Авторские права

Иосиф Полак - Время и календарь

Здесь можно скачать бесплатно "Иосиф Полак - Время и календарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Гостехиздат, год 1947. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иосиф Полак - Время и календарь
Рейтинг:
Название:
Время и календарь
Автор:
Издательство:
Гостехиздат
Год:
1947
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Время и календарь"

Описание и краткое содержание "Время и календарь" читать бесплатно онлайн.



…Люди научились точно учитывать время, когда развилась астрономия — наука о небесных светилах. Только благодаря астрономии мы умеем точно ответить на вопросы: «который час?», «какое сегодня число?», так как эта наука дала правила выверки часов и правила счета дней и годов, то есть то, что называется календарем. Объяснению этих правил и посвящена предлагаемая брошюра.






Примером лунно-солнечного календаря является календарь еврейский; теперь он употребляется только для расчёта еврейских праздников. Календарь этот очень сложен: в нём бывают годы в 12 лунных месяцев и годы, в которых для согласования с Солнцем вставлен добавочный 13-й месяц. Первое число каждого месяца по этому календарю приходится около новолуния, а новый год наступает всегда осенью, в сентябре или в октябре по нашему календарю.

12. ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ, ИЛИ СТАРЫЙ СТИЛЬ

Наш современный календарь ведёт своё начало от древних римлян. Этот могущественный и просвещённый народ долгое время жил по очень неудобному лунному календарю; год у них содержал 355 дней, на целых десять дней меньше астрономического года. Поэтому уже через 2–3 года начало времён года переходило на другие месяцы; когда это случалось, то для возвращения к прежнему порядку какой-нибудь год удлиняли, считали в нём лишний 13-й месяц. Распоряжались календарём жрецы; нередко случалось, что они этой властью злоупотребляли, удлиняли или укорачивали год по своему произволу. Это привело к тому, что «праздник жатвы» стал праздноваться не летом, а зимой и потребность в реформе календаря сделалась неотложной.

Реформу эту произвёл римский государственный деятель Юлий Цезарь, достигший в 46 году до нашей эры верховной власти. Сначала он, повидимому, просто хотел ввести в Риме египетский солнечный календарь, т. е. считать в году всегда 365 дней (а не 355, как считали римляне). Но консультант Цезаря, египетский астроном Созиген, предложил египетский календарь уточнить — именно к каждому четвёртому году прибавлять один лишний день (в феврале, который тогда считался последним месяцем года). Вставка этого дня почти уничтожает разницу, которая накопилась за 4 года. Как мы видели раньше, за 4 года накопляется ошибка почти в целые сутки; весеннее равноденствие переходит на один день дальше, на более позднее число: если оно было, например, 21 марта, то на 22. Если же мы в феврале этого года будем считать 29 дней вместо 28, то день, который в прошлом году назывался бы 1 марта, теперь будет 29 февраля, 2 марта будет называться 1 марта, 22 марта — 21 марта, и равноденствие придётся опять в то же число, что и 4 года тому назад.

Новый календарь по имени Юлия Цезаря и был назван юлианским. Это тот самый календарь, который теперь называется старым стилем.

Юлианский календарь очень удобен по своей простоте, особенно в тех случаях, когда надо (как это бывает в астрономии) точно сосчитать, сколько дней прошло между двумя какими-нибудь отдалёнными друг от друга событиями. Лишний день в феврале теперь прибавляется к годам, число которых делится на четыре, например 1940, 1944, 1948. Эти годы называются високосными годами.

13. ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ СЛОВО «ВЫСОКОСНЫЙ»?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассказать сначала о римском счете дней.

Римляне считали числа месяца от конца примерно так, как школьники считают дни, остающиеся до каникул. В каждом месяце было три дня, имевшие особые названия: 1-е число называлось календы (отсюда слово «календарь»), 5-е (а в некоторых месяцах 7-е) — ноны, 13-е (или 15-е) — иды. Все остальные дни определялись числом дней, которые остаются до ближайших календ, нон или ид. Например, вместо того чтобы сказать 28 февраля, говорили: «второй день перед мартовскими календами» (не первый, как считали бы мы), вместо 27 февраля — третий день перед мартовскими календами и т. д. Когда пришлось в феврале вставлять лишний день, то его почему-то поместили не в конце месяца, а между 23 и 24 февраля. 23 февраля у римлян называлось седьмым днём до мартовских календ, а 24 февраля — шестым. Так считали февральские числа в обыкновенном году (седьмое до мартовских календ, шестое до мартовских календ и т. д.), а в високосном году после седьмого дня до мартовских календ считалось два дня подряд одно и то же число — «шестое до мартовских календ» и «ещё раз шестое», или «шестое-бис». По-латыни шестое число называлось «секстус», а «ещё раз шестое» — «биссекстус»; поэтому год, содержавший такое особенное число месяца, был назван «биссекстилис». Русские это название услышали от греков, которые выговаривают б как в, оттого у нас это слово превратилось в «високос».

Вот почему неправильно писать «высокосный», как иногда случается видеть. Слово это не русское и к слову «высокий» никакого отношения не имеет.

14. КАК ПРОИЗОШЛИ НАЗВАНИЯ МЕСЯЦЕВ?

Из Рима ведут своё начало также названия месяцев. В глубокой древности римляне новый год начинали весной и месяцы просто нумеровали; первым месяцем был тот, который теперь называется март. Но в конце концов числовые названия остались только у четырёх месяцев — с седьмого по десятый включительно; октябрь, например, на латинском (то-есть римском) языке значит «восьмой месяц». Остальные месяцы были переименованы; четыре названы именами божеств — Януса, Марса, Майи и Юноны — и два — именами Юлия Цезаря и его преемника Августа. Насчёт происхождения названий февраль и апрель историки к соглашению не пришли.

Число дней в месяцах вначале было не совсем такое, как теперь: в шестом месяце было 30 дней, а февраль (последний месяц) имел в простом году 29 дней, а в високосном 30. Когда же решено было переименовать шестой месяц в «август», то к нему прибавили один день (чтобы он сравнялся с месяцем Юлия Цезаря). Этот день взяли опять-таки у февраля; с тех пор февраль содержит то 28, то 29 дней.

15. КАК НАЧАЛСЯ НАШ СЧЁТ ГОДОВ?

Нередко спрашивают: «С какого года начался наш счёт годов? Неужели с первого года?» Далеко не с первого, как сейчас увидим.

В древнем Риме счёт годов вёлся разными способами; например, считали годы от «основания Рима» (хотя никто точно не знал, когда Рим был основан). Римский счёт продолжался в Западной Европе и после разрушения Римской империи. Только когда пошёл 1284 год «от основания Рима», учёный монах Дионисий предложил считать годы от «рождества Христова».

Без всяких доказательств он объявил, что Христос родился 532 года назад, и поэтому следующий год надо нумеровать как 533 год от рождества Христова. Только с этого года и начался наш счёт годов.

Откуда же Дионисий взял число 532? Дело в том, что это число есть произведение следующих чисел:

28 X 19 = 532.

Число 28 обладает тем интересным свойством, что через 28 лет числа месяцев приходятся опять на те же дни недели; например в 1945 году все числа месяцев приходились на те же дни недели, что и в 1917 году. Это правило названо кругом Солнца.

Число 19 связано с другим любопытным правилом, которое называется кругом Луны: через 19 лет те же фазы Луны (новолуние, полнолуние) приходятся на те же числа месяцев. Например, в 1947 году фазы Луны будут приходиться в те же числа месяцев, что в 1928 году. Поэтому праздник Пасхи, который должен праздноваться в первое воскресенье после весеннего полнолуния, через 532 года опять приходится на то же число по юлианскому календарю. Удобно это число и для других церковно-календарных расчётов. Вот почему Дионисий его и выбрал, а о самом Христе он знал так же мало достоверного, как и все остальные люди.

Таким образом, наш счёт годов, или, как говорят, «наша эра» — такая же условная, как например, еврейская религиозная эра «от сотворения мира». По еврейскому счёту наш 1947 год оказывается 5708 годом, так что «сотворение мира» приходится всего лишь на 3761 год до нашей эры.

Заметим кстати, что, по данным науки, жизнь на земле существует уже около миллиарда лет, если не дольше, а планета Земля образовалась из раскалённой туманности не менее 3 миллиардов лет назад.

16. НЕТОЧНОСТЬ ЮЛИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ

Читатель, вероятно, уже заметил, что юлианский календарь не очень точен. Действительно, астрономический год на 11 минут 14 секунд короче юлианского года. Разница эта сама по себе невелика, но она тоже в состоянии передвинуть наши времена года на другие числа, как это случилось, например, в древнем Египте, только переход здесь происходит гораздо медленнее и в другую сторону. У египтян год был слишком короток (всегда 365 дней), поэтому у них с каждым годом начало весны (и других времён года) переходило на всё более поздние числа, каждые четыре года на один день. В юлианском же календаре год длиннее истинного, и поэтому день начала весны переходит на более ранние числа.

Через сколько лет может накопиться разница в одни сутки? Очевидно, через столько лет, сколько раз в 24 часах содержится 11 минут 14 секунд, то-есть почти точно в 128 лет. Ошибка в 3 дня составится в 384 года, или почти в 400 лет.

В 325 году нашей эры, когда на Никейском церковном соборе в первый раз составлялся уже не «языческий», а христианский календарь, весеннее равноденствие наступало 21 марта. Но с течением столетий стали замечать, что действительное начало весны (равенство дня с ночью) не сходится с календарным. Ко второй половине XVI века расхождение составило 10 дней; истинное равноденствие наступало уже 11 марта, и к календарному равноденствию, к 21 марта, день успевал удлиниться настолько, что разница бросалась в глаза.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Время и календарь"

Книги похожие на "Время и календарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иосиф Полак

Иосиф Полак - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иосиф Полак - Время и календарь"

Отзывы читателей о книге "Время и календарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.