» » » » Дуглас Данлоп - История хазар-иудеев. Религия высших кланов


Авторские права

Дуглас Данлоп - История хазар-иудеев. Религия высших кланов

Здесь можно купить и скачать "Дуглас Данлоп - История хазар-иудеев. Религия высших кланов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентЦентрполиграфa8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дуглас Данлоп - История хазар-иудеев. Религия высших кланов
Рейтинг:
Название:
История хазар-иудеев. Религия высших кланов
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9524-5174-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История хазар-иудеев. Религия высших кланов"

Описание и краткое содержание "История хазар-иудеев. Религия высших кланов" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории хазар – таинственного кочевого народа, чье могущество было огромным, территория располагалась между нижним течением Волги и северными склонами Кавказа, простираясь до Азовского моря, а в IX веке даже еще дальше на запад – до Киева и среднего течения Днепра, и который позже исчез без следа. Рассмотрены истоки хазар, их возможные связи с персами до ислама, контакты в разное время между хазарами и греками, войны с арабами, обращение хазар в иудаизм, связи хазар и русов и, наконец, крах и исчезновение хазарского государства. Рассказано о поисках следов хазар далеко на западе – в Дании и на востоке – в Китае, а также о том, что помимо иудаизма – это установленный факт – хазары также, вероятно, в разные времена принимали буддизм и христианство.






Глава 5

Обращение хазар в иудаизм согласно арабским источникам

В арабском языке нет классической цитаты, касающейся обращения хазар в иудаизм. Вероятно, чаще всего по этому поводу приводится отрывок из Мурудж ад-Дахаба («Луга золота») историка Масуди, который начал свой труд в 332/943 году и завершил в 336/947-м. «В этом городе (в хазарской столице Итиль на Волге) живут мусульмане, христиане, евреи и язычники. Что касается евреев, то царь, его вельможи и хазары из их рода. Хазарский же царь принял иудейство во время халифата Гарун ар-Рашида, после того как прибыли к нему многие евреи из всех мусульманских краев и из страны греков. Царь греков – в настоящее время, в 332 (943–944) году, царем там Арманус [Роман Лекапин] – принудил всех живущих в его государстве евреев принять христианскую веру и преследовал их. Мы расскажем историю настоящего царя и того, кто делит с ним империю [то есть Константина Порфирогенета] в настоящее время, когда датирована эта книга. Многие евреи бежали из земли греков в Хазарию, как мы уже упомянули. Об обращении хазар в иудейство существует рассказ, которому здесь не место; мы привели его в предыдущем нашем сочинении»1.

Можно только догадываться, на какое свое сочинение ссылается Масуди. В работе Димашки (727/1327) сказано следующее: «Ибн аль-Асир рассказывает, как в дни Гаруна император заставлял евреев эмигрировать. Они прибыли в страну хазар, где нашли умную, но неискушенную расу, и предложили людям свою религию. Жители нашли, что она лучше, чем их собственная, и приняли ее»2. Маркварт, который искал, но не нашел соответствующий отрывок у ибн аль-Асира, пришел к выводу, что имелся в виду Масуди3. Испанец Бакри (487/1094) писал: «Причина обращения в иудаизм царя хазар, прежде язычника, такова. Он принял христианство. Потом он признал его ложность и обсуждал эту тему, сильно его беспокоившую, с одним из своих приближенных. Тот сказал ему: «О царь, люди Священного Писания делятся на три группы. Созови их и вели привести их доказательства, а затем последуй за тем, у кого правда». И послал он к христианам, за епископом. При царе был иудей, опытный в спорах, и он затеял диспут. Он спросил епископа: «Что скажешь о Моисее, сыне Амрана, и о Торе, данной ему свыше?» Епископ отвечал: «Моисей – пророк, в Торе истина». Тогда иудей обратился к царю: «Вот он и признал правдивость моей веры. Теперь спроси его, во что верит он сам». Царь спросил, и епископ ответил: «Я говорю, что Иисус – мессия, сын Марии, Он – Слово, Он творил чудеса во имя Господне». И сказал иудей царю: «Он проповедует учение, которого я не знаю, но признает то, что говорю я». Но епископ не был силен в доказательствах. Тогда царь затребовал мусульманина, и прислали ему ученого, мудрого мужа, мастера доказывать. Но иудей нанял человека, который отравил мусульманина в пути, и тот умер. Так иудею удалось склонить царя к своей вере, и тот принял иудаизм»4. К содержанию этой истории можно относиться как угодно, но она определенно повествует нам о традиции религиозных дебатов, которые предшествовали принятию хазарами иудаизма. Характерна роль, которую сыграл другой именитый хазар – не хакан. Это черта еврейских повествований5. Ведь именно он, а не царь предложил устроить дебаты. Если история Бакри в основном воспроизводит утраченный рассказ Масуди – Маркварт считал это весьма вероятным, – мы имеем, принимая во внимание уже процитированные отрывки Масуди, обращение, имевшее место после диспута не позднее чем в 809 году (смерть Гаруна). Этот результат в принципе не противоречит еврейской традиции. Иегуда Халеви в книге «Кузари» писал, что обращение имело место после дебатов относительно достоинств христианства, иудаизма и ислама в 740 году. Разница с рассказом Масуди в части датировки – около 50 лет (Гарун стал халифом в 786 году; учитывая, что Масуди писал в спешке6 и через полтора столетия после Гаруна, это не слишком серьезно).

Далее мы покажем, что говорят арабские источники о дате обращения и обстоятельствах, в которых оно происходило. Начнем с аль-Истахри, который сообщает нам следующее7: «Хазария – это имя страны, а столица ее Итиль8; также Итиль имя реки, текущей по городу из страны русов и булгар. Город Итиль делится на две части9: одна часть на западном берегу реки, по имени «Итиль», и это большая часть; а другая на восточном берегу10. Царь живет в западной части, и называется он на их языке бек, а также называют его бак. Величина этой части города в длину около лиги, и окружает ее стена. Постройки этого города разбросаны и за ней. Жилищами в нем служат войлочные палатки, за исключением некоторых жилищ, выстроенных из глины11. У них есть рынки и бани. В городе множество мусульман; говорят, что их более десяти тысяч, и у них около тридцати мечетей. Дворец царя далек от берега реки, и выстроен он из обожженного кирпича12. Ни у кого нет постройки из обожженного кирпича, кроме царя, и он не позволяет никому строиться из кирпича. В этой стене четверо ворот; одни обращены к реке, а другие к степи, что расстилается за стеною города13. Царь их иудейского вероисповедания, и говорят, что свита его числом около 4000 человек. Хазары мусульмане, христиане14 и иудеи, и среди них есть идолопоклонники. Самый малочисленный класс иудеи, а самый большой – мусульмане и христиане, но все-таки царь и приближенные его – иудеи.

Большую часть обычаев их составляют обычаи идолопоклонников, и они кланяются до земли друг другу для выражения почтения. А установления их, которыми они отличаются от других народов, основаны на древних обычаях15 и противоречат религиям мусульманской, иудейской и христианской. Царская армия16 состоит из 12 000 человек; когда умрет из числа их один человек, то немедленно ставят на его место другого. У них нет определенного постоянного жалованья, разве только малая толика перепадает на их долю после длительного промежутка времени в случае войны или когда их постигает какое-нибудь дело, из-за которого они все собираются.

Царь не имел никаких прав на собственность своих подданных17. Его доходы составлялись из обычных налогов и десятины с товаров, приходивших в Хазарию сухопутными, морскими и речными путями. Ему18 принадлежали регулярные поставки из различных областей Хазарского государства, состоящие из еды, напитков и т. д. При царе семь судей19 из иудеев, христиан, мусульман и язычников. В случае тяжбы между людьми решают все эти судьи; нуждающиеся не являются к самому царю, но обращаются к этим судьям. В день суда между судьями и царем бывает посредник. Царь передает судьям через посредника свое решение, и они приводят его в исполнение.

При городе нет селений, но пахотные поля разбросаны. Летом хазары уходят на двадцать лиг, чтобы пахать. Они летом собирают урожай и перевозят его в город на повозках или по реке. Преимущественная пища хазар рис и рыба. Мед и меха, которые вывозятся из их страны, поступают к ним из страны русов и булгар. Выдры, мех которых вывозится в разные страны, находятся только в тех северных реках, которые текут в стране булгар и руссов и Киеве, и больше нигде, насколько мне известно.

В восточной части столицы живут преимущественно купцы и мусульмане и находятся товары. Западная часть – для царя, его свиты20, армии и «чистокровных хазар»21. Язык хазар не сходен с языком турок и персов, и вообще он не похож на язык ни одного из народов22.

Что касается реки Итиль, то она, как дошло о том до меня, выходит недалеко от киргизов и течет между кимаками и огузами. Затем идет к западу позади булгар и возвращается назад к тому, что примыкает с востока, до тех пор пока не пройдет мимо русов, затем проходит мимо булгар, затем мимо буртасов, пока не впадет в море Хазар (Каспий), и говорят, что она разветвляется от этой реки на семьдесят с лишним рек. Главное русло реки впадает в море Хазар. Говорят, что если воды этих рек объединить, то они образуют более полноводную реку, чем Оксус. Обилие и богатство вод таковы, что когда она впадает в море, то течет внутри моря еще два дня и преодолевает воды моря, пока не замерзает зимой из-за пресности и сладости. И отличается в море цвет этих вод от цвета морской воды.

У хазар есть город, называемый Самандар, между столицей23 и Баб-ал-Абвабом (Дербентом), в нем многочисленные сады, говорят, что там около 4 тысяч виноградников, тянущихся до пределов Сарира24, в садах преимущественно – плоды винограда. Здесь живут мусульмане, у которых мечети. Их жилища – строения из дерева, уложенного крест-накрест, с горбатыми кровлями. Царь их из иудеев, состоящих в приближении царя хазар25. От Самандара до Сарира расстояние в две лиги26, цари Самандара и Сарира в мире друг с другом. Народ Сарира – христиане. Говорят, что их трон из золота принадлежал некоему из персидских царей. Когда их владычество прекратилось, трон этот был отвезен в Сариру; и отвез его один из царей персидских. Я слышал, что это был потомок Бахрам Чубина27. Власть там до сих пор принадлежит его потомкам. Говорят, что трон этот был делан для одного из Хосроев много лет. Между Сариром и мусульманами перемирие, хотя обыкновенно каждый остерегается своего союзника28. Я не знаю ни одной агломерации людей на хазарской территории, кроме Самандар29. Буртасы – это народ, который граничит с хазарами. Между ними не живет никакой другой народ. Они живут рассеянно вдоль берегов Итиля (Волги). Буртас – это название территории, так же как Русь и Хазария. Сарир – название царства, а не города или народа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История хазар-иудеев. Религия высших кланов"

Книги похожие на "История хазар-иудеев. Религия высших кланов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дуглас Данлоп

Дуглас Данлоп - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дуглас Данлоп - История хазар-иудеев. Религия высших кланов"

Отзывы читателей о книге "История хазар-иудеев. Религия высших кланов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.