» » » » Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания


Авторские права

Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания

Здесь можно скачать бесплатно "Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Книжный дом «ЛИБРОКОМ», год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания
Рейтинг:
Название:
Учение о цвете. Теория познания
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Учение о цвете. Теория познания"

Описание и краткое содержание "Учение о цвете. Теория познания" читать бесплатно онлайн.



Вниманию читателей предлагается книга великого немецкого поэта, философа и естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832), содержащая его учение о цвете. Автор начинает свой труд с рассмотрения различных физиологических и природных явлений, влияющих на зрительное восприятие человеком окружающего мира, а затем переходит к историческому анализу учения о цвете, обращаясь как к теориям древнейших времен, так и к учениям Нового времени, в частности, рассматривает и подвергает критике учение Ньютона о цветах. Кроме того, в книге в разделе, озаглавленном «Теория познания», содержатся статьи и наброски разных лет, а также афоризмы И. В. Гёте, которые помогают создать портрет личности великого поэта и мыслителя.

Книга будет интересна как специалистам — физиологам, психологам, философам, искусствоведам, так и широкому кругу читателей.






78. Когда водолазы паходятся под водою и солнечный свет попадает в их колокол, — все освещенное, что их окружает, бывает пурпурового цвета (причина чего будет приведена впоследствии); тени же выглядят зелеными. То же самое явление, которое я воспринял на высокой горе (7S), они замечают в глубине моря; так природа везде сама себя подтверждает…

VII. Слабодействующий свет

81. Энергичный свет представляется чисто белым; это впечатление оп производит и при высшей степени ослепления. Свет, действующий пе с полной силой, может еще при различных условиях оставаться неокрашенным. Некоторые естествоиспытатели и математики пытались измерить его степени. Ламберт, Буге (Bouguer), РемФорд.

82. Однако, при слабее действующем свете вскоре наступает окрашивание в виде замирающих образов.

83. Какой — либо свет действует слабее либо тогда, когда уменьшается — в силу чего бы то пи было — его энергия, либо тогда, когда глаз теряет способность в полной мере испытывать его действие. Явления первого рода, которые можно назвать об’ек- тивными, паходят свое место в области Физических цветов. Упомянем здесь только о переходе раскаленного железа от белого к красному калению. Точно так же мы замечаем, что свечи, также и ночью, по мере удаления от глаза кажутся краснее.

84. Свет свечи действует ночью вблизи как желтый свет; мы можем заметить это по действию, которое оп производит на остальные цвета. Бледножелтый цвет мало отличим ночью от белого; синий приближается к зеленому, розовый к оранжевому.

85. В сумерках свет свечи действует как яркий желтый свет, что лучше всего доказывают голубые тейп, вызываемые в этом случае в глазу.

86. Сетчатка может быть так раздражена сильным светом, что более слабый свет она пе в состоянии различить (11). Если же она различает его, он представляется ей цветным; вот почему пламя свечи выглядит днем красноватым, оно выступает как замирающий свет; и даже ночью, если долго и пристальпо смотреть на него, оно кажется все краснее.

87. Существует слабодействующий свет, производящий, тем не менее, на сетчатку белое или светложелтое впечатление, как совершенно ясный свет луны. Гнплое дерево обладает даже особого рода сиповатым сиянием. Все это в будущем снова станет предметом рассмотрения…

VIII. Субъективные венцы

89. Венцы можпо разделить на суб’сктивныс и об’ективпые. Последние будут рассматриваться среди Физических цветов, только первые относятся сюда. Они отличаются от об’ективных тем, что исчезают, когда заслоняют светящийся предмет, вызывающий (дх на сетчатке.

90. Мы видели выше впечатление светящегося образа на сетчатку, видели, как он увеличивается на ней; по этим действие еще не завершается. Оп выходит за свои пределы пе только как образ, но и как энергия; оп распространяется из центра к периферии.

91. Что такое слияние вызывается нашим глазом вокруг светящегося образа, это лучше всего можно видеть в темной комнате, если смотреть через умеренно большое отверстие в ставне. Светлый образ окружен здесь круглым туманным сиянием.

Такое тумаппое сияние я видел с окаймляющим его желтым и желтокрасным кругом, когда я проводил несколько ночей в спальной повозке и по утрам па рассвете раскрывал глаза.

92. Венды бывают всего живее, когда глаз отдохнул и восприимчив. Равным образом — на темпом фопс. И то, и другое об’ясняет, почему мы видим их так ярко, когда просыпаемся ночью и к нам приближаются со свечей. Оба эти условия былп налицо и тогда, когда Декарт, сидя, спал па корабле и заметил вокруг пламени такое живое цветное сияние.

93. Свет должен быть умеренным, чтобы возбудить в глазу вепец; во всяком случае веппов ослепительного света нельзя было бы заметить. Мы видим такой блестящий венец вокруг солнца, отражающегося от водной поверхности.

94. Тщательное наблюдение показывает, что такойвепецобладает па краях желтой каймой. Но и здесь пе кончается это энергичное действие, оно как будто двигается дальше в переменчивых кругах.

95. Есть много случаев, указывающих на кругообразное действие сетчатки, — вызывается ли оно круглой Формой глаза и его различных частей или каким — либо иным путем.

96. Если хотя бы слегка надавить глаз со стороны внутреннего угла, то возникают более темные или более светлые круги. Ночью можно иногда и без давления подметить последовательный ряд таких кругов, где одни развиваются из других, поглощаются другими.

97. Мы видели уже желтый край вокруг освещенного близко поставленной свечой белого пространства. Это — своего рода об’ективный венец.

98. субъективные венцы мы можем представить себе как конфликт света с живым пространством. Из конфликта движущего с движимым возникает волнообразное движение. Можно обратиться за сравнением к кругам в воде. Брошенный камень гонит воду во все стороны, действие это достигает высшей ступени, замирает и уходит в противоположном направлении, в глубину. Действие идет дальше, снова кульминирует, и так эти круги повторяются. Если мы вспомним концентрические кольца, возникающие в наполненном водою бокале, когда пытаются вызвать ток трением его края, если мы примем во внимание перемежающиеся колебания при зампрапии звука колоколов, то в представлении мы, пожалуй, приблизимся к тому, что происходит на сетчатке, когда она поражается светящимся предметом, но только она, как живая, обладает уже в своей организации известной кругообразной склонностью.

99. Показывающаяся вокруг светящегося образа светлая круговая поверхность бывает желтой с красными краями. Далее следует зеленоватый круг, заканчивающийся красным краем. Таково, повидимому, обычное явление при известной величипе светящегося тела. Эти венцы становятся тем больше, чем дальше отходишь от светящегося образа.

100. Однако, венцы могут являться также в глазу бесконечно малыми и многообразными, если первый импульс был мал и силой. Лучше всего сделать опыт с лежащей иа земле, освещенной солнцем золотой блесткой. В этих случаях венцы предстают в пестрых лучах. То пестрое явлепие, которое вызывает в глазу солнце, пропикающее сквозь листву деревьев, относится, я думаю, тоже сюда.

Чувственно-нравственное действие цвета

758. Так как в ряду изначальных явлений природы цвет занимает очепь высокое место, в определенном многообразии заполняя предназначенный ему простой круг, то пас пе удивит то обстоятельство, что в своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и Формы того матерьяла, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное действие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочеп, а через него и на душу. Это действие бывает специфическое, если оп взят в отдельности, гармоническое или негармоническое, часто также характеристическое, если сопоставлено несколько цветов, по всегда определенное и значительное, и оно примыкает непосредственно к сфере нравственного. Поэтому, взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим целям.

759. Цвет вообще вызывает в людях большую радость. Глаз нуждается в нем, как оп нуждается в свете. Как оживляет нас, когда в пасмурный день солнце осветит отдельную часть местности с ее красками! Если цветным благородным камням приписывали целебные силы, то это могло возникнуть из глубокого чувства этого невыразимого удовольствия.

758. Цвета, видимые иамп па предметах, пе являются для глаза каким — то совершенно чуждым элементом, который как бы впервые определяет глаз к такому — то ощущению. Нет, этот орган всегда расположен сам производить цвета и испытывает приятное ощущение, когда извне приходит печто сообразное его собственной природе, когда его определяемость получает знаменательное определение в известную сторопу.

759. Из идеи контраста данного явления, нз приобретенного нами знакомства с его особыми определениями мы можем заключить, что отдельные цветовые впечатления не могут быть сме- шапы, что онн должны действовать специфически и вызывать в живом органе безусловно специфические состояния.

760. То же самое и в душе. Опыт учпт пас, что отдельные цвета вызывают особые душевные настроения. Об одном остроумном Французе рассказывают: он уверял, что топ его беседы с madame изменился с тех пор, как она заменила голубую окраску мебели своего кабинета на кармазинную.

761. Чтобы получить полиое ощущение от этих единичных значительных действий, нужно окружить глаза всецело одним цветом, например, находиться в одноцветной комнате, смотреть сквозь цветное стекло. Тогда отожествляешь себя с цветом; он настраивает глаз и ум в унисон с собою.

762. Цвета положительной стороны суть желтый, красножел- тый (апельсин), желтокрасный (сурик, киноварь). Они вызывают бодрое, живое, активное настроение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Учение о цвете. Теория познания"

Книги похожие на "Учение о цвете. Теория познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иоганн Гёте

Иоганн Гёте - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания"

Отзывы читателей о книге "Учение о цвете. Теория познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.