяне» в переводе П. А. Гринцера и И. Д. Серебрякова.






43

дваждырожденный — эпитет брахмана, представителя высшей варны. Связан с тем, что помимо обычного рождения всякий брахман должен был пройти после соответствующей подготовки обряд инициации, считавшийся вторым рождением.

44

Брахмана сожрали собаки, а чандала унесли волны Ганги — согласно индусским верованиям, воды Ганга очищают от всех прегрешений и уносят к вечному блаженству. Поэтому-то часто встречается в произведениях индийской литературы стремление окончить жизнь именно на Ганге, чтобы после сожжения тела останки могли быть брошены в реку. Здесь же представитель высшего сословия брахман кончает свой жизненный путь самым жалким образом, так, как, согласно индусским представлениям, должен был бы окончить его чандала.

45

Удджайини — один из наиболее важных и прославленных политических и культурных центров древней и особенно средневековой Индии; существует и в настоящее время.

46

жилище Махакалы — в Удджайини находился храм Шивы в ипостаси Махакалы, Великого Времени, где во время храмовых празднеств и связанных с ними ярмарок устраивались театральные представления.

47

Великому богу — т. е. Махешваре, Шиве.

48

Истинный повелитель — здесь имеется в виду Шива как бог, эманацией которого является все сущее.

49

Бана — имя одного из асуров, сына Кашьяпы, одного из прародителей мира.

50

Вишну — один из основных богов индуистского пантеона. Здесь он упомянут в положении подчиненном, поскольку Сомадева, будучи шиваитом, считает верховным богом только Шиву. См. также прим. 17.

51

…страсть к охоте погубила Панду и других царей — имеется, в частности, предание о том, что отец Пандавов — Панду был проклят отшельником, принявшим облик антилопы, у которого Панду убил во время охоты подругу.

52

Спрятался я за его висячий ствол — баньян пускает воздушные корни, которые со временем, достигнув земли, укореняются там и превращаются в самостоятельные стволы.

53

Лоханагара — современный Лахор.

54

…пошел в вихару — вихара — храм, часто пещерный.

55

стал он истинным Буддой — человек, исповедующий буддизм, может, как об этом говорится в буддийском каноне, достичь состояния будды, пройдя через несколько предварительных стадий, ведя при этом добродетельную жизнь.

56

…покинул родительский кров ради подвижничества… — подвижничество представляло собой важный институт в древнеиндийских религиозных системах. Оно рассматривалось как важное средство для достижения какой-либо цели. По представлениям древних индийцев, смертный с помощью подвижничества мог проникнуть даже в круг богов.

57

…чтобы могли им питаться пожирающие мясо — здесь дочери раджи выступают как последовательные до фанатизма сторонницы ахимсы, принципа неубиения чужой жизни, и джайнизма. Последний довел этот принцип до наиболее крайних выражений — так, некоторые секты запрещают пахать землю, так как при этом можно убить червя или насекомое; другие предписывают закрывать рот белой тряпицей, чтобы случайно не вдохнуть и тем самым не погубить какое-либо насекомое. Запрещается убивать и какое-либо существо, когда оно кусает тело верующего.

58

Джахнави — эпитет Ганги. По преданию, спускаясь с небес на землю, Ганга залила место, где царь Джахну совершал свои жертвоприношения. В гневе царь выпил всю реку, но по настоянию богов согласился отпустить ее и выпустил ее воды из своих ушей. Поэтому она и стала зваться Джахнави, т. е. дочь Джахну.

59

…они, как пауки, готовы пожрать своего родителя… — т. е. совершить самое тяжелое преступление.

60

Кунтибходжа — легендарный царь, дочери которого мудрец Дурвасас дал мантру, обеспечивающую благоволение всех богов.

61

Дурвасас — см. прим. 40.

62

Читракута — гора в районе совр. Аллахабада.

63

Камадева — одно из имен Камы, бога любви (см. прим. 6).

64

Трехглазый Шива — как гласит одна из легенд, третий глаз у Шивы появился для того, чтобы спасти мир от мрака, когда его жена Парвати закрыла, играя, его оба глаза ладонями.

65

Нандана — сад Вишну; функционально — рай, райские кущи.

66

Лакшми — супруга Вишну, богиня счастья, долголетия, здоровья, зажиточности, избавительница от бесплодия. Она сопутствует Вишну в каждом из его перерождений — аватар.

67

Рамбха — первая из апсар (см. прим. 24), рожденная океаном во время пахтанья его богами и асурами, желавшими получить амриту. Была послана Индрой, чтобы нарушить подвижничество Вишвамитры (см. прим. 29), но тот, разгадав интригу Индры, проклял Рамбху и обратил сроком на тысячу лет в камень.

68

Джамбха — имя асура, погибшего в схватке с Индрой.

69

Мадху — имя одного из асуров; также сокращение эпитета бога любви Камы — Мадхудипа, т. е. светильник, наполненный медом.

70

Чандра — месяц; рожден из глаза мудреца Атри. По другой легенде, месяц родился во время добывания богами и асурами амриты из океана.

71

Рати — страсть, супруга бога любви Камы (см. прим. 6).

72

Меру — сказочная гора, состоящая из золота и драгоценностей; своеобразная ось мира, вокруг которой вращаются все континенты и планеты. На ее вершине расположено «небо Брахмы», омываемое рекой Гангой и окруженное городами Индры и других богов. Под ножие Меру населено добрыми духами (гандхарвами), а долины — демонами.

73

Вишвамитра — см. прим. 29.

74

Шакунтала — дочь Вишвамитры и апсары Менаки (см. прим. 30), героиня ряда легенд и сказаний, на которые опирался Калидаса, создавая свою драму «Узнавание Шакунталы».

75

в саду Ватса — термин «ватса» означает «дети», «потомство», таким образом, «сад Ватса» можно перевести как «сад юности».

76

Кашьяпа — легендарный мудрец, прародитель богов и асуров. Согласно легенде из «Махабхараты», он взял в жены тринадцать дочерей прародителя Дакши, от первой из которых родились двенадцать, адитьев, а от других двенадцати родились змеи, ящеры, птицы, демоны, небесные девы. Поэтому он носит имя Праджапати, т. е. «прародитель живых существ».

77

Манматха — «возбуждающий», одно из имен Камы, бога любви.

78

Руру — имя одного из легендарных мудрецов.

79

Прамадвара — апсара, дочь Менаки, выращенная мудрецом Стхулакшей и выданная им замуж за мудреца Руру.

80

Тришанку — легендарный мудрец, отождествлявшийся с Брахмой и в качестве такового считавшийся создателем вед, воплощением святости. Согласно легенде, рассказанной в древнеиндийской эпопее «Рамаяна», силой своего подвижничества мудрец Вишвамитра отправил Тришанку живым на небо. Однако Индра столкнул его обратно. Вишвамитра не дал ему упасть на землю, и с тех пор Тришанку повис между небом и землей.

81

Шакра — см. прим. 25.

82

Сомапрабха — «лунное сияние»; здесь имя дочери асура Мая (см. прим. 83).

83

Май — наставник асуров, замечательно искусный мастер, сын мудреца Кашьяпы (см. прим. 76) и прародительницы Дану. Строитель трех городов — Золотого, Серебряного и Железного, плававших в поднебесье подобно облакам. Шива, желая погубить асуров, уничтожил все три города, почему он и носит эпитет Трипурадаха, т. е. «истребитель трех городов». Тогда Май создал водоем, наполненный амритой, благодаря которой асуры ожили. Но Брахма и Вишну, обратившиеся соответственно в корову и телка, выпили из водоема всю амриту и тем самым окончательно погубили асуров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты"

Книги похожие на "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сомадева

Сомадева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сомадева - Необычайные похождения царевича Нараваханадатты"

Отзывы читателей о книге "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.