Рустем Валаев - Алмаз - камень хрупкий
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Алмаз - камень хрупкий"
Описание и краткое содержание "Алмаз - камень хрупкий" читать бесплатно онлайн.
Всем известно, что прежде, чем приступить к созданию Мавзолея Ленина, строителям были предложены геологами сотни замечательных поделочно-декоративных камней, которыми столь богата наша необъятная Родина. Среди них были: узорчатая орская яшма, переливчатый уральский орлец, пятнистый халцедон и бледно - зеленый нефрит из Восточной Сибири. Были тут и замечательные граниты Ильменских гор, а также прекрасный темно - серый и розовый с прожилками грузинский мрамор. Среди всех образцов выделялся своей скромностью и величием украинский почти черный с синими искорками лабрадорит и строгий красный гранит Житомирщины. На этих двух камнях и остановились архитекторы. Стены Мавзолея были облицованы массивными плитами темно красного гранита из Лезниковского карьера, а на траурный пояс пошел полированный черный лабрадорит из села Турчинки Черняховского района Житомирской области. Итак, Мавзолей Ильича целиком создан из украинских поделочно-декоративных камней: благородный украинский гранит будет вечно охранять покой Владимира Ильича Ленина. Украина богата не только декоративно - облицовочными, но и драгоценными камнями. Ее изумруды, золотистые и голубые топазы, дымчатые кварцы и полуопалы по своим качествам не уступают уральским самоцветам. О бесценном волынском изумруде, о талантливом юноше по имени Олесь рассказывается в одной из народных легенд...
Жил этот юноша в Карпатах. Еще мальчиком увлекся он резьбой по дереву. Сперва помогал своему деду куски корней, стволов и веток бука вырезать, а через год - другой начал сам ковши и жбаны с головами лебедей да оленей длиннорогих мастерить. Нравилось юноше, как под ножом дерево оживает, как птицы и звери с блюд и чаш на него, будто настоящие, глядят. А однажды вырезал Олесь орла с распростертыми крыльями и все перья и когти так мастерски выделал, что сам дед похвалил юношу и назвал его мастером. Иногда отец Олеся отвозил резные вещички на базар вместе с возом сена или хвороста, только платили крестьяне за деревянную утварь гроши, как бы хорошо она ни была сделана. Поэтому резьбой по дереву на Украине в основном занимались старики и подростки: искусство резчиков считалось больше забавой, нежели искусством. Вот почему, повзрослев, юноши оставляли работу скульпторов художников и превращались в хлебопашцев, косарей, сплавщиков леса и кузнецов. Лишь в преклонном возрасте они снова возвращались к своим заржавленным резцам и полуистлевшим чуркам.
Своим мастерством Олесь прославился по всей Верховине. Но минуло ему восемнадцать лет, и стал он подумывать, к какому труду свои руки приложить. Был у него глаз зоркий, рука точная, верная. Мог Олесь в егеря к помещику пойти, только жаль ему птицу беззащитную убивать, косолапого медведя собаками травить ради потехи барской.
Была у Олеся невеста -- дочь мельника Оксана. Часто сиживал Олесь с Оксаной у мельничной плотины, слушал рокот старых жерновов, плеск реки. Им бы пожениться, да заупрямился отец Оксаны -- богатого жениха для дочери приглядывал.
-- Кабы имел ты, хлопец, пускай не такую мельницу, с каменной плотиной, как у меня, а хоть деревянную, тогда иное дело,-- сказал он Олесю. -- А пока твое звание -- голь перекатная. Не сегодня - завтра в плотогоны пойдешь или на сезонные работы. Не пара тебе дочка моя! Понял?
-- Как не понять. Все ясно.
Крепко задумался юноша, сложил пожитки в котомку, попрощался тайком с любимой и пошел из родного села в чужой город, силу свою продавать за гроши медные. Завербовался Олесь в городе каменотесом на шоссейные дороги, что прокладывались тогда в стране. Стал он высекать гранитные куски и подравнивать булыжники, чтобы камни один к одному поплотнее прилаживались. Трудная работа досталась парню. По целым дням ползает на карачках по каменьям острым: сверху солнце печет, а из - под молотка искры из гранита сыплются. Одно утешение, что платил подрядчик рабочим аккуратно: по семь гривен в сутки. Стал Олесь откладывать каждый день по двугривенному на крылья мельничные, на закрома да на сита бронзовые, а по воскресеньям жернова мастерить. Трудно без сноровки два каменных круга вплотную подогнать, но мечта о любимой Оксане помогала.
Как-то сидел он на мостовой в праздничный день, работал над вторым жерновом. Вдруг при ударе молотка из гранита выпал камень зеленый, величиной с полмизинца. "Что за диво?" -- думает Олесь. Поднял камешек, видит -прозрачный, словно леденец, играет на солнце, зелеными огоньками переливается.
Зашел под вечер к старику - односельчанину Панасу. Был он некогда колыщиком на одной из каменоломен Житомирщины, а теперь вот уже десятый год как стрелочником на ближайшем разъезде служит. Показал Олесь ему свою находку и спрашивает:
-- Что за притча такая, что камень в камне замуровался?
Посмотрел Панас на камешек, потрогал его, на язык взял и говорит:
-- Счастье тебе, Олесь, привалило большое. Камень этот зеленым изумрудом называется, и стоит он, может, целую тысячу целковых. Много на Украине таких дорогих камней в гранитных глыбах: и под Каневом на Днепре, и неподалеку от Житомира, и на Волыни, только сыскать их мудрено. Это не то, что на Урале. Там камешки эти в болотной тайге да под корягами спрятались, а на Украине в гранитную броню сховались. Не достать их без динамита. Дорого такая добыча казне обойдется. Оттого правительство и разрешило подрядчикам за явные и тайные подношения бить тот гранит на Волыни и вместе с вкрапленными в него изумрудами вывозить на прокладку дорог, что нынче тут строят. В прошлом году, сказывают, один каменотес вот так же, как ты, первосортный изумруд нашел и продал его помещику за большие деньги. Поезжай-ка товарняком в город, там и на твою находку купец сыщется.
Сел Олесь на платформу проходившего мимо порожняка и поехал в город за своим счастьем. Походил по улицам, отыскал золотых дел мастера и предложил ему свою находку. Ювелир сквозь стеклышко внимательно осмотрел камешек и говорит:
-- Не подходящий для меня товар. Изумруд твой с брачком: по краям у него с двух сторон трещинки. Если его отшлифовать как положено, то получится серединка целая, а края наподобие гребешка частого. Не будь этого изъяна, я бы большие деньги тебе уплатил, а так ни к чему мне твой самоцвет. И никто, парень, у тебя его не купит.
Огорчился Олесь, спрашивает:
-- А не найдется ли где мастер - шлифовальщик такой, чтобы изъяны мог скрыть?
-- Нет такого гранильщика, -- отвечает ювелир, -- может, в Антверпене или в Париже виртуоз такой имеется, а у нас еще не родился.
Уехал Олесь опечаленный. Хотел по дороге изумруд за шпалы в бурьян выкинуть, да пожалел и задумался: а что, если самоцвету придать форму крыла орлиного? Может, и купит кто для брошки? Крепко запала ему эта мысль в голову. Сидит на мостовой под солнцем палящим, бьет молотком гранит камень, а сам все думает, какую форму самоцвету придать, чтобы она естество предмета отобразила. День думал, другой, а через неделю взял расчет и в Житомир уехал. Там отыскал маленькую мастерскую, где украинские голубые и золотистые топазы, хрусталь да янтарь шлифовали, и в подмастерья нанялся. Поработал Олесь в этой мастерской месяца три - четыре, изучил огранное дело. А вечерами, когда в мастерской никого не было, шлифовал свой изумруд. И хотя огранка камней была значительно сложнее резьбы по дереву, но и в этом деле он оказался мастером: обрабатывая изумруд, Олесь превратил порок самоцвета в его достоинство. Все трещинки, расположенные по краям камня, он надпилил еще глубже, а верх самоцвета срезал на конус. Получился удивительно тонкой работы лист папоротника. Собрав все свои сбережения, отдал Олесь ограненный изумруд, знаменитому в то время житомирскому ювелиру и граверу Натану Маршаку, а тот на брошь осыпь алмазную бросил, наподобие росы утренней, что лежит и сверкает в лучах солнца на листе папоротника. Прослышал о новой работе Маршака помещик -- миллионщик уманский, граф Потоцкий и купил для своей Софии эту брошку за три тысячи серебром.
Вернулся Олесь в родное село богачом, женился на Оксане и мельницу, да не деревянную, а каменную, на реке поставил. Течет под колесом мельничным вода студеная, журчит день и ночь и рассказывает сплавщикам леса из сел ближних и дальних легенду про самоцвет зеленый, что нашел Олесь в волынском граните.
...Удивительным свойством обладает поделочный камень нефрит. Попробуем, к примеру, сравнить его с алмазом.
Алмаз -- камень твердый, но хрупкий. Если ударить его молотком, алмаз может расколоться на мелкие кусочки. Если с той же силой ударить нефрит, то он не разобьется и не даст трещины. При очень сильном ударе молотка по нефриту на камне может образоваться лишь вмятина. Это свойство вязкости при сравнительно небольшой твердости нефрита объясняется особенностью его кристаллической структуры. Он состоит из тончайших волокон, переплетенных между собой. Поэтому нефрит при ударах более стоек, чем другие камни. Это удивительное свойство нефрита было оценено первобытным человеком, и в арсенале его орудий, вслед за кремневыми рубилами, появились нефритовые ножи, молотки, наконечники для пик и стрел, а также топоры, не тупившиеся десятилетиями и переходившие по наследству подобно фамильным драгоценностям.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Алмаз - камень хрупкий"
Книги похожие на "Алмаз - камень хрупкий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рустем Валаев - Алмаз - камень хрупкий"
Отзывы читателей о книге "Алмаз - камень хрупкий", комментарии и мнения людей о произведении.