» » » » Илья Дубинский-Мухадзе - Нариманов


Авторские права

Илья Дубинский-Мухадзе - Нариманов

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Дубинский-Мухадзе - Нариманов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Дубинский-Мухадзе - Нариманов
Рейтинг:
Название:
Нариманов
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нариманов"

Описание и краткое содержание "Нариманов" читать бесплатно онлайн.



Книга писателя И. М. Дубинского-Мухадзе — рассказ о жизни и деятельности Наримана Нариманова, азербайджанского просветителя, писателя, государственного деятеля, первого председателя Совнаркома Азербайджана, председателя ЦИК СССР.






Своей, порою довольно извилистой тропой к «Гуммет», к большевикам пришел Нариман Нариманов. Лишь после возвращения из Одессы он решительно отдает ей свои способности. Впоследствии укажет точно в анкете для делегатов XII съезда[29] РКП (большевиков):

«14. Когда вступил в РКП? В 1905 г. (Организация «Гуммет»).

9

Прелесть и легкую грусть прозрачного ноябрьского утра вмиг разрушают отчаянные вопли мальчишек-продавцов газет: «Вай! Покупай хоро-о-ш новость!..))

Новость и в самом деле стоящая. Во всяком случае, достаточно забавная. Едва щегольской пароконный экипаж на дутых шинах, с особой генерал-губернатора выехал на Куба-мейдани, тут же налетели здоровенные, пестро одетые мужчины. Выпрягли лошадей… Дальнейшего развития генерал-губернатор дожидаться не стал. С резвостью, удивительной для его высокого чина и солидного веса, выскочил из экипажа, побежал. По всей вероятности, дополнительную прыть придало воспоминание о судьбе его предшественника князя Накашидзе, вероломного организатора армяно-мусульманской резни. Проклятого людьми Накашидзе застрелили средь бела дня, на глазах у телохранителей.

Упаси аллах, на сей раз ничего похожего никто в мыслях не держал. Наоборот, задумано было продемонстрировать величайшую преданность. Головорезы-кочи, из наемного воинства нефтепромышленников и домовладельцев Сафаралиева и Гаджиева, изображают случайных прохожих-мусульман. Завидя генерал-губернатора они будто не в силах совладать с собой. Бросаются, окружают экипаж. Горят желанием впрячься вместо лошадей. Преисполненные восторга, на себе помчат благодетеля навстречу «патриотическому» шествию убийц и насильников, по петербургскому образцу сколоченных в общество «Якорь».

Представление сулило много приятностей. Прежде всего посрамление армянских дельцов, постоянно претендующих на особую благосклонность властей, и шумные, хотя не слишком искренние, похвалы соперников-единоверцев. Вполне можно было надеяться, что сам шейх-уль-ислам выкажет не меньшее уважение, чем худородному выскочке Гаджи Ашурову, судовладельцу. Арсыз[30] придумал, снял со своего главного парохода «Нина» трехцветный флаг с вензелем, преподнес обществу «Якорь».

Нариманов с Азизбековым, со своей стороны, постараются, чтобы у генерал-губернатора, у наместника в Тифлисе, не оставалось малейших сомнений в самых добрых намерениях мусульман, в их решимости. В ближайшее воскресенье, 27 ноября. По печальному бакинскому счету — в третьи в этом году армяно-мусульманские столкновения.

Свидетельство почти официальное лица, пользующегося несомненным доверием губернского жандармского управления. В силу деликатных, особенностей промысла провокатору угодно видеть свою фамилию исключительно в расходных книгах управления, в тайных ведомостях на выплату сребреников Иуды. Во всех остальных случая охотно довольствуется кличкой «Южный». В обширное обзоре «Революционное движение в Баку со времени об явления высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. Южный доносит:

«Сила и мощность местного с.д. движения обнаружились во время мирного шествия по татарским кварталам. Многотысячная толпа с белыми флагами, во главе с большим знаменем с надписью: «Социал-демократы призывают к миру» шла, останавливаясь и слушая ораторов социал-демократов…

Мусульмане говорили речи на тему, что единственный класс-освободитель, могущий предотвратить армяно-татарские столкновения, — это пролетариат под руководством социал-демократов. Речи были на татарском языке, многотысячная масса мусульман слушала и с энтузиазмом кричала: «Да здравствует социал-демократия!»

Грандиозный митинг, устроенный потом на Стародумской площади, имел огромное значение и решающее влияние на мусульманские массы. Вообще можно сказать, что день 27 ноября имел колоссальное значение для революционного воспитания мусульман.

Похороны убитых социал-демократов Али Ягуба и Петра Монтина[31] также обнаружили влияние социал-демократов… Похороны Али Ягуба прошли с большой торжественностью и произвели сенсацию среди мусульман. Еще более это обнаружилось на похоронах Петра Монтина, похоронах, подобных, которым, по словам всех, Баку еще не видел никогда. Достаточно упомянуть, что на гроб Монтина было возложено 78 венков. Мусульмане были в массовом количестве на похоронах.

…Рабочее движение в узком значении слова тесно соприкасалось с общереволюционным… Мы видим, что на всех митингах и сходках собираются большие деньги на листах, с надписями: «На вооруженное восстание».

Мне остается сказать последнее слово о том, каково положение дел теперь в вышепоименованных организациях и союзах:

Татарская социал-демократическая организация «Гуммет». Находится под контролем Бакинского комитета… Масса татарская, персидская и лезгинская прислушивается к голосу организации… Организация часто издает листки. Она, несомненно, имеет будущность. Во главе находятся очень энергичные люди… обладающие большим революционным темпераментом.

…Я старался изложить объективно, имея в виду передавать факты и настроения, даже некоторую оценку.

«Южный»

Баку, 20 января 1906 г.»

«Организация часто издает листки…» Без малого сто сорок прокламаций, четверть миллиона экземпляров, за восемь месяцев на русском, азербайджанском, армянском языках напечатано сообща, силами Бакинского комитета. Сверх того стараниями «Гуммет» выпущена переведенная Наримановым на азербайджанский «Программа Российской социал-демократической рабочей партии», брошюры: «Для чего нужна народу конституция», «Какая свобода нужна рабочему классу?», «Что нужно рабочему?», «Сословие — класс — партия». Совместно с армянскими большевиками издается легальная газета «Девет-Коч» — «Призыв». Две страницы на армянском языке, две — на азербайджанском.

Держится газета сравнительно долго — почти три месяца. Приказ о закрытии приходит из Тифлиса после выпуска девятнадцатого номера. За слишком убедительное описание прочно налаженного сотрудничества «отцов нации» — азербайджанской, армянской и общества «Якорь», любимого детища властей.

Отдавая много сил «Гуммет», Нариман Нариманов не упускает случая выступить и в респектабельных, мусульманских газетах, чьи владельцы и редакторы правовернее самих петербургских правителей. «Исключительная темнота и отсталость мусульманских масс ставят передо мной задачу — своей литературной и общественной работой пробуждать и подготовлять их к революции». Надо использовать дополнительную возможность обращаться к относительно большому кругу людей. Баку все еще живет по своеобразному политическому календарю, здесь еще отдается некоторая дань демократическим идеям. Возможность без особых помех честно, доходчиво сказать о нераздельности судеб России и Кавказа; о подлинных интересах нации и притворных ее радетелях; разоблачить медоречивых проповедников ниспосланной от щедрот самодержавия «свободы»; сказать, что счастье человека не предопределено его расой, религией, сословием — только исходом непреклонной борьбы порабощенных с поработителями.

Под всем, что публикуется, пренебрегая последствиями, Нариманов ставит полную подпись. Для читателей так достовернее, намного убедительнее: «Ну, раз исходит от Наримана-муэллима!..» Для редакторов подходящий случай изобразить объективность: «Как же, как же! Печатаем! Работы Нариман-бека — наше национальное достояние!»

Итак, каждый седьмой день «Еженедельные отклики» — «Хафта фаряды» Нариманова появляются в газете «Хаят» — «Жизнь». В других номерах его статьи, фельетоны, «открытые письма». За несколько месяцев пятьдесят шесть.

Самая газета «Хаят» значится в конторе миллионера Тагиева в реестре «имущество недвижимое». Редакция располагается в лучшем квартале фешенебельной Николаевской улицы. Без лишней скромности своевременно обнародовано: «Конституционный порядок для нас, мусульман, менее выгоден, чем нынешний самодержавный строй… Для будущего блага мусульманского народа мы не должны бороться против нынешнего режима…»

Тем понятнее, почему свое участие в «Хаят» Нариманов начинает с довольно своеобразного обращения к сотрудникам редакции. На страницах газеты во всеуслышание он зовет:

«…Несчастные журналисты! Уподобляя себя своим хозяевам, вы стараетесь беспомощным пером указывать путь народу. Сбросьте свои маски, а то придет время, когда жизнь, не спросись, сорвет их с вашего лица и разобьет вдребезги!»

Нариманов будет выступать и дальше — в дополнение, развитие высказанного, но еще прямее, резче.

Девятого мая девятьсот шестого года:

«Довольно заполнять тюрьмы истинными доброжелателями родины, искренними борцами за свободу! Довольно быть мухами и служить кормом для пауков! Довольно! Хватит!»

Шестнадцатого мая:

«Парламент происходит от слова «parler», означающего говорить, высказываться. А слово «дума» означает мысль, то есть разрешается только думать, но не высказываться. Если выскажете то, что думаете, то из вас набьют чучело».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нариманов"

Книги похожие на "Нариманов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Дубинский-Мухадзе

Илья Дубинский-Мухадзе - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Дубинский-Мухадзе - Нариманов"

Отзывы читателей о книге "Нариманов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.