Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Курс лекций по древней и средневековой философии"
Описание и краткое содержание "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать бесплатно онлайн.
Книга представляет собой продолжение "Курса лекций по древней философии" (Высшая школа, 1981). В ней дается общая картина эволюции древней и ранней средневековой философии и теологии (параллельное рассмотрение античной философии Римской империи и иудаистско-христианского мировоззрения позволяет представить христианство во временном контексте культуры), объективное соотношение философии с парафилософией (религиозно-художественно-мифологическим мировоззрением), с основанной на интеллекте наукой, культурой в целом.
Однако не следует думать, что этот сделавший карьеру плебей, о котором Элиан (XII, 6, т. е. "книга" двенадцатая, раздел 6) говорит: "Смешны люди, гордящиеся славой своих отцов, если ничего не зная об отце римлянина Мария, мы восхищаемся его подвигами или не имеем сведений об отце знаменитого римлянина Катона Старшего"1, - был невеждой.
Катон писал и свои речи в сенате, и книги. Из последних целиком сохранилась только одна. Это "О сельском хозяйстве" (или "О земледелии"). Эта небольшая книга - не научный трактат, а сборник советов и рецептов фермера Катона, обращенный к другим фермерам. Катон придавал большое значение земледелию, он видел в нем экономический фундамент республики. Во введении Катон утверждал, что самые храбрые люди и самые крепкие солдаты всегда выходили из рядов земледельцев. Самое главное в ведении сельского хозяйства Катон видел в хорошей доброкачественной вспашке и в унавоживании. В книге содержатся и медицинские советы. Ненавидя все греческое, Катон ненавидел и врачей, которые в Риме были в основном из греков. ' Однако собственные медицинские советы Катона часто нелепы.
У Катона было и историческое сочинение "Происхождения", в котором он дает объяснение причинам величия Рима. Само сочинение не сохранилось. Катон, однако, считается первым римским историком, писавшим прозой.
Энний. Энний же, которого Катон привез из Сицилии в Рим, писал римскую историю в латинских стихах. Квинт Энний считается отцом римской поэзии и также римской истории. Он написал "Анналы", в которых изложил римскую историю, начиная с легендарного прибытия в Италию Энея и кончая 181 г. до н. э. Квинт Энний происходил из южноиталийской Калабрии, его первоначальное образование было греческим, латинским языком он овладел уже в армии, где служил центурионом,, принимая участие во Второй Пунической войне под руководством Сципиона Старшего. Энний прожил долго (239-169 гг. до н. э.) и в конце своей жизни примыкал к эллинофильскому кружку Сципиона Младшего. Энний был знаком с греческой философией. В дидактической поэме "Эпихарм" он суммировал пифагорейскую философию. В другой поэме "Евгемер" Энний переложил на латинские стихи "Священную историю" Евгемера. Как писал Цицерон, "Энний стал первым из всех его переводчиков и последователей".
Полибий. Величайшим греческим историком Рима был Полибий (ок. 200 - 120 гг. до н. э.). После битвы при Пидне в 168 г. до н. э., когда Рим второй раз разгромил Македонию, римляне наказали всех тех в Греции, кто был на стороне последнего злосчастного македонского царя Персея. Более тысячи ахейцев были отправлены в Рим в качестве заложников. В их числе был и Полибий. Находясь там и войдя в кружок Сципиона Младшего, Полибий в числе других своих книг написал в течение 168-140 гг. до н. э. свою "Историю" в 40 книгах, из которых целиком сохранились только первые пять (остальные тридцать пять книг дошли в отрывках). "История" Полибия охватывала сравнительно небольшой отрезок времени от 220 по 146 год, но это было время, когда Рим завоевал большую часть западного мира, включая Македонию и Грецию. По своим философским взглядам Полибий был стоиком. Он пытался найти причинное объяснение исторических событий, но вынужден был признать, что многие исторические события, в том числе и очень важные, обязаны своим происхождением случайности или удаче.
Вместе с тем Полибий, этот грек-заложник, ставший апологетом Рима, считавший, что только Рим способен спасти Грецию от политического хаоса, пытался найти общую причину римских успехов. Он видел эту причину как в римской религии, которая служила сплочению народа Рима, так и в его политическом устройстве, мудро сочетавшем в себе элементы монархии - высшая власть консулов (хотя их власть не была монархией, т. е. "властью одного", а скорее диархией), аристократии - сенат и демократии - народное собрание.
И действительно, с момента уничтожения царской . власти в Риме высшим государственным органом стало ' народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной инстанцией, избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть.
В I в. до н. э. в Риме происходит дальнейшее распространение греческих философских учений: эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, а также их эклектических смешений.
Эклектичной была римская школа Секстиев, основанная в Риме в 40-х гг. I в. до н. э. Квинтом Секстием. В школу входили сын основателя школы Квинт Секстий Младший, стоик Сотион (которого не следует путать с Сотионом Александрийским, который жил во II в. до н. э. и был автором сочинения по истории философии) - один из учителей Сенеки, В этой школе стоицизм сочетался с пифагорейскими и платоническими элементами, в том числе с учением о перевоплощении душ. Сенека идеализировал Квинта Секстия - как принципиального и сильного по своему характеру человека, способного противостоять всем жизненным невзгодам. Школа просуществовала недолго.
Помимо Энния и Секстиев в истории римской предфилософии и науки значительную роль сыграли Публий Нигидий Фигул и Марк Теренций Варрон.
Фигул. Публий Нигидий Фигул (ум. в 44 г. до н. э.) - первый по времени представитель постпифагореизма в Риме. Цицерон называет Фигула "возобновителем" древнего пифагорейства. Как почти все элитарные римляне, Фигул занимался политикой, он был сенатором и претором. Будучи римлянином, Фигул встретился с римлянином Цицероном, но не в Риме, а в малоазийском Эфесе, на родине Гераклита (Фигул был на Востоке в составе посольства, а Цицерон, как мы знаем, там путешествовал, спасаясь от гнева Суллы и пополняя свое образование). Во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем Фигул, как Варрон и Цицерон, принял сторону Помпея и даже сражался за него в битве при Фарсале (48 г. до н. э.), принесшей поражение Помпею. Цезарь отнесся к Фигулу хуже, чем к Варрону и Цицерону, - и Фигул вскоре умер в изгнании еще при Цезаре - в 44 г. до н. э.
Фигул написал немало книг, от которых сохранились лишь фрагменты, изданные в Праге в 1889 г. Антоном Свободой. Есть и письмо Цицерона к Фигулу.
Фигул занимался математикой и естествознанием, астрологией и магией. Среди естественных наук Фигула интересовали метеорология, география, зоология, астрономия. Он разделял космические взгляды стоиков. В книге "О богах" Фигул эклектически сочетал восточный зороастризм со стоической астрологией и обсуждал учение стоиков о воспламенении (екпюросис) и возрождении (палингенесис) мира. Нигидий Фигул дал латинские имена звездам и созвездиям. Как астролог, он составил гороскоп Октавиана, будущего первого римского императора Августа, который родился 23 сентября 63 г. до н. э., предупредив его отца - Октавия Старшего, что, согласно звездам, его сын станет властелином мира.
Варрон. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) родился в Реате - древней столице сабинов (теперь Риети, в 50 км от Рима). Он получил хорошее образование в Риме и в Афинах, где, как и Цицерон, был знаком с академиком Антиохом Аскалонским. Большую часть своей долгой жизни Варрон отдал общественным делам, т. е. политике и войне. Он находился на службе у Помпея, сражался в его войске - в конце концов, против Цезаря. Однако победитель великодушно простил Варрона и поручил ему устройство греко-латинской библиотеки в Риме. Предвосхищенная извержением Этны в 44 г. до н. э. насильственная смерть великого Гая Юлия Цезаря неблагоприятно сказалась на Варроне. Цезарианец Марк Антоний объявил Варрона вне закона, отобрал его библиотеку и большую часть собственности. Однако Варрон не был убит, как Цицерон - за него заступился предавший Цицерона Октавиан. Когда Октавиан стал императором, то он назначил Варрона хранителем императорской библиотеки.
Научная деятельность Варрона началась в его 73 года, и почти все, что Варрон совершил в науке, он сделал за последние шестнадцать лет своей жизни. Варрон стал живой энциклопедией. Современники считали его наиболее культурным из всех римлян. В отличие от Цицерона, который следовал Филону, Варрон "вышел" из Антиоха, понимая, как Антиох, душу как пневму, а бога как разум мира.
Главный труд Варрона - "Светские и религиозные древности" (41-я книга). Говоря в последних шестнадцати книгах этого труда о "религиозных древностях", Варрон описывает священные места, священные времена и священные предметы. Он разделил богов на три класса, соответствующих трем формам теологии. Это мифическая, или сказочная, теология поэтов. Это естественная теология философов. И это гражданская теология, которая выражена в верованиях и в культуре государства. Варрон как предфилософ отдавал предпочтение второй форме теологии.
В сочинении "О жизни римского народа" Варрон выдвинул свою наивную философию истории: все народы проходят, как и люди, естественный цикл жизни, состоящий из детства, юности, зрелости и старости.
Цезарь. Говоря о римской культуре, нельзя не упомянуть великого Гая Юлия Цезаря (102/100- 44 гг. до н. э.). Это редкий случай, когда в одном лице выступает выдающийся историк и великий исторический деятель. Цезарь был великим военным и политическим деятелем. Правда, свою военную деятельность Цезарь начал поздно - в 43 года, тогда как Александр Македонский умер уже в 33 года, а Наполеон к этому возрасту уже приближался к гибели (в свои 46 лет он оказался на острове Святой Елены). Цезарь же в возрасте 42/44 - 49/51 годов завоевал всю Заальпийскую Галлию, после чего, опираясь на свою армию, начал борьбу за единовластие. Разгромив своего соперника Помпея и его сторонников в 49-45 гг. до н. э., Цезарь стал фактически монархом-диктатором, с 44 г. - пожизненным.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Курс лекций по древней и средневековой философии"
Книги похожие на "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии"
Отзывы читателей о книге "Курс лекций по древней и средневековой философии", комментарии и мнения людей о произведении.