» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






вместе в этим все более превращаются в объект эксплуатации

сверху. В то же время, как уже сказано, растет и враждебное

отношение к евреям со стороны народной массы. Не встречая, как ранее, поддержки со стороны городских верхов, не заинтересованных уже более в их существовании, евреи в то же время все чаще начинают страдать от нападений со стороны низов

городского населения. Свидетельством изменившегося отношения к евреям являются и все учащающиеся к концу пятнадцатого столетия выпады и нападки на них в немецкой литературе, имеющие в виду прежде всего их занятие ссудными операциями и ростовщичеством68.

Экономическая роль евреев в жизни средневековой Германии, как ранее в жизни Франции и Англии, таким образом, была окончена.

Со времени всеобщего гонения на евреев в годы черной смерти в течение всей второй половины четырнадцатого и пятнадцатого столетия преследования против евреев вспыхивали то в

том, то в другом городе почти ежегодно69. Уже с двадцатых

годов пятнадцатого столетия начинается систематическое изгнание евреев из различных отдельных городов и местностей

Германии. В 1420 году евреи изгнаны были за ростовщичество

из Вены и вообще из Австрии, в 1424 году - из Фрейбурга и

Цюриха, в 1426 году из Кельна, в 1432 году из Саксонии, в 1435

году из Шпейера и вторично из Цюриха, в 1438 году из Майнца, в 1439 году из Аугсбурга, в 1446 году арестованы в Констанце и соседних городах, в 1450 году изгнаны из Баварии, в 1453

году из Вюрцбурга, в 1454 году из Брюнна и Ольмюца, в 1457

году из Швейдлица, в 1458 году из Эрфурта, в 1467 году из

Нейсса, в 1470 году из Майнцского архиепископства, в 1476

68 См. Янсен. С. 119-122.

69 См. Stobbe. S. 287-290, Anm. 187; S. 291-293, Anm. 189.

381

году из Гейльбронна, в 1488 году из Вюрцбурга вторично, в

1490 году из Женевы, в 1491 году из Тургау и Глатца, в 1492

году из Мекленбурга и Померании, в 1493 году из Магдебурга, в том же 1483 году из Штирии, Каринтии, Крайны, в 1498 году

из Зальцбурга, Вюртемберга и Нюрнберга, в 1499 году из Ульма и, наконец, 1519 году из Регенсбурга, где положение евреев

долее всего оставалось благоприятным70. Очень показательным для изменившегося отношения к евреям представляется

то обстоятельство, что изгнание евреев в большинстве случаев

происходило не только не против воли городских советов, но

по их инициативе и по их настоянию.

Из всего изложенного легко можно видеть, насколько тесной и непосредственной представлялась связь между отношением к евреям со стороны окружающего населения и их общественным положением, с одной стороны, и между тем значением, какое имели они в общей экономической жизни - с другой.

Чем более евреи утрачивали всякое значение не только в области товарной, но и в области денежной торговли, тем более из

людей, выполнявших полезные экономические функции, превращались они в нежелательных конкурентов для местных

национальных торговых и капиталистических кругов, тем более излишними и чуждыми становились они и вообще для всего окружавшего их христианского общества, тем все более

широкие круги и классы населения порывали с ними и отвертывались от них. Но чем отчужденнее, с другой стороны, чувствовали себя евреи, чем более враждебное отношение встречали они по отношению к себе, тем все более и более замыкались

они в собственной среде; живое общение с окружающим миром и интерес к этому последнему, какой мы видели в среде, например, французских евреев еще в одиннадцатом столетии, сменился узкой замкнутостью и исключительностью. Изучение Торы и Талмуда заняло первое место в их духовной жизни, совершенно заглушив начинавший было пробуждаться научный интерес, чем и объясняется прежде всего малая интеллигентность и духовная отсталость французских и немецких евреев по сравнению с их итальянскими и испанскими соплеменниками. Положение, таким образом, приблизилось к тому положению, какое занимали евреи посреди населения Римской

империи. Ростовщическая деятельность, относительно малозаметная в жизни римских евреев, во всяком случае, не рас70 Stobbe. S. 192-193; Янсен. С. 122-124.

382

пространявшаяся в римскую эпоху на широкие круги населения и, напротив, составлявшая преимущественную профессию

средневековых евреев, в значительной мере должна была еще

обострять те неприязненные отношения, которые евреи возбуждали к себе в качестве державшегося особняком народа-

чужеземца. Вот почему враждебное отношение к евреям диаспоры в древности никогда не проявлялось с такой силой и так

систематически, как в средневековой Европе.

Итак, повторяем, именно экономические, а не какие-либо

иные причины лежали прежде всего в основе изменившегося

общественного положения евреев, равно как и изменившегося

отношения к ним со стороны окружающего христианского населения. Каро, который, как мы видели, придает не меньшее

значение причинам религиозного характера, именно, влиянию

канонических запрещений так же, как и политическим мотивам, производя ненависть к евреям со стороны городского населения из враждебных отношений между городами и княжеской властью, находившей будто бы в получаемых ею от евреев займах постоянную поддержку и источник средств. Что

касается первого утверждения Каро, то несостоятельность его

очевидна сама собою. Все канонические запрещения и все усилия церкви порвать добрые отношения между христианами и

евреями в течение всей первой половины средневековья оказывались, как мы видели, бессильными; напротив, во вторую половину средних веков, когда церковь, по крайней мере, в лице

своих высших представителей неоднократно пыталась вступаться за евреев и сдерживать возбужденное настроение толпы, ее усилия и в этом теперь уже обратном направлении оказывались одинаково бесплодными. Действие религиозных мотивов даже во время преследований, связанных с крестовыми

походами, представляется точно так же, как мы в свое время

отмечали, сомнительным. Не более действительной оказывается и ссылка на враждебные отношения, существовавшие в четырнадцатом столетии между городами и княжеской властью.

Не говоря уже о том, что самый факт поддержки евреями князей в их борьбе с городами нуждается сам по себе в доказательстве, мы знаем, что города эксплуатировали местных евреев не менее князей и следовательно находили в них не меньшую опору. Нам известны случаи, когда евреи, во всяком случае, оказывались несомненно более полезными для городов, нежели для сельской землевладельческой знати. Так, в 1385

году, когда, как мы знаем, во многих городах еврейские долги и

383

связанные с ними залоги переведены были на имя городских

управлений, в руках последних оказалось немало поместий, принадлежавших сельской знати. Самая политика городов, как и

княжеской власти, в отношении евреев оказывалась более или

менее тождественной, и в течение четырнадцатого столетия городские советы, как и князья, в большинстве случаев старались

поддерживать евреев и защищать их от насилий со стороны

толпы. Напротив, в пятнадцатом столетии, когда во многих городах имело место изгнание евреев по постановлению городских

советов, аналогичные постановления об их изгнании неоднократно проводились и княжеской властью. Таковы, например, факты изгнания евреев из Австрии, Саксонии, Баварии, Мекленбурга и Померании, из Штирии, из Вюртемберга, из архиепископства майнцского, магдебургского. Но не входя даже в

такую детальную критику точки зрения Каро, достаточно указать на то, что она объясняет лишь отношение к евреям со

стороны городского населения Германии в период наибольшего обострения борьбы его с княжеской властью, то есть в четырнадцатом столетии, не решая вопроса о причинах враждебного отношения к евреям в других странах и в самой Германии

в предшествовавшую и последующую эпоху, равно как и среди

остальных классов населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изгнание евреев из Германии, из Италии и Португалии, то

есть из наиболее отсталых стран Западной Европы, совпало с

концом средневековой эпохи, и такое совпадение отнюдь не

является простой случайностью. Евреи в качестве пионеров

на начальных стадиях экономического развития могли играть заметную роль в средневековой Европе. В новое время, с

вступлением западноевропейских народов на путь самостоятельного экономического развития, евреи оказывались излишними, и это обстоятельство в связи с создавшимся по отношению к ним общим враждебным отношением и послужило непосредственной причиной их изгнания. В этом отношении они, как мы видели, разделили судьбу ломбардцев и других иноземных купцов и банкиров, являвшихся повсюду первоначально желанными гостями, но затем, подобно евреям, изгонявшихся и преследовавшихся.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.