» » » » Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания


Авторские права

Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания

Здесь можно скачать бесплатно "Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Книжный дом «ЛИБРОКОМ», год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания
Рейтинг:
Название:
Учение о цвете. Теория познания
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Учение о цвете. Теория познания"

Описание и краткое содержание "Учение о цвете. Теория познания" читать бесплатно онлайн.



Вниманию читателей предлагается книга великого немецкого поэта, философа и естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832), содержащая его учение о цвете. Автор начинает свой труд с рассмотрения различных физиологических и природных явлений, влияющих на зрительное восприятие человеком окружающего мира, а затем переходит к историческому анализу учения о цвете, обращаясь как к теориям древнейших времен, так и к учениям Нового времени, в частности, рассматривает и подвергает критике учение Ньютона о цветах. Кроме того, в книге в разделе, озаглавленном «Теория познания», содержатся статьи и наброски разных лет, а также афоризмы И. В. Гёте, которые помогают создать портрет личности великого поэта и мыслителя.

Книга будет интересна как специалистам — физиологам, психологам, философам, искусствоведам, так и широкому кругу читателей.






Пройдет некоторое время, пока этот пурпуровый цвет не распространится извне, закрывая весь кружок и вытеспяя, наконец, светлый центр. Но лишь только весь кружок окажется пурпуровым, край начинает синеть, и синий цвет мало — по — малу вытесняет, распространяясь внутрь, пурпур. Когда кружок становится совершенно синим, край делается темным и бесцветным. Проходит долгое время, пока бесцветный край не вытеснит совершенно синеву и весь кружок не станет бесцветным. После Этого образ мало — по — малу убывает, становясь одновременно и бледнее и меньше. Здесь мы снова видим, как сетчатка рядом последовательных колебаний мало — по — малу восстановляется после властного внешнего впечатления (25, 26).

41. Соотпошепия длительности этого явления я нашел для своих глаз — одинаково при многих опытах — в следующем впде.

На ослепительный кружок я смотрел пять секунд, затем закрывал заслонку; я видел тогда парящее цветное марево (Schein- bild), и через тринадцать секунд оно оказывалось совершенно пурпуровым. Затем проходило снова двадцать девять секунд, пока весь кружок не представлялся синим, и сорок восемь, пока он не становился серым. Закрывая и открывая глаза, я все спова оживлял этот образ (27), так что он исчез совершенно лишь по истечении семи минут.

Будущие наблюдатели найдут эти промежутки короче или длиннее, смотря по тому, сильнее или слабее их глаза (23). Но было бы очень замечательно, если — бы, тем пе меиее, можно было открыть при этом известное постоянное числепное отношение.

42. Но едва этот удивительный Феномен успел возбудить наше внимание, как мы замечаем уже новое его видоизменение.

Восприняв глазом, как было указано выше, световое впечатление, и взглянув в умеренно освещенной комнате на светлосерый предмет, мы опять увидим перед собою кружок, но уже темный, который мало — по — малу окаймляется извне зеленым краем, и последний, так же, как раньше пурпуровый, распространяется внутрь на весь кружок. Когда это произошло, появляется грязножелтый цвет, который, подобно сипему цвету предыдущего опыта, заполняет весь круг, и, в конце концов, поглощается бесцветностью…

44. Как — то я находился под нечер в кузнице, когда раскаленная масса как раз подводилась под молот. Я пристальпо посмотрел на нее, обернулся н случайно взглянул на стоявший открытым угольный сарай. Огромный пурпуровый образ предстал моим глазам, а когда я перевел взор с темного отверстия на светлую перегородку, то образ представился мне наполовину зеленым, наполовину пурпуровым, в зависимости от более темного или более светлого Фона. Как это явление замирало, я тогда не заметил.

45. Подобно замиранию ограниченного яркого образа происходит и замирание общего ослепления сетчатки. Сюда относится пурпуровый цвет, какой видят ослепленные снегом, а также необыкновенно красивый зеленый цвет темных предметов, какой они имеют, после того, как долго смотришь на белую бумагу, освещенную солнцем. Как в частности обстоит здесь дело, это исследуют в будущем те, юношеские глаза которых еще могут вынести кое — что ради науки.

46. Сюда же относятся и черные буквы, кажущиеся при вечернем освещении красными. Быть может, сюда относится и история о том, как на столе, за который сели для игры в кости Генрих IY с герцогом Годом, показались капли крови.

V. Цветные образы

48. Как от бесцветных образов, так и от цветных впечатление остается в глазу, с той только разницей, что жизненность сетчатки, побужденная к реакции и путем противоположности создающая цельность, становится здесь нагляднее.

49. Подержите маленький кусок ярко окрашенной бумаги или шелковой материи перед умеренно освещенной белой доской, посмотрите пристальпо на маленькую окрашенную поверхность и через некоторое время уберите се, пе переводя взора: вы увидите на белой доске пятно другого цвета. Можно также оставить цветную бумагу на месте и перевести глаз на другое место белой доски, где мы TOHte увидим это цветовое явлепие: оно возникает из образа, принадлежащего уже глазу.

50. Чтобы отметить вкратце, какие же именно цвета вызываются этой реакцией, можно пользоваться раскрашенным цветовым кругом наших таблиц, который вообще устроен сообразно естественным свойствам и здесь тоже может сослужить хорошую службу: его диаметрально противоположные цвета и являются теми, которые взаимно вызывают друг друга в глазе. Желтый цвет вызывает Фиолетовый, оранжевый — голубой, пурпуровый — зеленый, и наоборот. Так все оттенки взаимно вызывают друг друга, более простой цвет вызывает более сложный, и наоборот.

51. Относящиеся сюда случаи встречаются нам в жизни чаще, чем мы думаем, и внимательный наблюдатель везде увидит эти явления; между тем неосведомленными людьми, как и нашими предками, они принимаются за мимолетные ошибки, иногда даже возбуждают серьезные онасеиия, точно это предвестники глазных болезней. Приведу здесь несколько значительных случаев.

52. Когда я под вечер зашел в одпу гостиницу, и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно — белым лицом, черными волосами и яркокрасным корсажем, я пристально посмотрел па нее, стоявшую в некотором расстоянии от меня, в полумраке. И вот после того, как она двинулась дальше, я увидел на расположенной против меня белой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной Фигуры казалась прекрасного изумрудного цвета.

53. Среди оптических приспособлений имеются портреты в красках и оттенках, обратпых тем, какие дает природа, и, посмотрев на пих некоторое время, можпо в довольно естествеииых красках увидеть миимый образ. Это само по себе правильно и сообразно опыту: в вышеприведенном случае арапка в белом платке вызвала бы белое лицо, обрамленное черным; только у этих, обыкновенно в малом виде нарнсованиых картинок, не каждому посчастливится воспринять части мнимой Фигуры.

54. Одио явление, уже раньше возбуждавшее вниманне естествоиспытателей, можно, я убежден, тоже вывести из этих явлений.

Рассказывают, что известные цветы в летние вечера как — бы сверкают, фосфоресцируют или излучают мгновенный свет. Некоторые наблюдатели точнее передают эти Факты.

Я часто пытался увидеть это явление и производил даже искусственные опыты, чтобы вызвать его.

19‑го нюпя 1799 г., прогуливаясь с одним из моих друзей по саду в сумерки, переходившие в ясную ночь, мы очень яспо заметили, что рядом с цветами восточного мака, выделяющегося из других своим ярко красным цветом, появляется что — то пламепеподобпое. Мы остановились перед клумбами, стали внимательно смотреть па пих, но не могли ничего заметить, пока, наконец, снова прогуливаясь мимо клумбы, мы пе паучи- лись вызывать это яплепие сколько — угодно раз, искоса смотря на цветы. Обнаружилось, что это — Физиологическое цветовое явление, и что мннмос сверкание является собственно мнимым образом цветка в дополнительном сине — зеленом цвете.

Когда смотришь па цветок прямо, явление это по имеет места; но опо должно бы наступить и тогда, ко^да мы охватываем цветок колеблющимся взглядом. Если же коситься на него, возникает мгновенное двоякое явление, в котором мнимый образ представляется сразу подле действительного.

Сумерки являются причиной того, что глаз вполне отдохнул и восприимчив, а цвет мака достаточно ярок, чтобы в летние сумерки самых длинных дней оказывать еще полное действие и вызывать дополнительный образ…

Тот, кто хочет подготовиться к наблюдению этого явлепня в природе, пусть приучит себя, проходя по саду, пристальпо всматриваться в красочные цветы и тотчас же переводить взор на дорожку; последняя представится тогда усеянной пятпами противоположного цвета. Это явление удается наблюдать при облачном пебе, но также и при самом ярком солнечном свете, который, повышая яркость цветка, дает ему возможность вызвать настолько яркий дополнительный цвет, что его можпо заметить даже при ослепительном свете. Так, пионы вызывают прекрасные зеленые, ноготки — яркие синие образы.

55. Как при опытах с цветпыми образами на отдельных частях сетчатки законосообразно возникает смена цветов, так это же самое происходит и тогда, когда вся сетчатка возбуждена одним цветом. В этом мы можем убедиться, поднеся к глазам цветные стеклышки. Посмотрите некоторое время сквозь синее стекло, и мир. представится потом свободному глазу словно освещенный солнцем, хотя бы день был серый и местность осевне- бесцветная. Точно так же, сняв зеленые очки, мы видим предметы в красповатом отблеске. Мне думается, поэтому, что нехо- рошо пользоваться для сбережения глаз зелеными стеклами или зеленой бумагой: каждая цветовая спецификация причиняет глазу насилие и вынуждает орган к реакции.

56. Если до сих пор мы видели, как противоположные цвета последовательно вызывают друг друга на сетчатке, то нам остается- еще узпать, что это закономерное вызывание может иметь место и одновременно. Когда на одной части сетчатки появляется цветной образ, остальная часть тотчас же оказывается расположенной производить замеченные соответственные цвета. Если продолжать вышеуказанные опыты и, например, смотреть на желтый кусок бумаги, держа его перед белой поверхностью, то остальная часть глаза уже склонна порождать па этой бесцветной поверхности Фиолетовый цвет. Однако, желтый цвет в таком незначительном количестве слишком слаб, чтобы вызвать заметное действие. Но если поместить на желтую стену белые бумажки, то они представятся в Фиолетовом топе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Учение о цвете. Теория познания"

Книги похожие на "Учение о цвете. Теория познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иоганн Гёте

Иоганн Гёте - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания"

Отзывы читателей о книге "Учение о цвете. Теория познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.