» » » » Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )


Авторские права

Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )

Здесь можно скачать бесплатно "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Рейтинг:
Название:
ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Описание и краткое содержание "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать бесплатно онлайн.



П. А. Кулиш.

ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (1340 —1654) В ТРЕХ ТОМАХ.

ТОМ ПЕРВЫЙ.






которые беспре-

.

27

стайно переселялись в Польшу и в польскую Русь, угрожаемые террором со

стороны латинского духовенства, и вносили в полъекорусскую среду свой

реформационный взгляд на пастырство человече ских душ. Теперь немецкий

протестантский образ мыслей распространялся у нас во всех церковных братствах,

которые ничем уже не отособлялись от ремесленных цехов и купеческих корпораций.

Насколько малорусская церковь походила своими верованиями и обрядами на римскую,

настолько надобно было ждать в ней и реформы, постигшей римскую церковь везде в

немецких землях и в самой Полыпе. Мещане перестали видеть в своем духовенстве

руководителей в разумении Священного Писания, перестали веровать в благодать

рукоположения и смело заявляли опеку церковного братства над рукоположенными.

Такая реформация понятий о церкви выразительнее всего проявилась в Львове,

многолюднейшем городе после Вильны, столицы южнорусского протестантства. Под

конец XVI столетия, восточные патриархи утратили уже у Турок терпимость, которую

относительно христиан ввел было среди них мудрый завоеватель Константинополя,

Магомет II. Подкупаясь один под другого, верховные наши первосвященники сами

учили мусульман увеличивать все больше и больше наложенную на христианские

патриаршества дань. Начали Турки теснить их в церковных имуществах и нередко

обращали христианские храмы в магометанские мечети. Претерпевая такое поругание,

восточные патриархи не могли держать себя так строго относительно подвластных им в

церковном управлении народов, как держал себя первосвященник римский. Теснила их

нужда; подкупались под них пройдохи; теряли они, в борьбе за свой сан, чувство

архипастырского достоинства. Поэтому подписывали бывало подаваемые им от наших

церковных братчиков грамоты, не зная даже, что в них написано. И вот, одною из таких

покупных трамот предоставили они львовскому братству наблюдение за благочестием

и порядком всей русской церкви в Польше, с тем что, еслибы и епископ в чем-либо

поступал недостойно, то братство должно было смотреть на него, как на врага истины

и противиться его распоряжениям. В других патриарших грамотах говорилось прямо,

что названное братство на вечные времена не обязано было подчиняться никакому

духовенству,—ни митрополичьему, ни владычьему, ни иному духовному начальству,

суду я благословению, кроме патриаршей константинопольской кафедры. За нарушение

такой привилегии патриархъ

28

.

посылал нашим архиереям строгие выговоры, похожие на папские breve, и не

обинуясь угрожал им отлучением от церкви.

Между тем протестанты так усердно заботились о наших братствах, что снабжали

их школы собственными наставниками, а малорусские типографии учеными

распорядителями. Отсюда произошло удивительное, но не замеченное нашею

историографиею явление: что тогдашняя малорусская полемика выставляла на

всенародное негодование имена вельможных панов, совратившихся в католичество, и

совершенно игнорировала таких людей, как Радивилы, Ходкевичи, Вишневецкие,

Дорогостайские, Немиричи, Пузины и т. д., которые пренебрегли верою православных

предков своих и поделались лютеранами, кальвинистами, ариянами и другими

нововерными сектантами. Протестанты прикрывались в этом деле „повагою" князя

Василия и напечатали для нашего употребления столько неортодоксальных книг, что,

спустя много лет по смерти престарелого Острожского, с одной стороны митрополит

Петр Могила очищал православные церкви от книг, подготовлявших нас к новаторству,

а с другой прозелиты римского католичества вырывали такия книги из рук у

невежественных малорусских попов.

В самый разгар борьбы православников с церковною униею, из острожской

типографии вышла написанная протестантом от имени „людей древней русской

религии" книга „Апокрисисъ". В этой книге проповедывалось: что „совершеннейший

собор не есть судилище состоящее из одних епископовъ"; что „между мирянами много

бывает благочестивых людей, которые одною своею простотою могут делать многое";

что между ними „много бывает ученых, которые гораздо умнее епископовъ"; что

„простому мирянину и без посвященных, лишь бы только он знал Писание, надобно

больше верить в поучениях, нежели самому папе", и тому подобное.

Предводители малорусского протестантства, соединенные с князем Василием узами

дружбы и родства, видели, может быть, в нем нового Фридриха Саксонского, который,

не выступая открыто за реформацию, от всего сердца покровительствовал учению

Лютера. Но политический и церковный эквилибрист, князь Василий, обманул их

надежды, так точно как и надежды православников.

Еще в 1577 году, ему, как высшему авторитету малорусской веры, посвятил иезуит

Скарга книгу, которая доказывает: будто Греки отступили от единства Божией церкви;

будто русская церковь, подначальная восточным патриархам, не имеет будущности, и

будто перед нею один только путь—соединиться с церковью римскою.

.

29

С того времени иезуиты не переставали долбить мертвый ум так называемого

Начальника Русского Православия, как водяная капля долбит камень, и, подобно

протестантам, окружали князя Василия своими людьми.

В числе избранных особ, с которыми князь Василий беседовал наедине, были два

агента иезуитской факции, Кирилл Терледкий и Ипатий Потей. Каждый из них

происходил из знатного панского дома, и оба считались „головами не малыми" среди

нравославников. Терледкий был сперва протопопом в Пинске, а с 1585 года, по

протекции князя Василия, король сделал его владыкою луцким и острожским; а Потей,

будучи родственником князю по жене, получил место брестского каштеляна, а в 1593

году сделали его Владимирским владыкою. Они пользовались свободным доступом к

„верховному хранителю и защитнику православной церкви", как величали князя

Василия духовные панегиристы, и при всяком удобном случае преподавали ему, точно

катихизис, те мысли, которые иезуит Скарга высказал в посвященной ему книге.

Могущественный князь не оспаривал того, что церковная уния дело спасительное, а

собеседники распространяли благосклонные слова его в обществе и настраивали

общественное мнение так, как того желали католические клерикалы. Но, зная, как

зыбок Начальник Русского Православия в своих намерениях, и видя его тесную дружбу

с протестантами, не смели открывать ему всех своих замыслов, а вели дело так, чтобы

поставить его в невозможность противодействовать им. Король Сигизмунд III поощрял

тайком обоих епископов своими милостями и обеспечивал своею властью. В заговоре с

ними был и Киевский митрополит Михаил Рогоза, воспитанный в иезуитской школе

высших наук и приготовленный к предстоявшей ему роли заблаговременно. Но этот не

высказывался вовсе, и держал себя неопределенно между папистами и православными,

как и сам князь Василий. Прочих малорусских архиереев приготовляли иезуиты в

отступничеству обещанием королевских пожалований. Но православных иерархов,

сравнительно с католическими убогих, не столько прельщали бенефиции и даже

обещанное им заседание в „сенаторской лавице®, как то, что соединение с католиками

под верховною властью римского папы освободит их от вмешательства в духовные

дела светских панов, которые, в качестве патронов, держали высшее духовенство, как и

низшее, в полной от себя зависимости и, вписываясь в братства под именем старших

братчиков, передавали письменно свой автори-

m

ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОГЬ ПОЛЬШИ.

тетъ* братчикам младшим, а младшие братчики, будучи торгашами, чеботарями,

воекобойниками и т. п., верховодили в церковной иерархии на основании купленных у

константинопольского патриарха грамот.

Терлецкий и Потей'не раз писали к князю Василию, советуясь, как бы великое и

спасительное дело церковной унии довести до конца без особенной тревоги в

обществе, наконец повернули круто, и в1595 году, получив от короля субсидию,

отправились в Рим просить папу от имени „всех христианъ14 простереть свое

главенство и на Русь. Этот поступок оскорбил князя Василия смертельно.

Возненавидев унию, которую до сих пор лелеял, как практикэквилибрист, он отправил

посла на протестантский съезд в Торне, и в инструкции послу написал такия угрозы

королю и католической шляхте, как будто готовился идти на них войною. Инструкция


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Книги похожие на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон Кулиш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Отзывы читателей о книге "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.