» » » » Дуглас Данлоп - История хазар-иудеев. Религия высших кланов


Авторские права

Дуглас Данлоп - История хазар-иудеев. Религия высших кланов

Здесь можно купить и скачать "Дуглас Данлоп - История хазар-иудеев. Религия высших кланов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентЦентрполиграфa8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дуглас Данлоп - История хазар-иудеев. Религия высших кланов
Рейтинг:
Название:
История хазар-иудеев. Религия высших кланов
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9524-5174-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История хазар-иудеев. Религия высших кланов"

Описание и краткое содержание "История хазар-иудеев. Религия высших кланов" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории хазар – таинственного кочевого народа, чье могущество было огромным, территория располагалась между нижним течением Волги и северными склонами Кавказа, простираясь до Азовского моря, а в IX веке даже еще дальше на запад – до Киева и среднего течения Днепра, и который позже исчез без следа. Рассмотрены истоки хазар, их возможные связи с персами до ислама, контакты в разное время между хазарами и греками, войны с арабами, обращение хазар в иудаизм, связи хазар и русов и, наконец, крах и исчезновение хазарского государства. Рассказано о поисках следов хазар далеко на западе – в Дании и на востоке – в Китае, а также о том, что помимо иудаизма – это установленный факт – хазары также, вероятно, в разные времена принимали буддизм и христианство.






Экспедицию Альпа следует отличать от другого, более крупного вторжения хазар на южные земли, которое имело место несколько позже – возможно, в 65/687 году7. В первые годы правления Абд аль-Малика (685–705) арабский контроль в регионе был слабым8. Вследствие этого или по какой-то другой причине хазары напали на Грузию, Армению и Албанию и захватили их, очевидно позабыв о религиозной связи, недавно установленной с последней. Жители сопротивлялись, но не смогли остановить их. Принцы Грузии и Армении (Григор Мамиконян) были убиты в боях. Можно предположить, что результатом этой кампании стала крупная победа хазар. Интересно, что они не пытались удержать территории, расположенные к югу от Кавказа. Вероятно, от этого шага их удержала угроза со стороны армий халифата. Нам известно, что, разорив территории, хазары собрали добычу, пленных и удалились восвояси.

Через несколько лет – в 89/707 году – согласно Табари, Маслама ибн Абд аль-Малик, сводный брат правящего халифа Валида I, завоевал крепости и города в Азербайджане и двинулся к Бабу «против тюрок»9. Если верить документу, создается впечатление, что хазары временно владели ими. Есть рассказ о захвате Баба в 90 году Мухаммедом ибн-Марваном10. Но в 91 году по хиджре, когда Маслама сменил Мухаммеда ибн-Марвана, Масламе пришлось сражаться в Азербайджане и изрядно потрудиться, чтобы достичь Баба11. Не исключено, что верен другой рассказ, согласно которому Маслама в 95/713 году завоевал Баб12. В любом случае представляется очевидным, что по крайней мере какой-то период город-крепость был под контролем хазар.

В халифате Умара ибн-Абд-аль-Азиза (717–720) хазары совершили первое, насколько мне известно, нападение на ислам13. В 99/717 году Азербайджан был захвачен, и многие мусульмане убиты. Халиф послал туда Хатима ибн аль-Нумана, который, как и сыновья Рабии, был членом клана Бахила14. Понеся тяжелые потери, Хатим изгнал захватчиков и вернулся в халифат, приведя пятьдесят пленных хазар.

Представляется, что это первая запись о хазарских пленных. Позднее отдельные хазары периодически упоминались в мусульманских источниках. Самым известным является Исхак ибн Кундадж аль-Хазари15. Он был современником поэта Бухтури и неоднократно им воспевался. Бухтури утверждает, что ибн-Кундадж завоевал в Ираке славу не меньшую, чем в Аль-Байде (так арабы называли тогдашнюю столицу хазар) и Баланджаре16. Он также упоминает о древнем роде Исхака ибн-Кундаджа и заявляет, что его предки были военачальниками царей еще до времен дху-Руайна (dhū-Ru‛ayn)17. Это сразу относит существование хазар к очень древнему периоду, поскольку дху-Руайн был царем химьяритов. Возможно, Бухтури преувеличивает, но его слова все же отличаются от анахронизмов, с которыми мы встречались ранее. Их можно истолковать как предположение, что ибн Кундадж считал беков (бегов) Хазарии своими предками. В другой поэме Бухтури утверждает, что объект его панегирика совершил подвиг, который даст ему право называться «царем Аль-Байды, носящим корону». Оттуда же мы узнаем, что его отец носил хорошее мусульманское имя Айюб18. Иными словами, среди подданных халифата знали о Хазарии. Далее мы упомянем и о других хазарах среди мусульман.

Но вернемся к событиям 103/721—722 годов, когда хазары напали на аланов19. На границе все пришло в движение, и можно сказать, что началась вторая арабо-хазарская война – ведь в следующем году мусульманская армия под командованием Табита ал-Нахрани встретилась с хазарами20 в районе Марджа аль-Хиджараха в Армении21, где произошло большое сражение. Хазары, которых, как утверждают источники, было 30 00022, одержали полную победу над мусульманами, лагерь которых перешел в руки противника. Разбитая армия бежала в Сирию. Халиф Язид ибн Абд-аль-Малик (720–724) был очень расстроен и упрекнул Табита, который ответил: «О князь верующих, я не струсил и не уклонился от встречи с врагом; наоборот, лошади слились с лошадьми, а люди с людьми. Я бился до тех пор, пока не сломалось мое копье, и сражался, пока не сломался мой меч, но Бог, да будет он благословен и возвышен, делает что хочет»23. Примечательно, что Табари не упоминает об этом поражении.

Теперь над землями ислама нависла серьезная угроза. Хазары приготовились занять территорию, оставшуюся без прикрытия после отступления мусульманской армии, и собирали силы. Джаррах ибн-Абдулла аль-Хаками был поспешно назначен правителем Армении и получил приказ атаковать врага на его территории (104 г. по хиджре)24. Когда дошла весть, что Джаррах выступил против них во главе большой армии, хазары вернулись к Бабу, где еще был мусульманский гарнизон. Тем временем Джаррах дошел до Аль-Барды, и там его люди несколько дней отдохнули. Вероятно, он нашел время заняться системой мер и весов, поскольку именно в это время появилась новая мера, известная под названием «джаррахи», и она еще была в ходу, когда писал Балазури25.

Далее Джаррах форсировал Кур и остановился неподалеку от Баба. Здесь Джаррах узнал, что один из местных правителей сообщил хазарам о его приходе. Тогда он приказал своему муэдзину объявить армии, что полководец останется на месте несколько дней. Как и полагал Джаррах, хазары об этом узнали. Их главные силы под командованием «сына проклятого хакана»26  – возможно, бека Хазарии, уже были к северу от гор. Местный командир хотел избежать сражения и не предпринимал никаких враждебных действий. Когда наступила ночь, Джаррах отменил свой предыдущий приказ и повел людей к Бабу. Они подошли к городу, когда было еще темно, не встретив никакого сопротивления. Вошли через деревянные ворота цитадели Нарин и расположились лагерем недалеко от ворот Священной войны – Бабаль-Джихад27. Утром Джаррах выслал два отряда с приказом вторгнуться на вражескую территорию и встретиться через сутки в месте, расположенном в двадцати милях (32 км) от лагеря. Днем главные силы мусульман перешли в согласованное место. На следующее утро к ним присоединились оба отряда с богатой добычей и пленными. Некоторые были из Хайдана (Кайтака) – области, подчиненной хазарам28.

На следующий день хазарская армия из 40 000 человек под командованием Барджика29, сына хакана, прибыла из Хамзина30, чтобы остановить продвижение мусульман. Небольшая речь, приписываемая Джарраху – он якобы произнес ее перед боем, – говорит об уважении к противнику. Он якобы сказал: «Люди, вам некуда бежать, и нет другого заступника, кроме Бога, который велик и славен. Те из вас, кто будет убит, попадет в рай. Те, кто одержит верх, получат добычу и славное имя»31. После яростного сражения хазары бежали. Многие были убиты. Как и обещал Джаррах, победителям досталось много добычи. Затем наступление возобновилось. Хамзин и Таргу32 пали. Джаррах поселил их жителей в других местах. Интересно, что некоторые из них были перевезены в Кабалу, что на юге Кавказа, которая, очевидно, в те дни была занята хазарами33.

После этого Джаррах подошел к Баланджару, который уже был целью неоднократных мусульманских нападений, а в 32 году по хиджре пережил осаду. Благодаря его надежным укреплениям тогда арабы были отбиты. Но за прошедшие с тех пор семьдесят лет укрепления, судя по всему, были разобраны. Главным препятствием во времена Джарраха стала импровизированная баррикада из повозок, связанных вместе и поставленных в кольцо вокруг крепости. Когда атака началась, мусульмане столкнулись с немалыми трудностями. Наконец один из атакующих поднял свой скимитар и крикнул: «Мусульмане, кто из вас готов посвятить себя Богу?» Несколько его друзей согласились идти с ним и поклялись сражаться насмерть – в знак этого они сломали ножны своих мечей. Они бросились в атаку вверх по холму под градом стрел, которые летели так густо, что даже затемняли солнце. Кому-то удалось перерезать канаты, связывающие повозки. Их стали скатывать вниз по холму. Вскоре путь был расчищен. Обе стороны отчаянно сражались. Но в конце концов защитники ослабели и мусульмане овладели городом.

Интересный показатель общего процветания хазар: когда распределяли добычу после падения Баланджара, каждый всадник мусульманской армии получил по триста динаров34. Если число участников не слишком преувеличено – скажем, 30 000 человек35, итоговая сумма получается очень большой. А к ней следует добавить еще пятую часть, по закону отдаваемую в общественную казну.

Казарский правитель Баланджара36 бежал с горсткой людей в Самандар. Его жена и сын были схвачены и проданы в рабство. Джаррах лично купил их за 100 000 дирхам, после чего отправил грамоту хазарскому царю с предложением вернуть все, что потерял, – жену, ребенка, крепость, собственность, – если примет мусульманское правление. Говорят, что хазар на это согласился, однако в аутентичность этой истории не верится. Что стало с Баланджаром впоследствии, если он, таким образом, сделался мусульманским городом?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История хазар-иудеев. Религия высших кланов"

Книги похожие на "История хазар-иудеев. Религия высших кланов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дуглас Данлоп

Дуглас Данлоп - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дуглас Данлоп - История хазар-иудеев. Религия высших кланов"

Отзывы читателей о книге "История хазар-иудеев. Религия высших кланов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.