Сергей Бельченко - Фронт без линии фронта

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фронт без линии фронта"
Описание и краткое содержание "Фронт без линии фронта" читать бесплатно онлайн.
В 1968 году издательство «Московский рабочий» выпустило в свет первую книгу воспоминаний ветеранов-чекистов «Особое задание», охватившую период деятельности органов государственной безопасности с 1917 по 1940 год.
В предлагаемой читателю второй книге задуманной серии мемуарных произведений чекистов освещается деятельность органов государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков (1941—1945 годы).
С воспоминаниями выступают начальники областных управлений органов государственной безопасности, работники особых отделов частей Красной Армии, руководители разведывательной работы, командиры партизанских отрядов и соединений, рядовые оперативные работники — непосредственные участники описываемых событий. Они рассказывают о том, как советские чекисты, руководимые Коммунистической партией и поддерживаемые народом, мужественно вступили в поединок с опытным и коварным врагом — фашистской разведкой — и победили в этой борьбе.
Четверть века прошло после окончания войны. Многое стерлось в памяти. Однако подвиг советского народа, его неисчислимые жертвы и страдания во имя свободы и счастья на земле никогда не изгладятся в памяти человечества.
Сборник воспоминаний воспроизводит яркую картину военных лет и знакомит читателя с трудной, зачастую связанной со смертельным риском профессией чекистов — верных сынов советской Родины, наследников Дзержинского.
Однажды Кривуляк сообщил Пономареву о плане крупной операции, намечаемой немецкими карателями против партизанского отряда. Согласно этому плану против партизан кроме охранного батальона должно было выступить большое количество подразделений других войск, прекрасно оснащенных военной техникой и даже самолетами. Получив такие сведения, партизаны сумели заблаговременно сменить свое месторасположение, и операция фашистов провалилась.
После провала этой операции немецкое командование стало подозрительно относиться к чехам. Чешских солдат и офицеров немцы усиленно проверяли и держали под постоянным наблюдением. Дальнейшее пребывание Кривуляка в охранном батальоне становилось опасным. Необходимо было спасать нашего замечательного друга. Чекисты совместно с Кривуляком разработали дерзкий план: наши люди должны были взять его в плен в тот момент, когда подразделения батальона направлялись на охрану важного воинского эшелона. Операция прошла успешно, Кривуляк был благополучно «пленен» и доставлен в партизанский отряд.
В дальнейшем Кривуляк принимал участие почти во всех ответственных боевых операциях, осуществляемых партизанами. В начале 1943 года партизанами был захвачен совершивший вынужденную посадку в зоне партизанской бригады немецкий самолет «Юнкерс-88» с экипажем из четырех человек. Произошло это следующим образом: разведчики сообщили Москаленко о том, что в зоне партизанской бригады сделал вынужденную посадку фашистский самолет. А. Т. Москаленко сформировал оперативную группу, в состав которой был включен и Кривуляк, и повел ее к месту происшествия.
Немецкие летчики, оказавшись в лесу, почувствовали себя неуютно. Помимо холода их давил страх. Сняв с самолета пулеметы и забравшись в заброшенную землянку, они заняли оборону и решили выждать до ночи, чтобы выйти затем к железной дороге и присоединиться к своим.
Под вечер партизаны подошли вплотную к фашистским летчикам. Услыхав шорох, фашисты открыли пулеметный огонь. Тогда Кривуляк, одетый в немецкую военную форму и превосходно владевший немецким языком, подполз к землянке, где засели немецкие летчики, и, заговорив с ними на чистом немецком языке, убедил их, что рядом с ними свои и что надо прекратить огонь. Партизаны воспользовались затишьем, и немцы были взяты в плен.
На допросе выяснилось, что экипаж самолета входил в 1-й дальнеразведывательный отряд 100-й восточной группы, который базировался на Северном аэродроме города Смоленска и был подчинен генералу авиации Риттеру фон Грейму.
Летчики сообщили важные сведения о немецких военных аэродромах в Смоленске, Шаталовке, Орле, Минске, Орше, Витебске, Бобруйске, Гомеле и Вязьме. Они дали характеристики самолетам, в том числе и новому тогда истребителю «Фокке-Вульф-190», рассказали и о разработке гитлеровцами новых конструкций самолетов. От них чекисты узнали и о школах летчиков-наблюдателей в ряде городов Германии, и о других заслуживающих внимания военных объектах. Все сведения были переданы командованию Центрального фронта Красной Армии.
Кривуляк участвовал и в захвате предателей, в партизанских налетах на немецкие воинские подразделения, в разгроме железнодорожной станции Дерюгино и в подрыве вражеских эшелонов.
Во время налета на станцию Дерюгино Кривуляк проявил исключительное мужество. Группа партизан во главе с чекистом Пономаревым, взорвав полотно железной дороги и стоявший на станции эшелон, встретила упорное сопротивление охраны. Особенно сильным был огонь со стороны немцев, укрывшихся в помещении станции. Кривуляк, быстро сориентировавшись в обстановке, подполз к зданию станции, забрался в помещение и уничтожил вражескую группу гранатами. Огонь прекратился, и это принесло успех.
С помощью Андрея Ивановича (так партизаны продолжали называть Кривуляка) была осуществлена важная операция по подрыву полотна железной дороги на участке Дерюгино — Комаричи. Партизаны взорвали железнодорожный мост и разрушили 5 километров пути. Охрана противника, которая находилась в пяти дзотах, была уничтожена. В результате в течение 15 суток железная дорога бездействовала.
После освобождения территории Курской области от оккупантов Кривуляк вместе с партизанами вышел из леса навстречу наступавшим войскам Красной Армии и ликующим советским людям…
Действенную борьбу с оккупантами вела группа разведчиков на железнодорожном узле города Льгова.
В группу входили слесари депо Михаил Беляев и Григорий Винокуров, механик подъемного крана восстановительного поезда Илья Беляев, сцепщица вагонов Саша Гранкина. Руководил группой электромонтер депо Николай Быков. Связь с группой чекисты осуществляли через замечательных разведчиков — связных Надю Кузьмину и Владимира Быкова. Группа систематически срывала сроки ремонта паровозов и благодаря этому добивалась сокращения движения воинских эшелонов. Однажды мы получили сообщение о том, что на Льговском узле немцы остались без паровозов. Кроме саботажа группа совершала и диверсии. Разведчики взорвали два эшелона и семь паровозов. Под контролем группы находился не только Льговский железнодорожный узел, но и некоторые участки железной дороги в сторону Брянска и Курска. Мы регулярно получали ценные сведения о продвижении через эти линии немецких эшелонов с боевой техникой и живой силой, схемы размещения различных железнодорожных служб, сооружений, воинских складов и даже выписки из станционных журналов, которые добывала Саша Гранкина в диспетчерской станции Льгов. По данным разведчиков, наши летчики разбомбили фашистский склад снарядов на станции Блохино, воинский эшелон на перегоне Деревеньки — Афанасьевка, военный склад на станции Льгов. Эта разведывательно-диверсионная группа проявляла большую находчивость и действовала до самого изгнания немцев из города Льгова.
В тыл врага мы систематически перебрасывали разведчиков группами и в одиночку. Постоянно рискуя жизнью, они добывали ценную информацию о противнике и совершали многочисленные, различные по своему характеру и масштабам диверсионные акты.
Расскажу об одном из таких разведчиков — комсомольце Григории Гребенюке. В первые дни войны он был призван в Красную Армию и направлен на фронт. На Черниговщине во время одного из боев он попал в окружение, но не растерялся и стал пробиваться к своим. В сентябре 1941 года Гребенюк пришел в районный центр Крупец Курской области, где встретился с оперативным работником управления НКВД В. А. Баклановым.
Присматриваясь к Гребенюку, чекист обнаружил в нем необходимые для разведчика качества: Гребенюк правильно анализировал окружающую обстановку, был смел, находчив, умел понравиться людям, знал военное дело и был хорошо подготовлен политически. На предложение работать в тылу врага Гребенюк охотно согласился. Началась кропотливая работа по ознакомлению его с особенностями разведывательного дела. После обучения он был направлен через линию фронта в сторону города Путивля. Для советского командования важно было знать, какими силами противник ведет наступление на курском направлении и каковы его резервы. В течение 15 суток Гребенюк изучал обстановку в занятых немцами городах Конотопе, Глухове, Дмитриеве. Посредством наблюдения и бесед с советскими патриотами он добыл и представил сведения о передвижении немецких войск из Киева, через Путивль в сторону города Сумы, о формировании воинских частей в городе Конотопе и движении их в направлении Путивль — Ворожба — Рыльск — Дмитриев — Фатеж. Он представил важные сведения о немецких воинских частях и технике, двигавшихся из-под Чернигова на Дмитриев. В районе Конотопа он обнаружил три военных аэродрома.
После взятия немцами Курска Гребенюк был вновь направлен в тыл врага. В течение шести дней находился он в занятом немцами Курске. За это время ему удалось собрать и сообщить советскому командованию ценные сведения об обстановке в городе, о местонахождении трех немецких штабов, о передвижении больших групп войск из Курска в сторону Беседина и Свободы, о разгрузке военной техники на станциях Рышково и Курск. Он сообщил о грабежах и мародерстве немцев в Курске, о расстреле шести советских патриотов на улице Володарского и о том, как за зданием медицинского института немцы расстреляли попавших в плен раненых воинов Красной Армии. Собранные Гребенюком сведения о действиях оккупантов в Курске были первичными и представляли большой интерес и для советского командования, и для партийных и советских органов.
Гребенюк много раз направлялся в тыл врага, и всегда добытые им сведения получали высокую оценку.
С болью в сердце приходится вспоминать, что этот бесстрашный патриот нашей Родины не дожил до светлых дней победы. Выполняя очередное задание в тылу врага, он погиб в схватке с преследовавшими его фашистами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фронт без линии фронта"
Книги похожие на "Фронт без линии фронта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Бельченко - Фронт без линии фронта"
Отзывы читателей о книге "Фронт без линии фронта", комментарии и мнения людей о произведении.