Владимир Пистоленко - Раннее утро

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Раннее утро"
Описание и краткое содержание "Раннее утро" читать бесплатно онлайн.
Около тридцати лет назад в Оренбурге появилась театральная афиша. В ней впервые упоминалось имя драматурга Владимира Пистоленко. Шла его первая пьеса, написанная по мотивам народных сказок.
С тех пор Владимир Пистоленко стал известен как драматург и прозаик. Многие его пьесы хорошо знакомы зрителям. Читатели знают его повести — «Товарищи», «У открытых дверей», «Памятное лето Сережки Зотова», роман «Крылья беркута».
Пьесы В. Пистоленко тематически очень разнообразны. Он увлекает зрителя в мир сказок, знакомит с крестьянским вождем Емельяном Пугачевым и его соратниками, показывает жизнь молодых героев — первых комсомольцев, ведет в Москву, на Урал, на далекий Север…
Однако главное внимание писателя отдано современности. Именно ей посвящены четыре пьесы, вошедшие в настоящий сборник, — «Раннее утро», «Любовь Ани Березко», «О личном…», «Молодые годы Оли Свиридовой». О недавнем историческом прошлом нашего Советского государства рассказывается в пьесе «На рассвете».
Каждая посвященная нашей современности пьеса Пистоленко хранит приметы тех лет, когда она была создана. В то же время писатель уделяет большое внимание морально-этическим проблемам, личным взаимоотношениям героев. Радость и горе нашего советского человека, его счастье в любви и творческом труде более всего волнуют драматурга.
А н т о н (прерывая). Идите, да не очень-то от земли отрывайтесь, Анна Семеновна. Мечта мечтой, а под ноги смотреть невредно, потому что и на больших дорогах ухабы встречаются.
А н я. Ну философствуйте, а я, как говорят учительницы, пойду покажусь родителям. (Уходит в дом.)
К о с т я. Да!
А н т о н. Что «да»?
К о с т я. Всё ясно!
А н т о н. И ничего не ясно. Ты времени не упускай. Костя, друг, она же сама говорит, что ты у нее один…
К о с т я. Удивляюсь, как люди не понимают простых вещей.
А н т о н. Я сам ей всё скажу.
К о с т я. Не вздумай!
А н т о н. Ну и черт с тобой! Мякоть! Велика Федора, да дура.
На веранде показываются С е м е н А н д р е е в и ч, А н я и М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Аня и Семен Андреевич идут под руку.
С е м е н А н д р е е в и ч. Здравствуйте, Антон.
Здороваются.
Слышали, Аня становится почти вашей землячкой.
А н т о н. Слышал, Семен Андреевич.
С е м е н А н д р е е в и ч. Ваше мнение?
А н т о н. Горячо поздравил.
С е м е н А н д р е е в и ч. Правда, далековато. Да. Но места у вас хорошие, бывал я там. Мы тоже с Машей начинали работать в селе.
А н т о н. А вы, Мария Григорьевна, чем недовольны?
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Я? Боюсь, Антон, что вам трудно меня понять. Думаете, о вас мать не скучает?
А н т о н. Скучает. Даже очень. Я это знаю.
Слышится гудок паровоза и шум проходящего поезда.
А н я. Друзья, у меня есть еще одна новость… Послушайте, я решила не откладывать и ехать немедленно.
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Как — немедленно? Аня, ты о чем говоришь?
С е м е н А н д р е е в и ч. Почему такое решение, Аннушка?
К о с т я. Аня, но ведь до начала учебного года два месяца.
А н я. Правильно, два. А я не буду ждать начала учебного года.
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Это твое решение не продумано. Я не согласна и не согласна. Не вижу надобности! К чему такая спешка, такая торопливость?!
А н т о н. В школе вам сейчас делать нечего, там каникулы.
А н я. Ну и что же, что каникулы? Я хочу заранее узнать, где буду работать, до начала учебного года познакомиться с обстановкой, с людьми.
К о с т я. Там сейчас хлеб убирают, и людям не до тебя.
А н я. А это ровно никакого значения не имеет.
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Вот такая твоя торопливость и настойчивость подчас меня беспокоят.
А н я. Ну почему вы не хотите понять меня?! Никто! Это же не бегство из дому, от друзей, а простое желание подготовиться к работе.
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Ведь тебе нужно отдохнуть после экзаменов.
С е м е н А н д р е е в и ч. Маша, не отговаривай. Аня рассуждает правильно. Я тебя понимаю, Аннушка, и поддерживаю — поезжай. Но пока ненадолго. Немного поживешь там, устроишься и назад. Отдохнешь дома, а перед началом учебного года проводим. (Шутливо.) Хочешь не хочешь, а проводим. Как подобает. Согласна, Аннушка?
А н я. Согласна. Я всегда буду тебя слушаться. Знаешь, папа, я бы очень хотела решать все так же правильно, как ты.
С е м е н А н д р е е в и ч. Не беспокойся, Аннушка, жизнь всему научит.
КАРТИНА ВТОРАЯСело Звонкое на Енисее. Большая комната в квартире Теряевых. Лето. Жара. Окна настежь. На стенах много картин, среди них большинство неоконченных. У окна — мольберт. Н а д е ж д а М а р к о в н а сидит в кресле, пишет картину. В и т а л и й сидит у рояля и, негромко напевая, подбирает мелодию.
В и т а л и й.
Ветки березок поникли, грустя,
Ветер тоскует и злится.
В жизни приют отыскать не пустяк,
Счастье мне даже не снится.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Послушай, Виталий, у меня уже не хватает терпения! Ради бога, прекрати свой концерт! Я не могу работать.
В и т а л и й. А у меня не работа?! Странно. Вечером занятие драмкружка, и я доллжен подготовиться.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. И песню какую-то дикую выкопал.
В и т а л и й. Песня по пьесе положена. Ее драматург сочинил.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Ну, пьеса, значит, такая. А пьесу ты показывал Сергею?
В и т а л и й. В репертуаре я разбираюсь, пожалуй, получше твоего Сергея. (Подходит к Надежде Марковне.) Пьеса с перчиком, со слезинкой. Люблю такие ставить. Смотришь из-за кулис в публику — одна тетушка платок достает, другая нос вытирает. На душе становится веселее. Люблю, когда люди в театре плачут. «Я пью за матерей, которые бросают детей своих, ведь эти сувениры жгут грудь…» Островский, «Без вины виноватые». А знаешь, Надюша, тебе эта картина удалась. Енисей, тайга, огромная перспектива. Сколько уже дней ты ее пишешь?
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Скоро месяц. Ни над одной столько не работала. Ты, Виталий, не первую мою картину хвалишь, а удачи все нет. Шутка ли, за последние два года у меня не приняли ни одного полотна.
В и т а л и й. Это ты для собственного успокоения говоришь — два, а ведь в действительности больше десяти лет.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Да, конечно.
В и т а л и й. И все это — зависть. Лютая человеческая зависть.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Ты смотри, вне дома не болтай таких вещей. Сережа узнает, неприятность будет. Не любит он этого.
В и т а л и й. Твой брат, Надюша, не такой уж круглый дурак, как это, может быть, кажется. А зависти повсюду хоть отбавляй. Почему, скажем, меня из театра выставили? Что, разве только у меня бывали творческие неудачи? Нет. Но у других не видят… А мои видят и придираются, потому что таланта моего боятся. И твои картины по той же причине не принимают. Впрочем, черт с ними, я привык.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Обидно. Работаешь, отдаешь весь свой талант, а это никому не надо, никто этого не ценит.
В и т а л и й. Послушай, Надюша, а не приходила ли тебе мысль, что, может быть, у нас с тобой, как говорят иные, действительно никаких талантов нет, что мы с тобой самые обыкновенные люди.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Не издевайся над собой, Виталий. Это неумно.
Стук в дверь.
Стучат?
На пороге показалась О л ь г а.
О л ь г а. Можно?
В и т а л и й. А-а-а! Ольга Федоровна! Просим, просим! (Идет навстречу, целует руку.)
О л ь г а. Здравствуйте, Надежда Марковна.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Здравствуйте, миленькая, садитесь.
В и т а л и й. Вам не стул, а трон, дорогая Ольга Федоровна!
О л ь г а. Спасибо, Виталий Маркович. (Немного смущенно.) А где же Сергей Григорьевич?
В и т а л и й. Он в школе. Ведь директор, ремонтом занят. Позвать?
О л ь г а. Нет, зачем же, я сама пойду…
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Оленька, не ходите… Не совсем прилично.
О л ь г а. А я ничего предосудительного здесь не вижу.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Не спорьте, Оленька. Вы же еще не супруга. Виталий Маркович позовет Сережу. Да можно и по телефону позвонить.
В и т а л и й (показывает в окно). Вон он сам. Смотрите, Ольга Федоровна, как торопится, почти бежит. Наверное, узнал, что вы здесь. Понятно, мне все понятно! Как сказал какой-то классик: «Были когда-то и мы рысаками».
В комнату стремительно входит С е р г е й.
С е р г е й (с порога). Оля! (Увидев Надежду Марковну и Виталия, чуть смущенно). Здравствуйте, Оля.
О л ь г а. Здравствуйте, Сережа. Не ждали? Правда?
С е р г е й. Я вас всегда жду. Сейчас я увидел, как вы проехали, и скорее сюда. Нужно было в районо, а ноги пошли в другую сторону.
В и т а л и й. Но, но, «пошли», мы видели в окно, как они «шли», мчался словно мастер спорта по бегу.
О л ь г а. Я на одну минутку. За углом машина ждет. Шофер такой несговорчивый, еле упросила подождать. В общем, Сережа, еду…
С е р г е й. Как? Уже?
О л ь г а. Да.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Я завидую вам, Оля. Кисловодск…
С е р г е й. Действительно, счастливая. Да, а как же школа? Я имею в виду ремонт.
О л ь г а. Ремонт закончен. Иначе я бы не поехала.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Виталий, помоги мне вынести мольберт на веранду. (Подает знак.)
В и т а л и й. Пожалуйста, рад стараться.
Надежда Марковна и Виталий уходят.
О л ь г а (протянув руку Сергею). До свидания, Сережа. Мне почему-то уже не хочется ехать. Я буду скучать там.
С е р г е й. А я здесь. Буду думать о тебе и скучать. Ведь ты уезжаешь, а я остаюсь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Раннее утро"
Книги похожие на "Раннее утро" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Пистоленко - Раннее утро"
Отзывы читателей о книге "Раннее утро", комментарии и мнения людей о произведении.