» » » » Борис Смолянский - Священная кухня. Религия и питание


Авторские права

Борис Смолянский - Священная кухня. Религия и питание

Здесь можно купить и скачать "Борис Смолянский - Священная кухня. Религия и питание" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Амфора, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Смолянский - Священная кухня. Религия и питание
Рейтинг:
Название:
Священная кухня. Религия и питание
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-367-02793-8, 978-5-367-03838-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Священная кухня. Религия и питание"

Описание и краткое содержание "Священная кухня. Религия и питание" читать бесплатно онлайн.



Книга расскажет о возникновении и развитии мировых религий (христианства, иудаизма, ислама, индуизма, джайнизма, сикхизма и буддизма), а также о культуре питания в этих религиях с исторической и медицинской точек зрения.






Молитва перед едой: «Глаза всех, Господи, смотрят на Тебя с надеждою, так как Ты каждому в свое время даешь пищу, отверзаешь (открываешь) Твою щедрую руку, чтобы всех живых наделить милостями». Вместо этой молитвы перед едой можно читать молитву Господню «Отче наш».

Молитва после еды: «Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты напитал нас земными Твоими благами, не лиши нас и вечного блаженства».

Глава 4

Пищевые обряды и традиции в католицизме, протестантизме и некоторых течениях православия

Христианство является наиболее распространенной мировой религией. Поэтому христианскую церковь сравнивают с огромной горой, где верующие объединены «во Христе» в единое христианство. Однако существует много христианских конфессий (вероисповеданий).

Надо учитывать, что церковь состоит из людей с разной историей и культурой, живущих в разных местах и условиях. Поэтому утверждение «Одна христианская церковь, но много церквей» имеет глубинный смысл. Упоминание об этом можно найти уже в Новом Завете Библии.

За века распространения христианства по всему миру появились различные христианские группы, имевшие определенные богословские расхождения, которые начали постепенно отделяться друг от друга. Иногда дело доходило до открытого противостояния и кровопролития. Сформировались три главные ветви христианства, среди которых по численности последователей в мире на первом месте стоит Римско-католическая церковь, на втором – группа ведущих протестантских церквей, на третьем – Православная церковь. Далее идут христианские церкви, не признающие или частично признающие верховенство указанных главных церквей. Кроме того, миллионы верующих принадлежат к общинам, часто называемым сектами, которые могут относить себя к христианам, но их догматы и культы находятся вне основного русла христианства. Разумеется, все сказанное отражается на пищевых предписаниях тех или иных конфессий.

Католицизм

Христианство, ставшее в IV в. государственной религией Римской империи, разделилось на восточную и западную ветви в связи с политическими, экономическими и культурными различиями между этими частями мира. Со временем сложились две церковные организации – православная (византийская) и римско-католическая. Это разделение было завершено в 1054 г., хотя само слово «католицизм» происходит от греческого «всеобщий, вселенский».

У католиков и православных имеют место различия в богослужении, архитектуре и внутреннем устройстве храмов, одежде священнослужителей. В католицизме сходное с православием учение о таинствах, но крещение совершается обливанием водой, а не погружением в нее, в причащении используют пресный, а не заквашенный хлеб, миропомазание проводят не над младенцами, как в православии, а над детьми 7–12 лет. В обрядовой практике католики совершают крестное знамение пятью прямыми пальцами и слева направо, а не тремя справа налево, как православные.

В католической церкви есть глава – римский папа, наместник Бога на Земле, обладающий непогрешимой церковной властью, а православная церковь не имеет единого предстоятеля. К отличиям следует отнести безбрачие всего католического духовенства, в православии обет безбрачия принимают лишь монахи. А само католическое монашество, в отличие от православного, не едино, а делится на так называемые монашеские ордена, которых насчитывается около 140.

Заметим, что монахи в католических монастырях в еде не слишком строги. Основатель монашества в Западной Европе святой Бенедикт (480–543) отказался от пищевого аскетизма своих восточных братьев по вере. Он выступал за умеренный образ жизни, который подразумевал сытную пищу, включая вино и пиво. Позднее появились «нищенствующие» ордена (францисканцы, доминиканцы и др.), но и у них не было жестких ограничений в питании.

Все перечисленное – это как бы внешняя сторона более серьезных различий между католицизмом и православием – догматических. Они заключаются в представлении католиков о том, что:

• Святой Дух исходит как от Бога Отца, так и от Бога Сына;

• было непорочное зачатие Девы Марии ее матерью Анной;

• Богородица была душой и телом вознесена на небо, как ее Божественный Сын – Иисус Христос;

• существует чистилище, куда после смерти сначала (до рая или ада) попадают грешники.

Непосвященному человеку эти догматические различия кажутся не очень важными, но для богословов они в высшей степени существенны. Поскольку указанные догматы научно доказать невозможно, их надо принимать на веру. Поэтому религиозные споры между католиками и православными обречены на бесконечность. Так, в 1965 г. в Риме и Стамбуле (бывшем Константинополе) были разорваны грамоты 1054 г. с текстами анафемы, которой предали друг друга главы Константинопольской православной и Римско-католической церквей. Однако взаимное снятие анафемы не привело к устранению разницы в богословских взглядах между этими церквями.

Вместе с тем существует группа восточных христиан, заключивших унию (союз) с Римско-католической церковью, при которой они приняли догматические положения католиков, сохранив свою обрядность – в основном православную (в том числе и в отношение питания). Униатская церковь насчитывает около 17 млн верующих (греко-католиков), главным образом в Западной Украине, Румынии, Словакии. Отметим, что в начале ХХ в. в царской России проживало 11 млн католиков (в основном за счет поляков и литовцев), а в сегодняшней России – 1,2 млн.

Ниже представлена характеристика праздников и постов в католицизме.

Пищевые обряды и традиции праздников в католицизме

Вершиной календаря Римско-католической церкви является Святая ночь – навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главного места (как это было в древней христианской церкви и сохранилось в православии) в католицизме произошло после реформ 1960-х гг. До этого господствовала сложившаяся на Западе в Средние века традиция почитать главным праздником Рождество Христово. Отметим, что у многих католиков предпочтение и поныне отдается Рождеству.

В современном католицизме два уровня праздников: 1) торжества – праздники особой значимости – Пасха, Рождество Христово, Богоявление, Вознесение Христово, Пятидесятница и др.; 2) собственно праздники, посвященные другим событиям земной жизни Христа и Богородицы, а также почитанию апостолов.

Большинство праздников католицизма имеет прямое соответствие с православием. Однако есть специфические торжества-праздники: Пресвятого Тела и Крови Христа, Пресвятого Сердца Иисусова, Христа – Царя Вселенной, Непорочного зачатия Девы Марии, Всех святых и др. Особым днем календаря является Пепельная среда – начало Великого поста, когда, по древнему обычаю, головы верующих посыпаются пеплом в знак покаяния перед Богом.

В большинстве стран мира католическая церковь использует григорианский календарь, в результате чего имеет место расхождение с Русской православной церковью в датах одних и тех же праздников.

Некоторые католические праздники стали почти народными – внерелигиозными во многих странах. Так, 2 ноября в День Всех Святых поминают всех умерших, и в этот же день именины может отмечать каждый благочестивый католик. Еще в Средние века возникло поверье, что в ночь накануне Дня Всех Святых пробуждается нечистая сила, а ведьмы и колдуны собираются на свои шабаши. В наше время это поверье воплотилось в празднование Хэллоуина, которое по размаху и популярности, пожалуй, затмило торжества в честь всех святых.

14 февраля во многих странах католики, представители других религий и даже атеисты отмечают праздник святого Валентина – один из самых романтических дней в году: влюбленные дарят друг другу «сердечки» – «валентинки» и делают разнообразные подарки. В Италии, где зародилась традиция отмечать День святого Валентина, его называют «сладким днем» в буквальном смысле слова. Влюбленные дарят друг другу печенье, конфеты, шоколадки, сделанные в виде сердца. В таком же виде пекут праздничные пироги, торты и даже несладкие пиццы. Традиция дарить в этот день сласти существует и в США, причем там поздравляют не только влюбленных, но и родителей, бабушек и дедушек, друзей.

В Саудовской Аравии с ее строгими мусульманскими правилами праздник святого Валентина официально запрещен. Магазины не имеют права торговать конфетами в форме сердец, открытками, сувенирами с любовной символикой.

Русская православная церковь неодобрительно относится ко Дню святого Валентина, ставшего, по существу, внерелигиозным праздником. В России есть свои православные покровители любви – святые Петр и Феврония. В их честь с XVI в. 8 июля отмечается нечто вроде Дня влюбленных, а с 2010 г. этот день стал в России Днем семьи. Правда, специальные пищевые ритуалы пока не разработаны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Священная кухня. Религия и питание"

Книги похожие на "Священная кухня. Религия и питание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Смолянский

Борис Смолянский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Смолянский - Священная кухня. Религия и питание"

Отзывы читателей о книге "Священная кухня. Религия и питание", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.