» » » Геральд Матюшин - Археологический словарь


Авторские права

Геральд Матюшин - Археологический словарь

Здесь можно скачать бесплатно "Геральд Матюшин - Археологический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Просвещение, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геральд Матюшин - Археологический словарь
Рейтинг:
Название:
Археологический словарь
Издательство:
Просвещение
Жанр:
Год:
1996
ISBN:
5-09-004958-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Археологический словарь"

Описание и краткое содержание "Археологический словарь" читать бесплатно онлайн.



В словаре раскрываются важнейшие термины археологии — науки, интересующей миллионы жителей Земли. Ведь только с помощью археологии мы можем познать большую часть истории, а значит — понять себя и окружающий мир. Главное внимание уделяется проблемам происхождения человека, становления современной цивилизации, археологии нашей страны.

Данное издание является первым опытом создания отечественного археологического словаря. Предназначено для учащихся, студентов, учителей, всех любителей истории и археологии.

[Отсутствуют иллюстрации и часть текста в статье "ПРАРОДИНА ЧЕЛОВЕКА"]






ВЕДЫ И МИФЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА — веды (санскрит, веда — знание) — сборники древних гимнов и жертвенных формул (конец II — начало I тыс. до н.э.). Считается, что веды составили арийские племена, которые ок. 4 тыс. лет назад завоевали Индию. Для. того чтобы не смешаться с местными жителями и не «загрязнять» свою веру их культами, арии собрали все свои священные гимны в Ригведу (Хвалебную веду, или Веду гимнов). Вначале Ригведу учили наизусть из поколения в поколение. Ок. тысячи лет назад ее записали. Ригведа состоит из 1028 мантр — гимнов, песен. Они сгруппированы в 10 мандалов, или книг. Отрывки и отдельные молитвы были позднее выписаны из Ригведы для удобства молений, и из них составлены две новые веды — Яджурведа (Веда жертвенных формул) и Самаведа (Веда напевов). Еще позднее была составлена на основе их еще одна книга священных гимнов — Атхарваведа (Веда магических заклинаний). В Индии в торжественные дни и сейчас исполняются отрывки из Ригведы. В Ригведе и других древнейших письменных источниках дается своя версия происхождения человека. В 10-й книге 129-я песня говорит так:

Не было не-сущего, и не было сущего тогда.
Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним.
Что двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой?..
Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит?
Откуда родилось, откуда это творение?
Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).
Так кто же знает, откуда он появился?
Откуда это творение появилось:
Может, само создало себя, может, нет, -
Тот, кто надзирает над этим (миром) на высшем небе,
Только он знает или же не знает.

В другой веде говорится о сотворении мира более конкретно:

Закон и истина родились
Из воспламенившегося жара.
Отсюда родилась ночь.
Отсюда — волнующийся океан.
Из волнующегося океана
Родился год,
Распределяющий дни и ночи,
Владыка всего, что моргает.
Солнце и Луну сотворил
Последовательно создатель,
И день, и землю,
И воздушное пространство, затем свет.

Другие мифы древних индийцев представляли творение мира и человека так. Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо... Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воинами, из бедер его были созданы вайшью — земледельцы, а из ног родились шудры — низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Древние греки иначе представляли себе происхождение человека. Вначале был Хаос, а потом родилась от него Гея — богиня Земли, и родила она Небо — Урана, а от их брака родились титаны... и страшные великаны... Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недрах земли в глубоком мраке... Младший из них, коварный Кронос (Время), хитростью низверг своего отца и отнял у него власть... Кронос боялся, что и против него восстанут дети, и повелел жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Младшего сына Рея скрыла, дав Кроносу проглотить вместо него камень. Звали сына Зевс. Вырос Зевс, вскормленный из рога волшебной козы Амалфеи, и сверг Кроноса, заточил титанов в недра земли, а своих братьев и сестер освободил из чрева Кроноса. Поселились боги на Олимпе, и стали рождаться от богов люди.

В Библии о происхождении человека говорится так: «Вначале Бог создал небо и землю. Земля была бесформенна, пустынна и погружена в вечный мрак. Всюду простирались только воды, а над ними носился Дух Божий. И сказал Бог: да будет свет! Увидев, что свет хорошо, он отделил его от тьмы и назвал днем, а тьму назвал ночью. На следующий день он сотворил небесный свод посреди вод, разделивший их на две части, на воды, которые были на земле под небом, и на воды, которые в виде туч и дождей повисли в небе. На третий день он собрал воды под небом в одно место, и тогда показалась суша... И повелел он тогда, чтобы на земле произросли многие виды растений, дающих семена, и деревьев, родящих плоды. На четвертый день он создал тела небесные... На пятый день он призвал к жизни чудища морские и всякую иную живую тварь, обитающую в воде, а также птиц, парящих над землей. И благословил их, сказав: плодитесь и размножайтесь и заполняйте как море, так и воздух. На шестой день создал он скотов и гадов и всяких других животных, передвигающихся по земле. И под самый конец сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы властвовал над всею землею, над всем, что жило и росло на земле. На седьмой день Бог отдыхал после своей работы и день этот благословил и сделал его праздником на вечные времена».


ВЕРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫЕ — следы первых верований первобытного человека относятся к эпохе мустье (ок. 100 тыс. лет назад). В позднем палеолите человек изображал в пещерах и на открытых местах различных священных животных, по которым можно судить о первобытных верованиях. Фр. археолог Андре Леруа-Гуран, профессор Коллеж де Франс, подсчитал животных, которым поклонялись люди в палеолите. В 66 пещерах Франции и Испании оказались изображения 610 лошадей, 510 бизонов, 205 мамонтов, 137 туров, 247 ланей и оленей, 84 с. оленей, 36 медведей, 29 львов, 10 носорогов и т.д. Много рисунков сохранилось на дротиках, рукоятках «жезлов» и т.п. Ок. 10-12 тыс. лет назад украшение пещер прекращается. Остаются только рисунки на предметах обихода и орудиях. Животные, которым древние охотники приносили жертвы, были разными: мамонты, носороги, бизоны, кабаны, лошади, быки, олени, лоси, рыбы, серны, барсуки и многие другие. Индейцы до сих пор поклоняются разным животным. Одни называют себя детьми великого кролика Манабуша, другие — сыновьями лисы, третьи (могикане), как мы помним по романам Фенимора Купера, — змеи.

Ок. 10-12 тыс. лет назад резко меняются все верования человека. Кое-где ок. 8-9 тыс. лет назад появляются настоящие храмы, устроенные в поселках, где жили люди. Вместо тайных храмов в пещерах святилища делают открытыми. Если ранние тайные святилища могли посещать лишь посвященные мужчины, то теперь — все жители поселка. Если до сих пор каждое племя верило в разных животных (судя по рисункам в пещерах, верили почти во всех животных, на которых охотились), то теперь их количество резко сократилось.

Напр., в Вавилоне и Ассирии было всего 4 главных (астральных) бога: Мардук — крылатый бык, главный бог, Набу — крылатый человек, Негал — крылатый лев и Нинуркт — крылатый орел. Образ быка принимал часто и главный бог древних греков — Зевс (напр., когда похищал Европу). Причем смена богов не была кратковременной. В Вавилоне быку Мардуку поклонялись много сотен лет.

Во времена палеолитических и мезолитических охотников к богам относились менее уважительно. Аборигены Австралии, бушмены Африки, индейцы Америки и другие племена часто выбирают себе то или иное божество, молятся его изображению, просят его помочь, но до поры до времени. Если это божество «не помогает», то первобытный охотник просто выбрасывает его и ищет себе нового покровителя. Напр., папуасы кивай не верят в какое-либо верховное существо или в богов, они не приносят публичных жертв, не молятся вместе, и у них нет священнослужителей. Каждый, как правило, сам совершает свои обряды, нужные для общения со сверхъестественными силами. К любому сверхъестественному существу кивай обращается с просьбами до тех пор, пока ему кажется, что это приносит плоды, но если он убедится в противоположном, то начинает искать себе других сверхъестественных покровителей, чаще всего они дают ему советы во сне.

Интересное наблюдение сделал академик Б. А. Рыбаков. Он проследил в быту и обрядах славян обычаи, которые существовали ок. 6 тыс. лет назад, в энеолите. И сейчас, и тысячу лет назад на рус. избах устанавливались одинаковые наличники с замысловатыми кружевами. Рыбаков установил, что они означали изображение мира, вселенной. И оказалось, что жители Руси представляли мир так же, как и 5-6 тыс. лет назад изображали его люди неолита и энеолита Ю.-В. Европы (трипольцы). Примерно так же описано устройство мира в Ригведе. Главными молениями наших далеких предков были моления о воде. В славянских праздниках и обрядах — «русальной недели», «купала», бросании чучел в воду, пускании венков по реке, жертвоприношении родникам и источникам — сохранились пережитки обрядов земледельцев каменного века. При раскопках трипольских поселений (см.: трипольская культура) часто встречаются своеобразные ритуальные сосуды — 3 или 4 (а иногда и одна) женские фигуры воздевают к небу огромную чару. Такой обычай, связанный с магией плодородия, сохранился у многих народов и сейчас.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Археологический словарь"

Книги похожие на "Археологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геральд Матюшин

Геральд Матюшин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геральд Матюшин - Археологический словарь"

Отзывы читателей о книге "Археологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.