Юрий Борисов - Игры в «Русский М&А»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Игры в «Русский М&А»"
Описание и краткое содержание "Игры в «Русский М&А»" читать бесплатно онлайн.
Борисов Ю. Д. Игры в «Русский М&А»: Сборник философских и экономических эссе (художник Н. Павленко; предисловие К. Якимец; биографический очерк К. Гуленков) — М.: СПЕЦ-АДРЕС, 2005. - 560 с.
Сборник философских и экономических эссе известного публициста Юрия Борисова анализирует приватизацию и последующий) за ней передел промышленной собственности в России и 1995–2004 гг. Центральное место — металлургические войны: алюминиевая, медная, стальная. В книге также раскрываются современные проблемы общества, собственности, права, public relations. Для экономистов, философов, политологов, специалистов по связям с общественностью, студентов и широкой публики, интересующейся этими вопросами.
Этот, далеко не полный список применяемых TWG, кроме толлинга, способов закабаления предприятий России и СНГ показывает, что для таких фирм понятия деловой этики и добросовестной конкуренции не существует.
Прав был Карл Маркс, когда утверждал, что «при 100 % прибыли нет такого преступления, которое капитал не совершил бы, даже под страхом смертной казни». Это полностью применимо к TWG, которая, выполняя лишь посреднические функции, абсолютно не участвуя в производстве металлопродукции, с помощью интриг, подкупа, шантажа, а то и криминального давления на директорат и акционеров, выводила предприятия из режима национальной кооперации, чтобы полностью лишить их экономической самостоятельности.
В дальнейшем хищнически эксплуатируемый такими иностранными «партнерами» производственный потенциал русских, украинских, казахских, таджикских заводов использовался как средство давления на других производителей алюминия, самостоятельно осуществляющих операции на рынке.
К середине 1990-х гг. TWG создало угрозу технологического отставания всей металлургической промышленности страны, а, следовательно, экономической и стратегической безопасности России.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АЛЮМИНИЕВАЯ ВОЙНАЕсть старая русская пословица: «Один будешь жрать — подавишься». То же самое произошло и с TWG. В момент празднования TWG торжества своей полной победы над отечественной металлургией произошло два события, которые впоследствии привели деятельность группы в России к полному краху.
Первое событие: бунт против TWG в 1994 г. гендиректора Саянского алюминиевого завода (СаАЗ) Олега Дерипаски.
Второе событие: появление в Красноярске никому не известного нищего учителя физкультуры из города Назарова Анатолия Быкова.
Пока они воюют с TWG порознь, но сама логика их амбиций делает их непримиримыми врагами в будущем.
Хакасский яппи
Олег Дерипаска в начале 1990-х, еще студентом, подрабатывал брокером на Российской товарно-сырьевой бирже. К нему от TWG обратились во время чековой приватизации с просьбой скупить акции СаАЗа. Дерипаска выполнил поручение настолько образцово, что на деньги заказчика и себе «выкроил» приличный пакет акций этого завода. Впечатленные братья Черные поставили его гендиректором СаАЗа. Такова легенда.
Черная кошка пробежала между ним и TWG, когда пришла пора денежной приватизации. TWG не хотела участвовать в конкурсе за государственный пакет акций. Дерипаска презрел запрет и выиграл конкурс.
TWG попыталась сменить строптивого директора, но тот в ответ увеличил в два раза уставной капитал завода, и доля участия TWG в бизнесе из блокирующей стала чисто символической.
Так получилось, что бунт Дерипаски, который в то время активно распространял слухи о том, что он «зять Сосковца», совпал с «нестроением» в семействе Черных. Лев и Михаил поругались и разделили бизнес. Лев остался с Рубенами, которые были готовы ради прибылей сотрудничать с любыми ОПГ, Михаил поставил на чекистов.
Казалось бы: при таком раскладе семейка Черных должна выиграть в любом случае, но выиграли от этого только менеджеры второго уровня, оставшиеся с Михаилом — Олег Дерипаска и Искандар Махмудов. К тому же у Дерипаски появился мощный партнер — новый председатель правления РАО «Единые энергетические системы» Анатолий Чубайс. Этот тандем позволил Дерипаске уже играть самостоятельную роль на алюминиевом рынке.
Реальным держателем акций СаАЗа, принадлежащих Дерипаске и его партнерам, была структура «Алюминпродукт». Но после покупки Самарского металлургического завода Дерипаска создает Объединенную компанию «Сибирский алюминий» (ОКСА), которая стала играть роль управляющей компании. Именно акции ОКСА, а не СаАЗа предлагает Дерипаска Чубайсу при предполагаемом слиянии СаАЗа с Саяно-Шушенской ГЭС в единое энерго-металлургическое объединение (ЭМО) в конце 1990-х гг. Окружение Чубайса, обнаружив, что против реальных акций ГЭС «Сибал» пытается всучить им «фантики» вместо акций реального завода, проект ЭМО провалило.
Создается также ООО «Группа «Сибирский алюминий» (ГСА), поплавок с уставным капиталом в 10 000 рублей, но которое активно пиарится как крупнейший холдинг, владеющий реальной собственностью. В действительности же ГСА выполняет функции управляющей компании всех предприятий, входящих в сферу контроля Дерипаски.
Но это все еще в будущем. Насущной задачей 1995 г. для Дерипаски стала борьба с «вором в законе» Татаренковым, по кличке «Татарин», за контроль над потоками металла с завода. Дерипаска привез с собой из Москвы на завод столько офицеров спецслужб, что по образному выражению саяногорцев «в городе стало светло от звезд».
В те времена не каждому бизнесмену было ясно, с кем нужно «дружить», с бандитами или чекистами. Настолько все было неясно: чья в стране реальная власть? Выбор Дерипаски в пользу «красной крыши» говорит о том, что чутье у него верное. Именно этот выбор, задолго до того, как чекисты оттеснили от власти «реформаторов» из молодого поколения последнего ЦК КПСС, позволил ему, начиная с 1999 г., обрести мощную поддержку Кремля всем своим начинаниям.
Отбившись от «бригады Татарина», которому пришлось эмигрировать в Грецию, Дерипаска, надо отдать ему должное, создал великолепную команду менеджеров, переманив к себе лучших специалистов отрасли.
Во второй половине 1990-х он не только поглощает уже существующие производства («Авиакор», «Самеко» и др.), но и создает новые производства. В Саяногорске им построен новый завод по производству алюминиевой фольги, успешная работа которого вызывает в Европе периодические антидемпинговые расследования с целью спасения производителей ЕС. Под Москвой «Сибалом» освоен выпуск алюминиевой консервной ленты, пивных банок (50 % российского производства) и алюминиевых колпачков, сиречь бутылочных укупорок.
Кстати, TWG, наверное, еще и потому пресекала любые стремления подконтрольного менеджмента к высоким переделам алюминия, что заранее знала — понимания на западных рынках не встретит. Высокие переделы, в отличие от первичного алюминия, не только чистое производство, но и высокая добавленная стоимость, которой западный бизнес не стремится делиться с нашей промышленностью. С приобретением «Авиакора» Дерипаска вошел в кооперацию с украинскими авиастроителями в разработке Ан-70, и не его вина, что данный проект до сих пор не реализован. Авиастроение во всем мире возможно только при государственной поддержке. В любом случае Дерипаска и его менеджмент активно искали всю вторую половину 1990-х гг. применение алюминию на внутреннем рынке.
Справедливости ради стоит заметить: стремление к высоким переделам алюминия постоянно будет отличать Дерипаску от других игроков отечественного алюминиевого рынка, которые все 1990-е годы стремились, в основном, только к наращиванию экспорта металла. Дерипаска же шел в производство консервной ленты, бутылочных укупорок, пивных банок и даже купил авиастроительный завод. Забегая вперед, скажу, что в 2004 г. Дерипаска распродает предельные активы и сосредотачивается именно на первичном алюминии. Даже без TWG в этот рынок его не пропустили. Даже в России.
Дерипаска по стилю своего руководства — яппи. Все пытается делать по-западному. В этом его и сильная, и слабая стороны.
Сильная в том, что он не только может делегировать ответственность подчиненным, но и в том, что он первым понял, какую роль в бизнесе стал играть PR, особенно если такие кампании сопровождают проекты по связям с органами государственной власти или враждебное поглощение. Широко известно его выражение, что успешный бизнес в России на 40 % состоит из PR, на 40 % из GR, и только па 20 % из самого хорошо поставленного бизнеса.
Слабость в том, что в служащих своей корпорации он не видит людей. Считает, что деньги могут все. Люди для него не соратники, а средство достижения цели. Это от него отталкивает многих. И — парадокс — в первую очередь таких же яппи. Разрыв в конце 1999 г. с Чубайсом, в тандеме с которым он мог бы обанкротить всю страну, был, скорее всего, именно на этой почве.
Отстроив Саянскую империю, Дерипаска понял, что без контроля над поставками сырья она все же «колосс на глиняных ногах», потому как TWG контролирует практически все потоки глинозема в стране.
Борьба за сырье с группой Рубенов была неизбежной. Кто контролирует глинозем, тот контролирует и всю алюминиевую промышленность в стране.
Так как внутренним толлингом, за отсутствием контроля над отечественными производителями глинозема, гендиректор СаАЗа не пользовался, то удар решено было нанести именно по нему, по самому выгодному бизнесу TWG.
В 1999 г. в Москве, на правительственных трассах, на рекламных билбордах появились большие плакаты, которые ничего простому обывателю не говорили, но известили собой, что началась вторая алюминиевая война. Не на жизнь, а на смерть. Билборды гласили: «Запретить толлинг. Хватит грабить Россию!».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Игры в «Русский М&А»"
Книги похожие на "Игры в «Русский М&А»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Борисов - Игры в «Русский М&А»"
Отзывы читателей о книге "Игры в «Русский М&А»", комментарии и мнения людей о произведении.