» » » » Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )


Авторские права

Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )

Здесь можно скачать бесплатно "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Рейтинг:
Название:
ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Описание и краткое содержание "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать бесплатно онлайн.



П. А. Кулиш.

ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (1340 —1654) В ТРЕХ ТОМАХ.

ТОМ ПЕРВЫЙ.






бы Наливайка, Ляхи сожгли живьем в медном быке, в отмщение за защиту

православия. Кто первый прикрепил к бумаге эту позорную выдумку, не известно; но

ее подхватили сочинители даже самых кратких „козацких хроиичекъ", и она упорно

держится в русской письменности до нашего времени.

*) Презрел.

Глава V.

Сияющая переииекїива Польша.—Затмение этой перспективы со стороны Рима.—

Развитие нольскорусского козачеотва по поводу московских смут.—Козаки

недовольные Польшею, обращаются с услугами к Москве.—Взгляд Москвы на

малорусских Козаков.—Возстановление православной иерархии в Киеве.— Значение

царских подаяний „на церковное строение".—Насущные интересы массы.

Решительное подавление козацкого мятежа устранило одно из главных препятствии

к успехам колонизации малорусских пустынь. Благодаря подвигам великих

полководцев, представиталей прикарпатской Руси, над Польшей засияло безоблачное

небо внешнего мира и внутреннего спокойствия. Если б эта составная нация, эта

оригинальная „королевская республика", следовала той лагод пости, той зажилостп u

людекоши, которыми отличались домовитые представители собственно польского

элемента, -ея владения сделались бы благословенным краем гражданской свободы,

какою не пользовалась в то время ниодна из соседствеиных наций. Она бы раньше всех

европейских государств перетравила в себе феодальные начала, возвышавшие один

класс на счет всех прочих, и выработала бы могущественную силу внутреннего

благоустройства — общественное мнение, которое каждому члену польской семьи,

независимо от законов и вопреки старых обычаев, обеспечило бы свободное

пользование плодами трудов его. В её беспримерной в том веке веротерпимости и в её

предупредившей другие гражданские общества шляхетской конституции были для

этого весьма почтенные задатки.

Упершись одним краем земли своей в Балтийское море, она прокладывала себе путь

к Черному морю, как это свидетельствуют нам и её своевольные добычники,

помогавшие козакам в их набегах, и более серьезные люди, рисковавшие всем своим

состоянием для завоевания Крыма. Она заводила уже торговый флот на Балтийском

море. С успехами колонизации, она спустила бы по Днепру и Днестру свои суда в

Гостеприимный Понт, и её черноморская торговля

по

.

далеко превзошла бы балтийскую. Богатая продуктами своей разнообразной почвы,

доступная народам всей Европы u Азии, не стесняющая никого в умственной работе н

религиозной совести, Польша сделалась бы опасна для Москвы не оружием, а

стремлением целых масс, по следам князя Курбского, Ивана Федорова и Петра

Мстиславского, в её свободные от дикого произвола, в её плодородные, согреваемые

полуденным солнцем области. Симпатии всех славянских народов стремились бы в тот

край, где и Турок, н Армянин, и Серб, н Немец безразлично находили убежище от

угрожавших им дома гонений сильного, жадного и свирепого.

Но еще до татарского погрома Руси, апостолы всемирного господства, папы

разделили Полян днепровских от Полян иривиелянских до такой степени, что, по

словам Кадлубка, „Русины не упускали никакого случая и не останавливались пн перед

какою трудностью, чтобы бешеную свою ненависть и застарелую жажду мести угасить

польскою кровью*.

Мы верим этому страшному свидетельству ХИ-го, или, пожалуй, XII столетия, зная,

что Византия, с своей стороны, проповедывала у пас не столько религию любви,

сколько религию вражды. Поссорившийся с нею Рим не мог вносить лучшую

проповедь христианства в полудикую Польшу Мечиславов и Болеславов. Военные

столкновения двух варварских народов сопровождались внушениями двух варварских

миссий и, при отсутствии того, что можно бы назвать общественным просвещением,

располагали родственные нации к уничтожению друг друга.

Батыевы Татары явнлисыиримирителями нашей Руси с Польшею, уничтожив

боевую русскую силу и придавив сословие черноризцев, проповедывавшее

непримиримую ненависть к латинцам, яко к „врагам Божиим, держащим кривую веру*.

Но латинцы раздули сами искру этой ненависти, тлевшую под пеплом опустошенной

Татарами Малороссии, и всего больше тем, что, отнимая духовные хлебы у

ставленников константинопольского патриарха, передавали их ставленникам римского

первосвященника. В эпоху брестского собора 1596 года эта искра разгоралась

пламенем зловещим, но оно пылало только внутри монастырей, остававшихся верными

учению о „Божиих врагахъ*, да в пределах церковных братств, которые протестанты

прямо направляли против папистов, а косвенно-против православной иерархии.

Ни строительная республика панская, ни разрушительная республика козацкая, в

своем кровавом столкновении, не брали знамени

.

Ш

веры. Паны творили вооруженный суд над козаками в виду православных дворян,

мещан и крестьян, как над людьми, нэ имеющими общих интересов ни с которым

сословием. Но с одной стороны католические проповедники прозвали православие

Наливайковой сектою, издавали против него памфлеты под заглавием Воскресший

Наливайко, и научили свою чернь уличному крику против наших мопахов: Гугу,

Наливайко! Господи помилуй! Люпус релия (волчья религия)! а с другой, наши

черноризцы записали в своих невежественных „хроничкахъ®, будто бы Косииский и

Наливайко воевали за веру, и будто бы одного из них замуровали живым в каменном

столбе, а другого сожгли торжественно среди Варшавы в медном быке.

Эти ничтожные и смешные проявления поповского соперничества были

пророчеством событии грозных. Еозаки, через полстолетия, действительно явились в

той роли, которую приписывали им современники Косинского и Наливайка. Русская

вера в самом деле превратилась у них в люпус релию, вопиявшую Господи помилуй, и

пе миловавшую ни католиков, ни православных. Но для того, чтобы совершилась такая

метаморфоза на русском Юге, надобно было русскому Северу сделаться для Козаков

практическою школою лицемерия, предательства и беспощадности. Эту школу

устроила там, с церковными целями, не останавливающаяся ни перед чем иезуитская

политика Христова наместника.

Еще при наследнике Иоанна Грозного, царе Феодоре, проживавшие в Москве

иностранцы замечали, что Римская Курия рассчитывает на смуты, долженствующие

возникнуть в Московском Царстве вследствие высокого и опасного положения Бориса

Годунова, которому предстоитъ—или проложить себе дорогу к престолу убийством

малолетнего царевича Димитрия, законного наследника после бездетного брата,

Феодора, или сделаться жертвою боярской зависти и мести. Предсказания сторонних

наблюдателей московской жизни оправдались, и вместе с тем оправдались подозрения

неприязненных Риму иностранцев, что латинские прелаты, появляющиеся в Москве

под разными предлогами, имеют г. виду изучение опасных сторон московской

государственности. Царевич Димитрий был убит подосланными в Углич злодеями, а

его имя принял па себя в Польше какой-то проходимец, очевидно подставлепный теми

людьми, которые возбуждали в Москве пророческие толки задолго до кровавых

событий.

Эту загадочную личность приняли под свое покровительство не-

112

.

сколько знатных представителей нольскорусской республики, и сам король

Сигизмунд III благоприятствовал обманщику. Названного царевича Димитрия повели в

Москву под прикрытием вольнонаемных панских дружин. Были в Польше честные

патриоты, называвшие такое нарушение мира с Москвою вероломством; но их не

послушались. Разбойный элемент польскорусского общества нашел в том походе

работу как раз по себе. Он увлек за собой и Запорожцев. успевших уже оправиться от

нанесенного им, лет восемь тому назад, удара. Таким образом наше днепровское

козачество попало на широкий путь развития своей Косинщины и Наливайщины.

Московское Царство было в то время отделено от Польши и Малороссии

пустынными пространствами, которые назывались в нем полевыми или польскими

украйнами. Эти украйны служили убежищем всякого рода безземельникам^

называвшимся, так же как и в Польше, козаками. Одни из них отправляли сторожевую

службу и состояли в ведомстве пограничных воевод; другие проживали, в качестве

вольных сторожей и работников, у местных землевладельцев; третьи промышляли

обыкновенным и в московских ив польских украйнах воровством, перекочевывая из


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Книги похожие на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон Кулиш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Отзывы читателей о книге "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.