» » » » Пантелеймон Кулиш - Чёрная рада


Авторские права

Пантелеймон Кулиш - Чёрная рада

Здесь можно скачать бесплатно "Пантелеймон Кулиш - Чёрная рада" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Исторические приключения, издательство Типография Александра Семена, год 1857. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пантелеймон Кулиш - Чёрная рада
Рейтинг:
Название:
Чёрная рада
Издательство:
Типография Александра Семена
Год:
1857
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чёрная рада"

Описание и краткое содержание "Чёрная рада" читать бесплатно онлайн.



Исторический роман «Черная рада, хроника 1663 года» впервые был опубликован в журнале Русская беседа в 1857 году. Переиздан в том же году отдельным изданием. Роман посвящён борьбе за гетманский титул после смерти Богдана Хмельницкого. В эпилоге романа Кулиш писал, что обдумывая свое сочинение, он желал: "...каждому колеблющемуся уму доказать, не диссертациею, а художественным воспроизведением забытой и искаженной в наших понятиях старины, нравственную необходимость слияния в одно государство южного русского племени с северным." По словам Ивана франко, «Чёрная рада» — «лучшая историческая повесть в нашей литературе».






33

Чудо, необыкновенное явление.

34

Должности по службе.

35

В хоромах.

36

Господарь — обыкновенное название хозяина в почтительном смысле.

37

Брусом, на которые опираются потолочные перекладины.

38

Уменьшительное от Мелании.

39

В договорных статьях Богдана Хмельницкого казак противопоставляется мужику, как человек высшего сословия. В универсале гетмана Остряницы казаки названы шляхетно-урожденными.

40

Венгерским вином.

41

Луки.

42

Конский убор.

43

Девушки носили очень легкие меховые, или бархатные, кораблики с открытыми тульями; молодые женщины носили кораблики сверху закрытые, а старухи делали из них просто шапочку и надевали на уши. В домашнем архиве панов Ханенков сохранилось предание, что одна девушка, в доказательство любви своей, позволила одному из предков Ханенков сбить у неё с головы кораблик стрелою. Из этого видно, что девические кораблики надевались, как корона.

44

Напечатанной в 1638 году в Киевопечерской типографии.

45

Материя лычак делалась из пеньки, и заменяла для небогатых людей сукно.

46

Кармазин — красное сукно, ценившееся в старину очень дорого.

47

Народ думает, что рождение великого человека всегда знаменуется землетрясением или кометою. См. «Записки о Южной Руси», т. I, стр. 163.

48

Намек на события при заключении Белоцерковского мира, когда Хмельницкий гетманской булавой защитил от черни польских послов.

49

Хоругвями.

50

Так назывался Братский монастырь, основанный гетманом Конашевичем-Сагайдачным.

51

В Малороссии поют под окнами, вечером на Рождество Христово

Ой по всьому миру нова радость стала!
Над вертепом звізда ясна ввесь мир осияла! и проч.

52

Тогда было время полного господства иезуитов в Польском королевстве. В противодействие братской школе в Киеве, они устроили там же свою школу, и переманивали к себе воспитанников; а между тем старались заподозрить членов братства и их действия в глазах правительствовавших лиц, и вооружали против них все нерусское и неправославное. Ожесточение умов доходило до того, что однажды братское училище и при нем гостинница были совершенно разорены набежавшею толпою фанатиков.

53

См. Приложения к 1-му тому «Записок о Южной Руси»

54

От слова чресло — кожаный пояс.

55

Народная песня о временах Хмельницкого:

Дивують ляхи, вражиі сыны, що ті козаки вживають:
Вживають вони щуку-рыбаху да соломаху з водою.

56

Плоские бочонки, на перевязях через плечо.

57

Чекан, боевой молот.

58

Межигорский монастырь был основан и содержан запорожцами. Из него присылались в сечевую церковь священники.

59

Крыльцо, подъезд.

60

Как мякину.

61

Действительно, как Москва спасала своею народностью Русь от иноземного посягательства, так и Запорожье было убежищем свободы во время польского владычества. Да будет же священным для нас каждое место, на котором русский дух отстоял свою самобытность!

62

Как поросенок на пристяжке.

63

Междометие, выражающее насмешку. Соответствующего ему нет в великорусском языке. Эва! значит совсем не то.

64

Здесь овва имеет не тот смысл, что выше, но это поймет только Малороссиянин, который произнесет его другим тоном, а не так как прежнее овва. Последнее овва имеет отчасти смысл великорусского: Эка штука! а первого решительно нельзя перевести.

65

Т. е. Вон ты какую запел!

66

Несколько надписей, бывших на надгробиях в великой церкви Печерской сохранил для нас (в польском переводе) Кальнофойский в своей Тератургиме. Примечательнейшие из них и здесь перевожу на тогдашний русский язык: I. «Глеба Всеславича, князя киевского, супруга, дщерь князя Ярополка Изяславича, после супруга своего в четыредесят лет скончася и купно с мим во главах преподобного Феодосия положенна, лета 6666 (1158) Иануар. д. 3, нощи часа 1» (Об этой княгине в Воскресенской летописи сказано: «имеяшеть бо великую любовь к св. Богородици и к отцю Феодосью»). — II. «Воззванная на суд смертный Евпраксия инокиня, дщерь князя Всеволода, идеже душею славися, тамо в лето 6617 (1109) Июля д. 9 тело сложи.» — III. «В лето 6979 (1471) христиански скончавшуся князю Симеону Александровичу Олельковичу, дедичному (наследственному) господину земли киевской, князю слуцкому, восстановителю святой церкви Печерской, юже обнови при короле Казимире и при в. о. архимандрите Иоанне, лета 6978, Грудня 3». Кроме Олельковичей, здесь были погребены князья Ольгердовичи — Владимир и Лев, Скиргайло, Черторыйские, Вишневецкие, Корецкие, Сангушки, Полубенские и другие. При многих надписях находились ешё стихи, сочиненные в честь покойнику. К сожалению, они также уцелели лишь в переводе Кальнофойского, на польском языке.

67

Внук Ольгерда, князь Андрей Владимирович, в завещании своем, написанном в 1446 году, говорит: «Приездил есмь в Киев с своею женою и с своими детками, и были есмо в дому Пречистыя, и поклонилися есми пречистому образу её и преподобным Отцам Антонию и Феодосию, и прочим преподобным и богоносным отцам Печерским, и благословилися есми от отца нашего архимандрита Николы и у всех святых старцев, и поклонихомся отца своего гробу, князя Владимира Ольгердовича, и дядь своих гробам и всех святых старцов гробам в Печере, и размыслих на своем сердци: колико-то гробов, а всии тии жили на сем свете, а пошли вси к Богу, и помыслих есмь по мале, и нам тамо пойти, где отцы и братцы и братия наша», и пр.

68

Род епанчи, без рукавов.

69

Полковнику Гладкому отрублена была голова за то, что он, после поражения казаков под Берестечком, позволил называть себя гетманом.

70

Название "черной" получила в связи с участием в раде, кроме казаков, "черни" - крестьянства и городских низов.

71

Т. е. опрокинулась к верху ногами.

72

Так в Черногории называются похитители невест.

73

Атаманы запорожские почти всегда считались характерниками, т. е. чародеями. Удальство их не могло быть иначе постигнуто умом людей обыкновенных. Характерника не брала пуля; он умел сделаться невидимым для неприятеля, и т. п.

74

Казаки много делали дел своих ночью, при свете месяца. От этого месяц и называется казацким солнцем.

75

Чародея.

76

Платок.

77

Тайника.

78

Копья.

79

Простолюдины.

80

Пахатные поля в больших размерах.

81

Общество поселян, в смысле законодательной или исполнительной власти, называлось в Малороссии искони громадою. Представителями десяти или более хат, а иногда и целого села, были громадские мужи.

82

Так назывались земли, которыми пользовались на поместном праве казацкие старшины.

83

Точное понятие о займанщинах, кроме народных воспоминаний, получил я из рукописи, которой давно уже нигде не встречаю, а она стоила бы обнародования. Составил её в начале XVIII столетия некто Чуйкевич и дал ей такое заглавие: «Эксцерит из прав малороссийских, в прекращение горькой в судах волокиты».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чёрная рада"

Книги похожие на "Чёрная рада" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон Кулиш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пантелеймон Кулиш - Чёрная рада"

Отзывы читателей о книге "Чёрная рада", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.