» » » » Народное творчество - К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края


Авторские права

Народное творчество - К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края

Здесь можно купить и скачать " Народное творчество - К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Маматов»3f9040b4-ee5d-11e4-a04a-002590591dd6, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Народное творчество - К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края
Рейтинг:
Название:
К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-91076-120-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края"

Описание и краткое содержание "К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края" читать бесплатно онлайн.



Словарь содержит пословицы, поговорки и формулы речевого этикета (бытового и обрядового), представленные в русских говорах Прикамья. Его основу составляют полевые фольклорные материалы, собранные авторами-составителями во второй половине XX – начале XXI века на территории Южного и Северного Прикамья. Материалы полевых разысканий составителей дополнены паремиологическими выражениями, отражёнными в пермских архивах, в фольклорных собраниях и изданиях XIX–XX веков. Книга даёт представление об особенностях речевой и обрядовой культуры русского населения Пермского края, о народной языковой эстетике.

Издание адресовано любителям и ценителям народной культуры и народного краснословия, краеведам, преподавателям языка и фольклористам.






Как родник ни мути – чистым останется.

Сам кос – на зеркало не судачь.

Плешатого издалека видать.

С лысиной родился – с лысиной умрёт.

Не будь овцой, дак и волк не съест.

На трусливого много собак.

На смелого собака злает, а трусливого – искусает.

Треску бояться – в лес не бывать.

Скупость – не глупость.

Гордость – с мозгу, доброта – с души.

Бойкий сам наскачет, смирного Бог подведёт.

Сурово́й наскачет, смирный просидит.

Пустой колос всегда торчит.

Спесивка высоко мостится, да низко ложится.

Гордым быть – глупым слыть.

Доброта без разума пуста.

Добрый человек – лучше каменна моста.

Милый телёночек две титьки ссёт, немилый едной не видит.

Удалой долго не робеет.

От пустоцвета не живёт приплоду.

Сам себя не выхвалишь, пока добры люди не выхвалят.

На ком чё есть, дак всё объявится.

Дело знай, а правду помни.

Ложь стоит до улики (неправда всегда узнается).

Неправдой свет пройдёшь – назад не воротишься.

Хоть чашка отрубей, не отставай от людей.

Мал золотник, да увесистый.

Невелик золотник, да дорог.

Мал узелок, да крепок.

Худая корова – молосная.

Пропащая коровушка всегда к молоку добра; котора корова пропала, дак уж шибко к молоку была добра (потерянное особенно ценится).

От кого чают, того и величают.

Кто других помудрят, у самого побыват.

Кто говорит добро – не придаришься, кто говорит худо – не прибра́нишься.

Правду говорить, что дрова рубить.

Правда светлее солнца.

Дело знай, да правду помни.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

Сколь ворона ни каркает, соловьём не станет.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Худой кобыле и задница – ноша.

К худым-то мудям всё кила вяжется.

Какая от коптилки, такая и до могилки.

Какой с купилки, такой и до могилки.

Какой с купельки, такой до могилки.

Из смоленого туеска смолу не выведешь.

Сколько чёрта ни крести, он всё в воду лезет.

Сколько собаку ни бей, всё к костям тянется.

Дай вору хоть злату гору – воровать не бросит.

Сколько волка ни корми – всё равно в лес бежит.

Бел снег, да собаки гадят.

Худая сбруя – неудачный выезд.

Правильный живот не потерятся.

Не кажна губка в кузовок.

В природе не без урода.

Что дурно, то и повадно.

Пень сряди, дак и пень хорош.

Не избывай постылого – приберёт Бог милого.

С погани не треснешь, с чистоты не воскреснешь.

Комом в печь – комом и из печи.

Речь, разговоры – молчание

Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь.

Подумай, обдумай, да молви.

По павушке и славушка.

Кто что заслужил, того тем и помянут.

Позаочью и царя ругают.

Соврать можно, а переврать нельзя.

Выпустишь с воробышка, вырастет с коровушку.

На посуле – как на стуле: посидишь, а не поешь.

Долго молчал – ум копил, молвил – слушать нечего.

Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

Конь вырвется – не догонишь, слово сказанное не воротишь.

От хороших слов язык не отсохнет.

Ласковое слово, что вёшной день.

Не напой, не накорми, а ласковое слово найди.

Матьки не чад, глаза не едят.

Брань без чаду не живёт.

Собака лает, ветер отдувает.

Большая молчанка – золотой ответ.

Врать – не телегу мазать.

В пустой бочке звону больше.

На долгие зубы не натянешь губы.

За кукушку бьют в макушку.

Лясы точить – не дрова рубить.

На каждый роток не повесишь замок.

Не верь словам, а верь глазам.

Бабы-те бают, собаки-те лают.

Из семи зубочков выпустил – в семи дружочках не удержишь.

С печи не лепечут, с полатей не указывают.

Не зовись попом, дак к руке не пойдут.

На каждый чих не наздравствуешься.

Кого касается, тот и отзывается.

Слово – не стрела, а хуже стрелы ранит.

Слово хуже громовой стрелы.

Слово к слову родится.

Слово – слову, а шутке – врозь.

Сказано – не доказано.

Сказано – связано.

Слово сказать, как узелок завязать.

Что баять, то и делать.

Честь чести на слово верит.

Не ножа бойся – языка.

Бритва скребёт, а слово режет.

Сказанного не воротишь, написанного не сотрёшь, отрезанного не приставишь.

За семью зубами не удержишь – за семью друзьями не удержать.

Притча не по лесу ходит, а по людям.

Чужой рот не свои ворота – не затворишь.

Не всё то правда, что люди говорят.

С шуткой да галухой век короче.

Шутка да галуха лучше брани.

Власть, сила – зависимость, подчинённость

Не от хлеба ходят, а ко хлебу.

Кому руководить – тому не молотить (каждый должен уметь делать своё).

Вешней воды и царь не уймёт, вода путь найдёт.

Закон что тенёта: шмель пролетит, а муха останется.

Закон, что бабий запон: по одному делу по-разному судит.

Подальше от царей – голова будет целей.

Кто гребёт, а кто табанит.

У кого ешь-пьёшь, у того и голову рвёшь.

Суд не мéрин – куда повéрнёт.

Суд не кобыла – куда повезёт.

Фунт пуду должен уступить.

У любого дела своя сваха есть.

Кто у дела, то и капрал.

Кака власть – така и масть.

Топор кнутом не пересекёшь.

На кнуте далеко не уедешь.

Кто едет, тот и правит.

Как заиграют, так и пляши.

Своя волька – во штях.

Где лето жил, там и зиму зимуй.

На чьём возу едешь, того и песни пой.

Какой рекой плыть, ту и воду пить.

Как большая собака взлает, так и маленькая тявкнет.

Гору иголкой не просверлишь.

Дома – как хочешь, а в людях – как велят.

В какое стадо попадёшь – так и вой.

В свиное стадо попадёшь – свиньёй и станешь.

Корова не идёт – хвост ломают.

Не шёл петушок на пир – за хохолок привели.

Мельница сильна водой, человек едой.

За деньги и медведь спляшет.

С одного лутошка не два же лычка драть.

Засыпка с мельником не спорит.

В поле зайца-бегуна мало хватают.

Было бы зерно – мыши набегут.

Были бы бока – палка найдётся.

Был бы мёд – ложка найдётся.

На жару и чугун треснет.

Гору палкой не уколотишь.

Копна мышь не давит.

У хлеба не без крох.

Из-за шестка и мышь бойка.

Не всё коту масло, когда и палка.

Остёр топор, да сук зубаст.

Пьянство – трезвость

У пьяного страха нету.

Пьяный человек чужой.

Вино с разумом не ладит.

Что пито, то лито.

Вешний путь – не дорога, с пьяным речь – не говоря.

Вино без драки редко обходится.

Нет такого молодца, который поборол бы винца.

Пить до дна – не видать добра.

Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки.

На пьяном шапку не поправишь.

Пьян да умён – два угодья в нём.

Пьяница проспится – дурак никогда.

Не утаишь шило в мешке, а вино в кишке.

Пьяница проспится – к делу пригодится, а дурак никогда.

Не пей вина дарового – не пропьёшь и разума дорогого.

Ничё не по нутру, была бы только сивуха поутру.

У трезвого дума, у пьяного гово́ря.

Курица в три деньги, да и та пьёт.

Для малого молоко, а для старого винко.

Комментарии к разделу

1. Объяснение затемнённых выражений

В глаза немного песку надо. Выражение о простоте и естественности смерти и равенстве перед ней богатых и бедных. Связано со старым обычаем посыпания умершего песком (один из способов магического «перевода» в иной мир, с представлением о глазах как месте обитания души).

Девка выходит соседом, а парень женится сусеком. Пословица говорит о том, что для замужества девушке важно мнение соседей, тогда как для парня важно иметь средства (сусек – место в амбаре для хранения зерна).

Девка неудача – корове придача. Пословица опирается на обыкновение давать в приданое невесты корову или тёлку, что представлено как утешение при неудачном браке.

До Ильина дни не два дни. Пословица говорит о том, что время для дел ещё есть (обычно основные летние работы заканчивали к Ильину дню).

Жать ячмень – торопиться. Выражение о необходимости мобилизовать себя в ответственный момент. Отсылка в выражении к ячменю связана с тем, что при вызревании этот злак легко осыпается, делается ломким, отчего жать его выходили до сильного жара, по росе, стараясь ни на день не затягивать жатву.

За кукушку бьют в макушку. Выражение содержит предостережение тому, кто много сплетничает, говорит пустое (в связи с негативным восприятием кукушки в народной культуре).

На безумье живота не наемлешься. Пословица говорит о бережливости, необходимости рассудительно вести хозяйство (живот – нажитое, хозяйство, наемлиться – напастись).

На мёртвые очи не сыпь песку. Выражение о необходимости почитания умерших (тот же смысл – в известной пословице О мёртвых плохо не говорят). В нём содержится упоминание обрядового посыпания умершего песком (в связи с чем в говорах бытуют разнообразные диалектные выражения типа на глаза песок спустить – похоронить, пойти песок караулить – умереть, дожить до песка – до смерти). Спускание песка на глаза (а глаза понимались как место, с которым связана душа) в древности выступало как ритуальное отделение умершего от мира живых (песок, в свою очередь, воспринимался в традиционной культуре как «неживая», мёртвая земля).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края"

Книги похожие на "К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Народное творчество

Народное творчество - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Народное творчество - К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края"

Отзывы читателей о книге "К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.