» » » » Наум Синдаловский - История Петербурга в преданиях и легендах


Авторские права

Наум Синдаловский - История Петербурга в преданиях и легендах

Здесь можно купить и скачать "Наум Синдаловский - История Петербурга в преданиях и легендах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наум Синдаловский - История Петербурга в преданиях и легендах
Рейтинг:
Название:
История Петербурга в преданиях и легендах
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-227-06444-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Петербурга в преданиях и легендах"

Описание и краткое содержание "История Петербурга в преданиях и легендах" читать бесплатно онлайн.



Перед вами история Санкт-Петербурга в том виде, как её отразил городской фольклор. История в каком-то смысле «параллельная» официальной. Конечно же в ней по-другому расставлены акценты. Иногда на первый план выдвинуты события не столь уж важные для судьбы города, но ярко запечатлевшиеся в сознании и памяти его жителей…

Изложенные в книге легенды, предания и исторические анекдоты – неотъемлемая часть истории города на Неве. Истории собраны не только действительные, но и вымышленные. Более того, иногда из-за прихотливости повествования трудно даже понять, где проходит граница между исторической реальностью, легендой и авторской версией событий.

Количество легенд и преданий, сохранённых в памяти петербуржцев, уже сегодня поражает воображение. Кажется, нет такого факта в истории города, который не нашёл бы отражения в фольклоре. А если учесть, что плотность событий, приходящихся на каждую календарную дату, в Петербурге продолжает оставаться невероятно высокой, то можно с уверенностью сказать, что параллельная история, которую пишет петербургский городской фольклор, будет продолжаться столь долго, сколь долго стоять на земле граду Петрову. Нам остаётся только внимательно вслушиваться в его голос, пристально всматриваться в его тексты и сосредоточенно вчитываться в его оценки и комментарии.






Так Павел I отомстил матери за смерть отца. Отомстил он и подлинному убийце – графу Алексею Орлову. Алексея Орлова, отличая его от других братьев Орловых, в светских кругах называли: «Орлов со шрамом». Говорят, шрам этот, известный в фольклоре как «знак предсмертного отчаяния», был получен Алексеем Орловым, когда он самолично душил свергнутого императора. Месть Павла I была изощрённой. Мало того, что он приказал Орлову следовать за катафалком и нести императорскую корону через весь город на глазах тысяч петербуржцев, когда тело Петра III торжественно переносили из Александро-Невской лавры в Петропавловский собор, так ещё и послал Орлову издевательский подарок-табакерку с символическим изображением виселицы.

Между тем посмертная легендарная жизнь Петра III продолжалась. Историк А.С. Мыльников приводит легенду о чудесном спасении императора. «Когда государь умер, в тогдашнее время при погребении государыня не была, а оной отпущен, и ныне жив у римского папы в прикрытии, потом-де он оттуда вошел в Россию, набравши партию». А когда, продолжает легенда, осматривали гроб, то нашли в нём вместо императора «восковую статую». Через одиннадцать лет, как об этом позднее «вспоминал» Гаврила Романович Державин, на свадьбе Павла Петровича, во время поздравлений Екатерины II в адрес новобрачных, вдруг появился и уселся за стол отец великого князя, умерший более десяти лет назад император Пётр Фёдорович.

Еще одной головной болью, не дававшей покоя Екатерине, был несчастный правнук царя Иоанна Алексеевича, свергнутый в своё время с престола и заточённый в Шлиссельбургскую крепость Иоанн Антонович.

Иоанн Антонович родился 12 августа 1740 года и уже через два месяца, сразу после смерти Анны Иоанновны, был провозглашен императором.

Император Иоанн Антонович

А ещё через год, при восшествии на престол Елизаветы Петровны, младенец-император был арестован и сослан вначале в Ригу, затем последовательно в Динамюнде, Соловки, Холмогоры и, наконец, в 1756 году заключен в Шлиссельбургскую крепость. По некоторым легендам, он содержался в Светличной башне, в так называемом «каменном мешке», хотя по официальным источникам жил в солдатских казармах. К моменту восшествия на престол Екатерины II Иоанну Антоновичу было около 22 лет. Как прямой и законный потомок русских царей, он был исключительно опасен для немки, пришедшей к власти путем вооружённого переворота. Однако никаких открытых действий Екатерина будто бы не предпринимала, и Иоанн Антонович для всех оставался секретным узником, тайной за крепостными стенами Шлиссельбурга, русской «Железной маской».

Тем временем на политической сцене неожиданно появился человек, приоткрывший эту тайну. Им оказался подпоручик Смоленского пехотного полка Василий Яковлевич Мирович. Мирович задумал освободить Иоанна Антоновича и провозгласить его императором. В ночь на 5 июля 1764 года, находясь в гарнизоне крепости, он приступил к исполнению своего безумного плана. С помощью поддельных манифестов Мировичу удалось привлечь на свою сторону гарнизонных солдат. Они арестовали коменданта крепости и потребовали выдачи узника. Но охрана, точно и безукоризненно выполняя секретные инструкции, сдалась только после того, как убила Иоанна. Мирович был арестован, судим, приговорён к смерти и обезглавлен на эшафоте Сытного рынка.

Никаких доказательств какого-либо участия в этом Екатерины II нет. Однако легенды о том, что Мирович исполнял монаршую волю, не сходили с уст современников. Говорили, что попытка освобождения, предпринятая с тем, чтобы таким способом избавиться от опасного претендента на престол, была тщательно разработана самой императрицей и только исполнена бедным подпоручиком. Выбор исполнителя был неслучаен. Дед Мировича в своё время лишился поместий, и это сказывалось на продвижении по службе самолюбивого молодого человека. Екатерине будто бы стало известно о Мировиче, и ему было предложено «инсценировать попытку освобождения императора». Рассказывали, что на следствии Мирович держался с достоинством невиновного человека, не назвал никаких сообщников, в то, что смертный приговор будет исполнен, не верил и, стоя на эшафоте, до последней минуты ждал гонца от императрицы с уведомлением о помиловании. И действительно, сохранилась легенда о том, что Екатерина и в самом деле помиловала Мировича. Указ об этом должен был доставить к эшафоту на Сытный рынок Алексей Орлов, но «не сверили часов и ошиблись». Будто бы всего на пять минут.

Между тем тело Иоанна Антоновича предали земле. По словам одних, он был похоронен там же, в крепости, «на том месте, на котором построен был прежний собор Святого Иоанна Предтечи». По рассказам других, тело несчастного Иоанна вначале было положено в крепостной церкви, но так как оно привлекало толпы посетителей, то его зарыли. Впоследствии оно было вырыто и перевезено в Тихвинский Богородицкий монастырь, где, по преданию, погребено под папертью Успенского собора.

В 2010 году появилась ещё одна легенда о месте окончательного захоронения праха Иоанна Антоновича. В средствах массовой информации промелькнуло сообщение о том, что в Холмогорах, при раскопках найдено тело, по всем приметам схожее с телом предполагаемого Иоанна. Будто бы был обнаружен даже след от шпаги, якобы прервавшей жизнь шлиссельбургского узника. Осталось только дождаться профессиональной экспертизы, чтобы понять, с чем мы столкнулись: с очередной легендой, научной версией или обыкновенным предположением.

И последнее. Когда Иоанн Антонович родился, то, как писал позже Пушкин, «императрица Анна Иоанновна послала к академику Эйлеру приказание составить гороскоп новорождённому. Он занялся гороскопом вместе с другим академиком. Они составили его по всем правилам астрологии, хотя и не верили ей. Заключение, выведенное ими, испугало обоих математиков, и они послали императрице другой гороскоп, в котором предсказывали новорождённому всяческие благополучия. Эйлер сохранил, однако ж, первый и показывал его графу К.Г. Разумовскому, когда судьба несчастного Иоанна Антоновича совершилась».

Прошло всего несколько лет после смерти законного претендента на русский престол Иоанна Антоновича, как разразился новый политический скандал. В начале 1770-х годов в Париже неожиданно появилась некая молодая красивая женщина, княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Григорьевича Разумовского и, следовательно, – за законную наследницу русского престола. Путаница действительно могла произойти. Дети Елизаветы Петровны от Разумовского будто бы были отправлены на его родину – Украину, и со временем там основался целый род «побочных царственных потомков». Впоследствии некоторые из них перебрались в Петербург и будто бы жили на Васильевском острове. Фамилия их созвучна с фамилией княжны, только переделана на украинский лад – Дарагановы.

В Петербурге был известен и генерал-майор Александр Алексеевич Чесменский, которого городской фольклор не без удовольствия сделал тем самым сыном княжны Таракановой, которого вынашивала несчастная женщина в Петропавловской крепости. Правда, годы жизни гвардейского офицера не соответствуют нашей истории. Он был слишком молод для сына княжны, но фольклор это уже не интересовало.

Поддержанная политическими силами, враждебными России, самозванка становилась опасной. По поручению Екатерины II граф Алексей Орлов разыскал её в Италии, увлёк молодую красавицу, с помощью клятв и обещаний непременно жениться заманил в Россию и… сдал властям. Жестоко обманутая женщина была заточена в Петропавловскую крепость. К тому времени беременная от графа Орлова, доведённая до отчаяния постоянными допросами, нечеловеческими условиями содержания в каземате и сознанием безысходности своего положения, она заболела чахоткой и в 1775 году умерла. В Петропавловской крепости, внутри Алексеевского равелина, в треугольном садике будто бы сохранились и следы её захоронения – маленький холмик, по местным легендам, обозначающий место могилы княжны Таракановой. Если верить преданиям, ночные сторожа и сегодня пугаются женского плача, который в ночной тишине можно легко расслышать сквозь крепостные стены. Будто бы это стенания погибшей от туберкулеза княжны. Иногда на мрачном фоне каменных стен можно увидеть её бледный призрак. Однако существует романтическая легенда, что умерла она вовсе не от чахотки, а утонула во время страшного наводнения 1777 года в каземате, из которого «её забыли или не захотели вывести».

Этот сюжет был столь популярен, что со временем возникла легенда о том, как он сложился. Данилевский излагает её в нашумевшем в своё время романе «Княжна Тараканова». «Фельдмаршал Голицын долго обдумывал, как сообщить императрице о кончине Таракановой. Он взял перо, написал несколько строк, перечеркнул их и опять стал соображать. „Э, была, не была! – сказал он себе. – С мёртвой не взыщется, а всем будет оправдание..“ Князь выбрал новый чистый лист бумаги, обмакнул перо в чернильницу и, тщательно выводя слова неясного, старческого почерка, написал: „Всклепавшая на себя известное Вашему величеству неподходящее имя и природу, сего четвёртого декабря, умерла нераскаянной грешницей, ни в чём не созналась и не выдала никого“.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Петербурга в преданиях и легендах"

Книги похожие на "История Петербурга в преданиях и легендах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наум Синдаловский

Наум Синдаловский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наум Синдаловский - История Петербурга в преданиях и легендах"

Отзывы читателей о книге "История Петербурга в преданиях и легендах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.