» » » » Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания


Авторские права

Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания

Здесь можно скачать бесплатно "Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Книжный дом «ЛИБРОКОМ», год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания
Рейтинг:
Название:
Учение о цвете. Теория познания
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Учение о цвете. Теория познания"

Описание и краткое содержание "Учение о цвете. Теория познания" читать бесплатно онлайн.



Вниманию читателей предлагается книга великого немецкого поэта, философа и естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832), содержащая его учение о цвете. Автор начинает свой труд с рассмотрения различных физиологических и природных явлений, влияющих на зрительное восприятие человеком окружающего мира, а затем переходит к историческому анализу учения о цвете, обращаясь как к теориям древнейших времен, так и к учениям Нового времени, в частности, рассматривает и подвергает критике учение Ньютона о цветах. Кроме того, в книге в разделе, озаглавленном «Теория познания», содержатся статьи и наброски разных лет, а также афоризмы И. В. Гёте, которые помогают создать портрет личности великого поэта и мыслителя.

Книга будет интересна как специалистам — физиологам, психологам, философам, искусствоведам, так и широкому кругу читателей.






777. Действие этого цвета так же единственно, как его природа. Он дает впечатление как серьезности и достоинства, так и прелести и грации. Первое он осуществляет в своем темном сгущенном состоянии, второе — в светлом разреженном. Так достоинство старости и миловидность юности могут одеваться в один цвет.

778. История рассказывает немало о страсти правителей к пурпуру. Обстановка такого цвета всегда серьезна н роскошна.

779. Через пурпуровое стекло хорошо освещепный ландшафт рисуется в страшном свете. Такой тон должен бы расстилаться по земле и небу в день страшного суда.

780. Так как оба материала, которыми преимущественно пользуются красильщики для получения этой краски, кермес и кошениль, склоняются более или менее к положительной и отрицательной стороне, чему можно также содействовать обработкой кислотами и щелочами, то нужно заметить, что Французы держатся активной стороны, как показывает Французский багрец, отливающий желтым цветом, итальянцы же остаются на пассивной стороне, так что их багрец дает предчувствовать синий цвет.

781. Подобной щелочной обработкой получается кармазин, цвет, который, вероятно, очень ненавистен Французам, так как выражениями sot ей cramoisi, m^chant en cramoisi они обозначают крайнюю степень пошлого п злого.

ЗЕЛЕНЫЙ.

782. Если желтый и синий, на которые мы смотрим как на первые и простейшие цвета, соедипить при самом их появлении, на первой ступени их действия, то возиикает тот цвет, который мы называем зеленым.

783. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Когда обе материнских краски находятся в смеси как раз в равпо- весии, так что ни та, ни другая не заметна, глаз и душа отдыхает па этом смешанном как на простом. Не хочешь итти дальше и не можешь итти дальше. Поэтому для комнат, в которых постоянно находишься, обои выбираются обыкновенно зеленого цвета.

Цельность и Гармония

784. Мы принимали до сих пор, в целях нашего изложения, что глаз может быть вынужден отожествиться с каким — нибудь отдельным цветом; однако, это бывает возможно лишь на мгновение.

785. Дело в том, что когда мы видим вокруг себя один цвет, возбуждающий в нашем глазу ощущение своего качества и своим присутствием вынуждающий нас оставаться в тожественном состояиин, то наш орган неохотно терпит такое принуждение.

786. Когда глаз видит цвет, в нем сейчас же пробуждается деятельность, и по своей природе он должен сразу — столь же бессознательно, как и необходимо — породить другой цвет, который вместе с первоначально данным содержит цельность всего цветового круга. Один отдельный цвет возбуждает в глазе, посредством специфического ощущения, стремление к всеобщ- иости.

787. И вот, чтобы воспринять эту цельность, чтобы достпг- цуть самоудовлетворения, глаз ищет рядом с цветным пространством бесцветное, чтобы вызвать на последнем требуемый цвет.

788. В этом и заключается, стало быть, основной закон всякой гармонии цветов, в чем каждый может убедиться на собствешюм опыте, в точности ознакомившись с теми экспериментами, которые мы привели в отделе о Физиологических цветах.

789. Когда же цветовая цельность предлагается глазу извне в качестве об’екта, глаз радуется ей, так как итог его собственной деятельности дается ему здесь как реальность. Мы скажем, поэтому, прежде всего об этих гармонических сопоставлениях.

790. Чтобы легче усвоить их, стоит только представить себе в указанном цветовом круге подвижный диаметр и водить его по всему кругу: оба конца будут все время указывать вызывающие друг друга цвета, которые можно, впрочем, свести, в- конце концов, к трем простым противоположностям.

791. Желтый вызывает нраспосиний, синий вызывает красно- желтый, пурпуровый вызывает зеленый, и наоборот.

792. Как предположенная нами стрелка отходит от средины в естественном порядке расположенных цветов, так своим вторым концом она сдвигается с противоположного деления и благодаря такому приспособлению к каждому вызывающему цвету легко найти вызываемый.

Не бесполезно было бы образовать для этого цветовой круг, который пе был бы прерывист, подобно нашему, а показывал бы цвета п их переходы в непрерывном течении: здесь мы стоим па очень важном пункте, который заслуживает всей нашей внимательности.

793. Если раньше, при созерцании отдельных цветов, мы возбуждались до известной степени патологически, поддаваясь отдельным ощущениям и чувствуя себя то в живом п стремительном состоянии, то в вялом и тоскливом, то возвышаясь до благородного, то опускаясь до пошлого, — то теперь врожденная нашему органу потребность в цельности выводит нас из этой ограниченности; орган сам дает себе свободу, порождая противоположность навязанного ему единичного впечатления, и тем самым — удовлетворяющую цельность.

794. Таким образом, насколько просты те собствешю гармонические контрасты, которые даются нам в этом узком круге, настолько важно указание, что природа имеет тенденцию через цельность вести нас к свободе, и что на этот раз явление природы непосредственно достается нам для эстетического употребления.

795. Мы можем сказать поэтому, что цветовой круг, как мы привели его, уже по самому матерьялу вызывает приятное ощущение; и здесь же уместно будет упомянуть, что радугу неправильно приводили до сих пор в качестве примера цветовой цельности; ей ведь нехватает главного цвета, чистого красного цвета, пурпура, который не может возникнуть, так как у этого явления, так же, как и у традиционного призматического изо- бражепия, желтокрасный и синекрасный цвета пе могут встретиться.

796. Природа вообще пе дает иам ни одного общего Феномена, где цветовая цельность была бы вполне на лицо. Экспериментами можно вызвать таковую в ее совершенной красоте. Но как все явлепие располагается в круге, это мы лучше всего поймем, нанеся пигменты иа бумагу, при наличности природ- пых задатков; после некоторого опыта и упражнения, мы, в конце концов, всецело проникаемся идеей этой гармонии и храпим ее в уме.

Характерные сопоставления

797. Кроме этих чисто гармонических сопоставлений, которые сами собой возникают и всегда связаны с цельностью, есть еще другие, которые создаются произволом и которые нам легче всего отметить указанием, что в нашем цветовом круге они располагаются не по диаметрам, а по хордам, и при том прежде всего с перескакиванием одного цвета.

798. Мы называем эти сопоставления характерными, потому что во всех них есть что — то значительное, навязывающееся нам с известным выражением, но ие удовлетворяющее пас, так как все характерное возникает только благодаря своему выделению из целого, как часть, стоящая в связи с этим целым, не растворяясь в нем.

799. Зная цвета как в их возникновении, так и в их гармонических соотношениях, мы можем ожидать, что и характеры произвольных сопоставлений будут обладать самым различным, значением. Рассмотрим их по одиночке.

ЖЕЛТЫЙ И СИНИЙ

800. Это самое простое из таких сопоставлений. Можно сказать, что в ием — всего слишком мало: так как в ием нет нп следа краевого, то ему слишком далеко до дельности. В этом смысле можно назвать его бедным и — так как оба полюса стоят на самой низкой ступени — пошлым. Зато у пего то преимущество, что он стоит ближе всего к зеленому цвету. Значит, к реальному удовлетворению.

ЖЕЛТЫЙ И ПУРПУР

820. Несколько одностороннее, но ясно — веселое и великолепное сопоставление. Оба конца активной стороны выступают рядом, но непрерывное становление не выражено.

Так как из их смешения в виде пигментов можно ожидать желтокрасного, то они до известной степени заменяют этот цвет.

СИНИЙ И ПУРПУР

821. Оба конца пассивной стороны с уклоном верхнего конца в активную сторону. Так как смешение того и другого дает синекрасиое, то эффект этого сопоставления тоже приближается к этому цвету.

ЖЕЛТОКРАСНЫЙ И СИНЕКРАСНЫЙ.

822. Взятые вместе, опи, как потепцированпые концы обеих сторон, отличаются возбуждающим, ярким характером. Они дают нам предчувствие пурпура, который в Физических экспериментах и получается из их соединения.

823. Таким образом, эти четыре сопоставления обладают тем общим свойством, что из их смешения получались бы лежащие между ними цвета нашего круга; это бывает уже тогда, когда сопоставление состоит из мелких частей и рассматривается издали. Плоскость с узкими синими и желтыми полосками кажется на некотором расстоянии зеленой.

824. Когда же глаз видит рядом синий и желтый цвет, он находится в удивительном состоянии, все время пытаясь породить зеленый, но это ему не удается, и потому он пе может осуществить ни спокойствия в частности, ни чувства цельности в общем.

825. Итак, отсюда видно, что мы не напрасно назвали эти сопоставления характерными, и что характер каждого из них должен стоять в связи с характером единичных цветов, из которых оин составлены.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Учение о цвете. Теория познания"

Книги похожие на "Учение о цвете. Теория познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иоганн Гёте

Иоганн Гёте - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания"

Отзывы читателей о книге "Учение о цвете. Теория познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.