» » » Анатолий Анцупов - Словарь конфликтолога


Авторские права

Анатолий Анцупов - Словарь конфликтолога

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Анцупов - Словарь конфликтолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Эксмо, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Анцупов - Словарь конфликтолога
Рейтинг:
Название:
Словарь конфликтолога
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-699-3846
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь конфликтолога"

Описание и краткое содержание "Словарь конфликтолога" читать бесплатно онлайн.



Перед вами новое, дополненное издание первого в отечественной науке словаря по конфликтологии. В нем авторы обобщили труды отечественных и зарубежных ученых по разработке понятийно-категориального аппарата этой междисциплинарной отрасли знаний. В словаре представлена система основных понятий конфликтологии, включающая более 1700 терминов. Он включает основные понятия, используемые при описании и объяснении конфликтов в 16 изучающих их науках: военном деле, географии, искусствоведении, медицине, истории, педагогике, политических науках, правоведении, психологии, социобиологии, социологии, технических науках, филологии, физико-математических науках, философии и экономике.

Книга предназначена для преподавателей конфликтологии, ученых, исследующих конфликты, студентов, а также всех тех, кто интересуется данной проблемой.






ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – наиболее важный вид информации о конфликте; сведения об участниках конфликта, их взаимодействии, социальной микро– и макросреде, в которой развивается конфликт. Помимо И. с., описание конфликта содержит информацию о вещественных характеристиках ситуации: экономических ресурсах, задействованных в конфликте, потерях сторон, временных и пространственных характеристиках конфликта и др.

ИНЦИДЕНТ (от лат. incident – случающийся) – первый этап открытого периода в динамике конфликта, представляющий собой первое столкновение сторон, пробу их сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Выражается во внешнем противодействии, столкновении сторон. В И. презентуются интересы и цели субъектов взаимодействия, определяются их позиции. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то И. конфликта может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий – И.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. irrationalis – неразумный) – лежащее за пределами досягаемого разума, недоступное пониманию в рамках мышления, противоположное рациональному. И. имеет два смысла: негативный и позитивный. В позитивном смысле под И. понимается нечто, противостоящее разуму, полагающее разум неспособным охватить все разнообразие духовной и материальной действительности. В негативном смысле И. предстает перед субъектом познания в качестве подлежащего познанию чего-то бесформенного, хаотичного. B процессе рационализирования И. осуществляется переход его в рациональное, познанное, логически оформленное и дискурсивно выраженное. Взаимопроникновение рационального и И. составляет смысл и жизнь работы разума. Наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой вновь и вновь появляются новые смыслы, идеи, творения. Такое понимание И. вряд ли приемлемо в конфликтологии, поскольку в эту категорию попадает все непознанное, т. е. практически весь окружающий мир. Во-первых, И. нет в материальном мире. В нем все взаимосвязано, взаимозависимо, рационально и, в принципе, познаваемо. Нет И. и в психике животных. Они воспринимают мир таким, каков он есть. И. присуще только человеческой психике. Во-вторых, И. – такой вариант восприятия, описания или объяснения человеком явлений окружающего мира, который противоречит здравому смыслу, неразумен, никак не аргументирован. Напр.: «Почему гремит гром?». Рациональные ответы: «Потому что гроза», «Такой звук вызывает разряд молнии», «Не знаю». Иррациональный ответ: «Потому что Илья-пророк на колеснице по небу скачет». Четкой грани между И. и рациональным нет. Незначительная часть И. со временем может стать рациональным и наоборот. Степень присутствия И. в психике разных людей может сильно отличаться. Чем более иррационален человек, тем сложнее прогнозировать его поведение в конфликтах.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ B КОНФЛИКТЕ – находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, противоречащее рациональному мышлению в действиях и поведении конфликтующих сторон. Психологическим механизмом возникновения И. в к. является ослабление роли рациональной сферы и усиление роли эмоциональной сферы в регуляции поведения, a фактором – неопределенность, сложность и динамичность развития конфликтной ситуации. Выражается в неразумности действий и поступков, преобладании эмоций деструктивного характера, игнорировании объективных условий и обстоятельств, неслушании другого и т. д. Эскалация конфликта усиливает И. в к. при усилении обратной связи – влиянии И. в к. на его эскалацию. При участии эмоционально неустойчивых, душевнобольных или психопатологических личностей в межличностном или межгрупповом конфликте И. в к. также возрастает.

ИРРЕДЕНТИЗМ – форма территориального сепаратизма, отделение части территории одного государства с целью присоединения к соседнему государству.

ИСАЕВА ЭЛЬМИРА ГАДЖИ-ИСАЕВНА – доктор психологических наук, профессор. В 2007 г. в Психологическом институте Российской академии образования защитила докторскую диссертацию по теме: «Внутриличностная конфликтность и ее коррекция в педагогическом процессе». Специальность: 19.00.07 – психологические науки.

ИСКАЖЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТА – усиление неадекватности, субъективности восприятия конфликтной ситуации, заключающееся в увеличении различий между имеющимися у оппонентов образами конфликтной ситуации. Степень И. в. к. – непостоянная величина. Это м. б. незначительные отклонения, напр., в кратковременных конфликтах. Однако исследования социально-перцептивных процессов показывают, что И. в. к. способны достигать значительных масштабов. И. в. к. состоит в следующем. 1. Искажается конфликтная ситуация в целом: она упрощается, происходит ее схематизация, уменьшается перспектива восприятия, усиливается полярность и категоричность оценок, фильтрация информации. 2. Искажаются мотивы поведения сторон в конфликте: себе приписываются социально одобряемые мотивы, а мотивы оппонента оцениваются как низменные. 3. Искажается восприятие действий, высказываний и поступков: фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность, а позиция оппонента рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. 4. Искажается восприятие личностных качеств: в себе выделяются положительные и привлекательные черты, а у противника усиливается поиск всего негативного и непривлекательного.

ИСКУССТВО – 1. Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В истории эстетики сущность И. истолковывалась как подражание (мимесис), чувственное выражение сверхчувственного, художественно-образное освоение мира и т. п. Одной из центральных тем И. являются человеческие конфликты. 2. В узком смысле – изобразительное И. 3. Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

ИСЛАМ (от араб. букв. – покорность) – монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи – мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель – Мухаммед. И. складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы И. изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому всемогущему богу – Аллаху и почитание Мухаммеда (пророка, посланника Аллаха). Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны И.), предписанных его приверженцам: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамазан (саум); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное Предание – сунна. Основные направления – суннизм и шиизм. В Х в. создана система теоретического богословия – калам; правовая система И. разработана в шариате. Число последователей И. оценивается почти в миллиард человек. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением И. является государственной религией. Подобно христианству, отношение И. к конфликтам и насилию противоречиво. Суть исламской концепции мирового устройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха. В священной книге мусульман предписывается не выбирать верующим в Аллаха друзей из иудеев и христиан, стараться быть первым в добрых делах. Правоверным необходимо помнить об учении Аллаха как единственной надежной опоре жизни, не допускать принуждения к религии и вести борьбу за расширение геостратегического пространства И. Это связано с тем, что для мусульман «зло» воплощено в иноверии, мир для них делится на «дар альислам» – обитель ислама и «дар альхарб» – обитель войны, мир неверных. Не исключает И. военного насилия и между единоверцами. При этом каждый исповедующий И. д. б. исполнен стремления примирить враждующие стороны. Если же это не удается, то необходимо сражаться на стороне справедливости и быть беспристрастным. На практике это приводит к жестоким столкновениям внутри исламского мира. Они особенно часты между двумя ветвями ислама – суннитами и шиитами. Нынешнее поколение стало очевидцем многолетней войны между Ираном и Ираком, оккупации Ираком Кувейта, столкновений внутри Ливана, гражданских войн в Афганистане и др. странах. Кроме того, на протяжении всей истории существования И. многие лидеры использовали его как идеологическое знамя в конфликтах против «неверных» (т. е. сторонников др. религий). В нынешних условиях идеи радикального И. используется в таких проявлениях человеческой деструктивности, как терроризм и экстремизм. В целом же официальный И. связывает ненасилие с идеалом социальной гармонии и мирной жизни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь конфликтолога"

Книги похожие на "Словарь конфликтолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Анцупов

Анатолий Анцупов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Анцупов - Словарь конфликтолога"

Отзывы читателей о книге "Словарь конфликтолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.