» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






большей степени подвергаются насильственным захватам со

стороны отдельных наиболее могущественных и сильных представителей нарождающейся землевладельческой аристократии, причем в большинстве случаев эти последние ие ограничиваются захватом земельных участков, принадлежащих крестья-

нам-общинникам, но стремятся сверх того к экономическому

закабалению и закрепощению и самой личности земледельца.

Наиболее обычным и распространенным средством к приобретению земельного надела и земельной собственности и к

закабалению и самой личности земледельца являлась ссуда, причем неисправный должник в случае несостоятельности (а

это, конечно, при бедности массы крестьянства было обычным

явлением) обращался в рабство, земельный же участок, если у

214 Царств 10, 1 и след.; ср. Фентон. Древнейшая жизнь евреев.

С-22 и след.

21 Ср. Буль. С. 44 и след.

39

него имелся таковой, точно так же в уплату за долги поступал

в собственность заимодавца. Ссужались при этом в большинстве случаев не столько денежные средства, сколько земля, годная к обработке, мертвый и живой инвентарь, зерно для посева

и пр.23 В результате в короткое время почти вся масса неимущего и малоимущего земледельческого населения оказалась в

полной и безусловной экономической зависимости от сильного

землевладельческого класса. Последний сделался, таким образом, всецело господствующим как в области общественно-политических, так и экономических отношений.

Именно этот процесс, процесс роста крупного землевладения за счет мелкого и одновременного закабаления и закрепощения массы земледельческого населения, и имеют прежде всего в виду пророки этого времени в своих писаниях, и связывать столь часто встречающиеся у них жалобы и сетования по

поводу задолженности бедного люда и растущего зависимого

положения его с развитием торговли и с обусловливаемым будто

бы ею ростом денежного богатства в стране, во всяком случае, было бы крайним преувеличением. Мы слышим от пророков

не о насилиях со стороны денежных капиталистов или собственно ростовщиков (ни о тех, ни о других мы вообще почти

не встречаем упоминаний в это время), но о насильственных

поступках и притеснениях прежде всего со стороны представителей знати и сильных мира сего и о несправедливых действиях и приговорах судей, в большинстве случаев по своему социальному положению принадлежащих к составу тех же аристократических кругов24. Не столько па денежные взыскания и

на взимание высоких ростовщических процентов с одолженных денежных капиталов жалуются защитники притесняемых

бедняков, сколько прежде всего и главным образом на земельные захваты со стороны сильных людей и на обмеривание и

обвешивание ими бедняков при продаже или, что по-видимому

должно было чаще случаться, при имущественной недостаточности покупателей, ссуде им в долг хлеба. И нам кажется, что

именно в этом смысле, а ие в смысле какого-либо особенно

широкого развития торговли, следует понимать относительно

23 См. ниже.

24 Амос 2, 8; 3, 9; 4, 11; 5, 10; 6, 1; 8, 4; Осия 7, 5; Михей 3, 1-3; 9-11; 7, 3; Исаия 1, 23; 3, 1, 2-15; 5, 22; 10, 1-2; 22, 15 и след.; 30, 2 и след.

Иеремия 34, 10-11; Варух 2, 1; Софония 3, 3; ср. книгу Притчей Соломоновых 19, 6; 22, 22; Киигу премудростей Иисуса, сына Сирахова 13, 12 и след.

40

часто встречающиеся в писаниях пророков этого времени указания на неправильность и злоупотребления в применении мер

и весов25, ибо, очевидно, ие за интересы же финикийских торговцев вступаются в данном случае пророки26.

Это прежде всего всесильные представители землевладельческой аристократии, стремясь расширить и увеличить свои

земельные владения, «передвигают межи дальние, установленные отцами»27, «прибавляют дом к дому, поле к полю, так что

другим не остается места, будто они одни поселены на земле»28, «попирают бедного и берут от пего подарки хлебом»29, «едят

лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища»30, «обирают человека и его дом, мужа и наследие его»31, намеренно

удерживают у себя хлеб, выжидая удобного момента, чтобы

открыть житницы тогда, когда можно будет, уменьшив меру, поднять цену на хлеб и продавать его, обманывая притом бедняков неверными весами, чтобы таким образом «покупать неимущих за сребро и бедных за пару обуви, а высевки от хлеба продавать», очевидно, прежде всего тем же неимущим беднякам, ибо люди состоятельные не стали бы, конечно, покупать высевков32.

Не денежные капиталисты, а именно князья и аристократы

закабаляли за долги и обращали в рабство своих соотечественников33. Что в сообщениях о насилиях над неимущими должниками имеются прежде всего в виду не люди, обладающие

крупными денежными средствами, по именно наиболее сильные и могущественные представители землевладельческого

класса, можно заключать не только из отдельных косвенных

намеков и указаний, встречающихся у пророков, но и непосредственно на основании типичной картины закрепощения неимущих бедняков-земледельцев путем сдачи им земельных

25 Амос 8, 5; Михей 6, 11; Иезекииль 45, 10-12; ср. Книгу Притчей

Соломоновых 11, 1; 16, 11; 20, 10.

26Такой именно смысл, впрочем, определенно выступает и из самого текста пророческих обличений.

27 Книга Притчей Соломоновых 22, 28; 23,10; ср. Второзаконие 19,14.

2Я Исаия 5, 8; ср. Михей 2, 2.

29Амос 5, И.

30 Амос 6, 4.

м Михей 2,2.

32 Амос 8, 5-6; ср. Книгу Притчей Соломоновых 11, 26.

33 Иеремия 34, 8-11. Ср. Фентон. Древнейшая жизнь евреев.

С. 56 и след.

41

участков и ссуды на хозяйственное обзаведение и последующего обращения их затем в рабство в качестве неисправных

должников, картины, какую находим мы во Второзаконии: «Если

будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из

жилищ твоих, на земле твоей, которую господь бог твой дает

тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред

нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается»34. Далее идет

речь о продаже и об обращении в рабство неисправного должника с тщетным, увы, пожеланием более мягкого обращения с

таким задолжавшим «братом» и об освобождении неимущих

должников каждый седьмой год35.

Что в данном случае мы имеем дело не с засилием со стороны денежной аристократии, свидетельствует факт относительно незначительного влияния и значения, какое имело в описываемую эпоху денежное хозяйство в жизни страны. Выше при—

водилась уже почерпнутая нами из одного позднейшего литературного памятника картина домашнего хозяйства, руководимого добродетельной женой и идеальной хозяйкой, картина, являющаяся в сущности изображением типичного натурально-хозяйственного строя36. Богатство, как свидетельствует другое аналогичное современное произведение, приобретается не

путем быстрой и легкой наживы, как несомненно было бы при

господстве денежно-хозяйственных отношений, но «осмотрительностью и бережливостью»37.

Чрезвычайно показательным в этом отношении является и

то обстоятельство, что в относящихся к этому времени книгах

Ветхого Завета мы не находим никаких свидетельств не только о производстве денежных и торговых операций в сколько-

нибудь значительных и широких размерах (что засвидетельствовано, например, относительно соседнего вавилонского царства), но и вообще о типичной для этих последних страсти к

наживе самой по себе, равно как и к безграничному накоплению капиталов, как непосредственной цели жизни. И представления о богатстве отличаются в это время прежде всего

34 Второзаконие 15, 7-8.

35Там же, стих 12; ср. Иеремия 34, 8-11. Позднее в послепленную

эпоху такое освобождение было сделано, как известно, обязательным, и тем ие менее оно и после того все же оставалось лишь простым

пожеланием и почти совершенно не применялось на практике.

36 Книга Притчей Соломоновых 31, 10 и след.

37 Книга премудростей Иисуса, сына Сирахова 11, 16.

42

еще чертами, характерными скорее для эпохи господства натурально-хозяйственных, чем денежных отношений. Богатство, в

том числе и денежное богатство, поскольку об этом последнем

может вообще идти речь, не является, судя как по общему впечатлению, оставляемому писаииями пророков, так и согласно

множеству отдельных рассеянных в них непосредственных указаний, целью само по себе, но ценится преимущественно и прежде

всего с точки зрения доставляемых им материальных благ, как

средство удовлетворения страсти и стремления к роскошной и

широкой жизни или даже просто к жизни, свободной от каких-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.