» » » » Эльвира Ватала - Любовные утехи русских цариц


Авторские права

Эльвира Ватала - Любовные утехи русских цариц

Здесь можно скачать бесплатно "Эльвира Ватала - Любовные утехи русских цариц" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЭКСМО-Пресс, ЭКСМО-МАРКЕТ, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эльвира Ватала - Любовные утехи русских цариц
Рейтинг:
Название:
Любовные утехи русских цариц
Издательство:
ЭКСМО-Пресс, ЭКСМО-МАРКЕТ
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-04-004137-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Любовные утехи русских цариц"

Описание и краткое содержание "Любовные утехи русских цариц" читать бесплатно онлайн.



В «собранье пестрых глав», героями которых стали царствующие особы России и Европы, автор книги сумела детально описать быт и нравы повседневной жизни великих людей: Иоанна Грозного, Анны Иоанновны, Екатерины II, Людовика XIV, Марии Медичи, королевы Англии. Люди далеких эпох предстают перед нами в опочивальне, в бальной зале, за карточным столом, на царском троне, во всем многообразии человеческих пороков и достоинств.

Издано в авторской редакции






Но, возвращаясь к нашим шутам, напомним: от шута требовалось многое. И прав был Ю. Липе, который сказал: «Шуты, могли казаться дураками, но тем не менее они должны были обладать мудростью богов».

При царствовании Анны Иоанновны роль шута опустилась до скоморошества. И это тем печальнее, что много шутов у нее было аристократического происхождения, люди образованные, возведенные в свою шутовскую должность по причине какой-нибудь провинности. Так, М. В. Волконский был произведен в шуты с приказом ухаживать за левреткой Анны Иоанновны, граф Апраксин разжалован в шуты за то, что принял католичество. Это был самый высокооплачиваемый шут, но и самый «битый». Анна Иоанновна не церемонилась с телесным наказанием своих шутов. Когда, больной лихорадкой, он отказался кривляться и тузить других, то она его так отделала розгами, что он два дня мог спать только на животе.

Жалкая и унизительная картина дурачеств высшей аристократической знати в роли шутов нисколько не коробила Анну Иоанновну, наоборот, она с удовольствием смотрела и развлекалась, как пятидесятидвухлетний паж Михаил Голицын нещадно дерется с графом Апраксиным в компании со скоморохом князем Волконским и генерал-поручиком Салтыковым, в полосатых кафтанах и дурацких колпаках, напоминающих современных цирковых клоунов. Всем нравилось, что шуты вытворяли. А они устроили элементарную драку. Сначала притворялись ссорящимися, приступали к брани, и чем отборнее и грязнее была эта брань, тем сильнее веселилась царица. Потом начинали кусаться, щипали друг друга до крови и синяков, царапались и таскали за волосы. Придворные во главе с царицей хохотали вовсю. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — образованные аристократы вынуждены были угождать низменным вкусам Анны Иоанновны. И если «угождение» было хорошее, порядочное богатство мог накопить шут при дворе. Так, главный шут Анны Иоанновны Педрилло, итальянец по происхождению, увез на родину гонорар за свои кривлянья в виде постоянной ренты, обеспечивающей его и семейство достатком на всю оставшуюся жизнь. Так же щедро был награжден шут Балакирев, которого особенно часто порола царица. Розги, погулявшие по его спине, очень даже ему окупились.

А достоинство, а гордость, а попранное чувство самоуважения, скажете вы, дорогой читатель! Что там! «Не до жиру, быть бы живу» — как же часто мы свою гордость прячем в карман во имя удовлетворения власть имущих!..

«Хлеба и зрелищ» требовал народ во все эпохи. «Хлеб» в первобытном обществе добывался охотой. Зрелища они устраивали себе сами. Собственно, афоризм «хлеба и зрелищ» никогда не только не исчезал со страниц мировой истории, но приобретал и приобретает все большую значимость до сегодняшнего дня.

Институт шутов никогда не исчезал и не исчезнет, как, например, еда, ибо это необходимо человеку.

Конечно, эволюция наложила свой отпечаток, и в настоящее время это уже не те шуты, разукрашенные и размалеванные, с перьями в носу исполнявшие мимические танцы, высоко подпрыгивая и подражая движениям животных. Животные всегда играли действенную роль в мимических танцах шутов: там, где преобладали птицы, их движения напоминали толчкообразные прыжки птиц, там, где в изобилии были кенгуру, например, шуты импровизировали неуклюжие прыжки этих сумчатых, где лошади — шуты высоко загибали головы, носились галопом, ржали и испускали громкие крики.

Шуты — это те же клоуны, выступающие в строго отведенных местах — на аренах цирка — и сохранившие яркий грим примитивного прошлого.

Сегодняшние шуты — это элегантные джентльмены с черными кожаными дипломатами и сотовыми телефонами, не имеющие своего собственного мнения и с ретивой почтительностью заглядывающие в рот власть имущему, ловящие каждое его слово и глубоко прячущие собственное мнение. Если раньше трибуной шута был монарший двор, сегодняшний шут выступает на куда более широкой арене. К его услугам живые «медиумы» и мертвая, но очень действенная техника.

Придворный шут во времена королей и царей нередко выступал арбитром в делах нравственности, ибо только ему было дано право шутить над королем, царем или свитой. Вспомним, что у самого грозного из всех царей, Ивана Грозного, от одного вида которого придворные дрожали, шут мог допустить такую шутку, как уговаривать царя поесть в постный день мяса, потому что он и так ест человеческое мясо каждый день. Шуты, скоморохи, балаганные зрелища — вот народные увеселения неизменных ярмарок на Руси.

Скоморохи были всегда любезны русскому народу: одни играли на гуслях, сурме[110], другие били в бубны, третьи плясали, четвертые показывали медведя, собак. Стихотворцы-сказочники умели прибаутками и рассмешить, и потешить. Некоторые из них носили на голове доску с движущимися фигурками и забавляли зрителя сценическими действиями. Это был прообраз позднейших, так распространенных в России домашних театров. Середину XVII века можно назвать эпохой скоморохов. Первый придворный спектакль в царствование Петра I в день бракосочетания его с Евдокией Лопухиной был дан 19 января 1689 года и назывался «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Но самая живая эпоха драматического искусства начнется в восемнадцатом столетии.

Кроме шутов, карлов, скоморохов, другой важной частью, составляющей двор Анны Иоанновны, были сплетницы. Сегодняшним кумушкам, перемывающим косточки своим соседям на скамеечках у подъездов, даже и не снилось, какой степени изощренности, остроумия и злословия достигало это ремесло. Нужно было обладать талантом оратора и балагура, знать хорошо русский фольклор со множеством его пословиц и поговорок, владеть сочностью и яркостью разговорного языка и, уж, конечно, хорошо знать события, происходящие при дворе и вне его, и иметь в наборе арсенал матерных слов, чтобы угодить Анне Иоанновне на этом поприще.

И тут мы не можем не обвинить ее в ханжестве. Любя сочные, ядреные русские словечки, не особенно щепетильничая в отношении матерных слов, она наградила здоровой оплеухой известного стихотворца Тредиаковского, который осмелился, правда, по ее усиленной просьбе, прочитать ей оду эротического содержания. Сам Тредиаковский об этом факте пишет так: «Имел счастие читать государыне императрице у камеля, стоя на коленях перед ее императорским величием, и по окончании оного чтения удостоился получить из собственных рук ее величества оплеушину»[111].

Как хороший директор оперного театра, выискивающий по всем уголкам мира замечательный голос, так и Анна Иоанновна выискивала талантливых сплетниц по всей России. Ее письма того времени ко всевозможным государственным лицам были полны одним: найти и доставить во дворец талантливую сплетницу с соответствующим опытом и возрастом не старше и не моложе 40 лет. По-видимому, Анна Иоанновна считала, что это наиболее подходящий возраст в развитии этого таланта. «У вдовы Загряжской, — пишет она одному своему подданному в Москву, — живет одна княжна Вяземская, девка. И ты ее сыщи и отправь сюда, только чтобы она не испужалась, то объяви ей, что я беру ее из милости, беру ее для своей забавы, как сказывают, она много говорит»[112].

«Поищи в Переяславле, — пишет она в другом письме, — из бедных дворянских девок или из посадских, которые бы похожи были на Татьяну Новокщенову, а она, как мы чаем, уже скоро умрет, то, чтоб годны были ей на перемену. Ты знаешь наш нрав, мы таких жалуем, которые были бы лет по сорока и так же б говорливы, как та Новокщенова»[113].

Важные сановники не государственными делами были больше заняты, а выискиванием для матушки царицы по всей России соответствующих ее вкусу сплетниц. Генералу Левашеву она приказывает «отыскать двух девочек, таких ростом, как она сама, и чтоб были они белы, чисты и не глупы»[114].

Не существовало в городе и стране такой сплетни, какой бы не интересовалась Анна Иоанновна. Особенно любила она узнавать, кто на ком женился и как они живут.

Вот образчик ее письма Салтыкову: «Напиши мне, женился ли Юсупов. Говорят о нем, что он уже расходится с женой и что он вообще большой бабник. Тотчас по получении письма уведоми меня, когда была свадьба Белосельского, где и как она была отпразднована, как приняла княгиня Куракина? Была ли она весела? Опиши мне обо всем подробно. Относительно супруги Алексея Петровича Апраксина, справься под величайшим секретом и со всевозможной опаской, какого она поведения? Здесь у нас говорят, что она пьет и что князь Алексей Долгорукий постоянно торчит у нее»[115].

Любопытство, прямо скажем, не на царицынскую мерку, а так, на мещаночку какую. Но что поделаешь, как сказал один из ее современников, «воспитана плохо, образована мало». Где уж тут до высоких материй Екатерины Великой, переписывавшейся с самим Вольтером! А еще заставит Анна Иоанновна того же Салтыкова понравившуюся ей песню народную, у девок услышанную, срочно записать и ей прислать. И в этом отношении Анна Иоанновна большую услугу русскому фольклору оказала — много русских народных песен ею было записано. Ее стараниями записана была такая вот народная русская песня:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Любовные утехи русских цариц"

Книги похожие на "Любовные утехи русских цариц" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эльвира Ватала

Эльвира Ватала - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эльвира Ватала - Любовные утехи русских цариц"

Отзывы читателей о книге "Любовные утехи русских цариц", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.