ЕС Индрадьюмна Свами - Дневник странствующего проповедника 1-14
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник странствующего проповедника 1-14"
Описание и краткое содержание "Дневник странствующего проповедника 1-14" читать бесплатно онлайн.
Глава 3.
25 октября - 4 ноября 2001 года Благоприятный месяц Картика, начавшийся 1 ноября, привлек во Вриндаван паломников со всей Индии. К сожалению, среди них очень мало преданных ИСККОН, конечно же, из-за угрозы терроризма. Единственное преимущество, которое можно в этом найти - то, что во Вриндаване сейчас очень тихо, и в такой мирной атмосфере легче сосредоточить ум на слушании и повторении, цели моего приезда. Должен признаться, что мне было нелегко заставить себя увеличить количество кругов и сидеть помногу часов в день за чтением и стихами. Ум очень похож на мышцу: если не использовать его какое-то время, то он начинает атрофироваться и для того, чтобы сесть и подолгу слушать мантру, приходится постепенно возвращать ему силу. Только через много дней практики я снова развил вкус к слушанию Шримад-Бхагаватам и Чайтаньи-Чаритамриты. Теперь каждое утро я встаю, предвкушая погружение в нектар этих прекрасных писаний, и не понимаю, как я мог жить без этого на протяжении прошедшего года. Конечно, ответ мне известен - я был занят множеством других служений. Но я надеюсь (и молюсь) о том, что после отъезда из Вриндавана в середине декабря во время своих беспрестанных путешествий я буду находить один-два часа в день, или по меньшей мере следовать совету Чанакьи Пандита для всех, кто стремится развить духовность: "Пусть не будет ни одного дня, когда ты не выучил бы новый стих, или половину стиха, или четверть, или даже одну букву, а также дня без благотворительности, учебы и другой благочестивой деятельности". [Нити Шастра, Глава 2, Стих 13] После полудня я всегда стараюсь получить еще больше вдохновения, побывав в одной или двух святых тиртхах дхамы. Поэтому теперь мне хорошо известно местонахождение многих святых мест Вриндавана; путешествуя вместе с Дина Бандху Прабху - моим братом в Боге, который многие годы водит преданных в паломничество по Враджу, я постепенно узнаю о лилах, происходивших в дхаме. Мне кажется, что мы, преданные, должны быть хорошо ознакомлены со святыми тиртхами Вриндавана, так как это та самая обитель, в которую мы стремимся попасть после ухода из своей смертной оболочки. Если мы не знаем этих мест, не помним о них постоянно и самое главное, не развиваем привязанность к ним, то откуда же взяться желанию попасть сюда в момент смерти? В Бхагавад-гите Кришна помогает нам, приоткрыв некоторые тайны духовной вселенной: На тад бхасаяте сурьо на сасанко на паваках яд гатва на нивартанте тад дхама парамам мама "Моя высшая обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни огнем, ни другим источником света. Те, кто вознесся в нее, никогда больше не вернутся в материальный мир". Комментарий: "Эти слова должны воодушевить их услышавшего. Ему следует желать перейти в этот вечный мир и спасти себя от искаженного отражения реальности. Тому, кто сильно привязан к материальному миру, оборвать эту привязанность невероятно трудно, но если он обратится к сознанию Кришны, то сможет постепенно развить отречение". [Бхагавад-гита, 15.6] Когда во Вриндаван приехали несколько преданных с польского тура: Вара-наяка, Джаятам, Нандини, Радха Сакхи Вринда и Расамайи, я попросил Дина Бандху сопровождать нас на нескольких парикрамах. Сперва он повел нас в Бадрикашрам, отдаленный уголок Вриндавана на границе с Раджастаном. Конечно, настоящий Бадрикашрам расположен высоко в Гималаях, но Дина Бандху Прабху объяснил, что по милости Кришны все святые места Индии одновременно есть и во Врадже. Один только этот факт объясняет, почему необязательно посещать какую-либо другую тиртху. И все же я очень удивился, когда после долгой трехчасовой поездки в автобусе мы приехали в "Бадрикашрам" и обнаружили, что это и в самом деле холмистая местность, покрытая деревьями, в то время как практически весь Вриндаван стоит на ровной, засушливой равнине. Мы посетили храм на высоком холме, у основания которого располагается небольшая деревня. 45 минут мы поднимались вверх по ступенькам, и когда добрались, обессиленные, до храма, то с радостным удивлением увидели в нем очень старые Божества Радхи и Кришны и служащего им пожилого пуджари. Возле него сидел 10-летний мальчик. На нем была только ткань, обернутая вокруг бедер. Он читал пуджари какое-то писание. Когда мы сели на пол, Дина Бандху прабху спросил у садху, откуда он родом. Этот святой человек ответил: - Не следует спрашивать садху, откуда он - нужно спрашивать, куда он направляется, какой у него конечный пункт. Не имеет значения, где и как мы родились, а вот наша смерть может быть достойной. Поэтому я провожу свои последние дни во Вриндаване. Его слова произвели на меня большое впечатление. Но больше всего меня заинтересовал мальчик рядом с ним. Внизу в деревне я видел других мальчишек, они бегали по улице и без конца шалили. В конце концов они убежали, преследуемые владельцем лавки. В противоположность им, этот мальчик казался хорошо воспитанным, чистым и, что особенно бросалось в глаза, очень почтительно относился к старому пуджари. Когда садху просил его сделать что-нибудь, мальчик послушно и охотно исполнял его просьбу, а затем возвращался на свое место. Я вспомнил старые времена, когда мальчики жили в ашрамах своих духовных учителей, изучали шастры и смиренно служили своему гуру. Сейчас во Вриндаване такого почти не увидишь - телевизор и игра в крикет становятся главным интересом молодых людей. Я расспросил пуджари о мальчике и с удивлением узнал, что он живет здесь. Я поинтересовался у мальчика, чем он занимается, и он ответил: - Я помогаю бабе (святому человеку) поклоняться Господу. - А как же твои родители? - Спросил я. - Они разрешили тебе жить здесь? В ответ он поднял глаза к небу, показывая этим, что его родители покинули этот мир. - А как же школа? Он удивился: - Ведь я служу бабе и Кришне! - как бы говоря этим: "Разве можно найти лучшее образование?" Я хотел было возразить, что мирское образование может быть очень полезным, если не сказать необходимым для преданного, чтобы жить в этом мире. Но, принимая во внимание жизненную ситуацию мальчика, не говоря уже о его замечательных качествах, я решил промолчать и вместо этого вспомнил стих из Упанишад: Ясья деве пара бхактир ятха деве татха гурау Тасьяите катхита хи архах пракашанте махатманах "Если преданный обладает нерушимой верой во Всевышнего Господу и духовного учителя, ему открывается смысл всех ведических знаний". [Шветашватара Упанишад 6.23] Мы долго, больше часа пели для Божеств. Когда преданные приготовились уходить, я извинился и пошел искать мальчика. Я нашел его в небольшой хижине - он готовил к подношению пищу для Божеств, распевая при этом мелодичным голосом молитвы. Желая выразить свою симпатию, я протянул ему 100 рупий, говоря: "Тебе! Тебе!" Увидев деньги, он слегка улыбнулся и покачал головой, показывая, что они его не интересуют. Я не поверил и продолжал настаивать на том, чтобы он взял лакшми, стоя перед ним в дверях. Но он даже не дрогнул и продолжил свое служение. В конце концов я покорился и вынужден был признать, что недооценил мальчика и он еще более продвинут, чем я думал. Его простая жизнь, вся состоящая из служения садху и Господу, доставляет ему больше удовольствия, чем то, что можно купить на деньги. Во второй раз за мое пребывание во Вриндаване я получил духовный урок от ребенка. Почему бы и нет? Шрила Прабхупада объяснил однажды, что во Вриндаване даже низшие живые существа - не обычные души. Они преданные, совершившие какое-то оскорбление дхамы в предыдущей жизни и родились здесь в последний раз, чтобы освободиться от последствий этого оскорбления и вернуться во Вриндаван, расположенный в духовном мире. Я решил, что теперь буду более осторожным при общении с жителями Вриндавана. У этого мальчика можно многому поучиться: преданности его духовному наставнику, его удовлетворенности простой, отреченной жизнью преданного Господа. "Мы приносим свои почтительные поклоны тем, кто отрекается от своего царства и от красивых женщин, кто считает все материальные услады самыми горькими и отвергает образованность, благородное рождение, богатство, славу, и уезжает во Вриндаван, чтобы никогда больше не покидать его. Мы приносим наши почтительные поклоны этим удачливейшим, благородным и любящим личностям, жителям Вриндавана - месту более блаженному и счастливому, чем обитель Господа Вишну, а также тем, кто поклоняется Радхе и Кришне, принося им молитвы и подарки, и поэтому делает Их своими вечными должниками". [Вриндаван-махимамрита, Сатака 1, Тексты 76-77]
Глава 4
5-24 ноября 2001 года Кришна является центром жизни большинства жителей Вриндавана. Кто бы они ни были - священники, садху, земледельцы, владельцы магазинов, члены городского совета или обыкновенные туристы - в жизни каждого из них хоть как-то проявляет себя Кришна. Однажды утром я совершал Вриндавана-парикраму (двухчасовой обход вокруг всей деревни Вриндаван), и обратил внимание на множество других паломников - представителей различных слоев общества, так же, как и я, почтительно идущих по парикрамной дороге. В основном это были индусы, но там было также много жителей других стран. Все они сосредоточились на одной и той же цели: получить милость Радхи и Кришны. Я подумал о том, насколько легко людям, практикующим сознание Кришны, возвыситься над своими материальными обозначениями и объединиться друг с другом в поисках Бога, на духовной платформе. Вот неплохое решение современных мировых проблем: если мы просто осознаем, что все мы братья и сестры, потому что у нас один отец - Бог - то перестанем смотреть на одних людей как на друзей, а на других - как на врагов. Здесь, во Вриндаване, каждое живое существо пользуется уважением, независимо от того, насколько удачное тело оно получило при рождении. Кришна ясно показал мне это, когда после парикрамы я возвращался в свою комнату. Я проходил рядом с телефонным столбом. Вдруг передо мной с криком упала ворона - она опустилась прямо на оголенный провод и ее ударило током. Птица хлопала крыльями и кружилась по земле. Через несколько секунд к ней подбежали несколько местных жителей. К моему удивлению, один мужчина подобрал птицу и завернул ее в свой чадар, повторяя Харе Кришна. Ее глаза медленно закрылись и я понял, что она умерла. Но мужчина приказал своему сыну, чтобы тот побежал и нашел немного молока и чапати, а потом он и небольшая группа бриджабаси очень долго осторожно возвращали ворону к жизни. Наконец она открыла глаза, каркнула и взлетела. Ее спасители радостно вскричали: "Джай Радхе! Джай Радхе!", и продолжили свой путь. Их сострадание даже к столь низкорожденному существу потрясло меня, подтвердив мои мысли, появившиеся еще утром на парикраме: здесь во Вриндаване всех созданий считают вечными слугами Господа. Продолжая свой путь, я вспомнил известный текст из Бхагавад-гиты: Видья-виная-сампанне Брахмане гави хастини Суни чайва сва-паке Ча пандитах сама-даршинах "В глазах смиренных мудрецов, владеющих истинным знанием, все равны: и образованный, смиренный брахман, и корова, и слон, и собака, и собакоед (низкорожденный)". [Бхагавад-гита 5.18] Усевшись в своей комнате, чтобы приступить к своим ежедневным утренним практикам, слушанию и повторению, я подумал о том, насколько все же Вриндаван совершенное место для практики сознания Кришны. Хотя бы потому, что здесь столько причин помнить о Господе. Даже обыкновенная утренняя прогулка может открыть множество духовных истин. Я подумал о том, какой милостью является мое пребывание здесь, и решил, что осуществлю свой план провести в этой трансцендентной обители еще два месяца. Но вскоре мне пришлось осознать слова Шрила Прабхупады: "У меня есть план, у тебя есть план - но планы на нас есть и у Кришны". Вдохновленный парикрамой, совершенной предыдущим утром, на следующий день я пригласил присоединиться ко мне несколько учеников. Когда мы подходили к одному из самых моих любимых мест во Вриндаване, самадхи-мандиру Шрилы Прабодхананды Сарасвати, возле Калия-гхата, зазвонил мобильный телефон Нандини даси. Интересно, что во Вриндаване, расположенном между Новым Дели и туристическим центром Агрой, можно пользоваться мобильной связью. Телефон Нандини зазвонил в первый раз за ее пребывание в Индии, и она с большим удивлением достала его из сумки. Это было сообщение ее автоответчика. Слушая его, она побледнела. Но ничего никому не сказала, не желая нарушать спокойствие и безмятежность момента. В течение недели я уделил много внимания тому, чтобы познакомить Нандини и Радха Сакхи Вринду с Вриндаваном. Это их первое, и заслуженное, путешествие в Индию. Обе много трудились, помогая организовывать польский тур, представляя Фестиваль Индии как законную организацию, неоднократно одерживая верх над невероятно сильной оппозицией. Я очень признателен им за решимость проповедовать сознание Кришны и, приглашая их во Вриндаван, хотел ознакомить их с основами нашей духовной традиции и таким образом помочь им обрести еще больше силы и вдохновения вернуться на Запад и проповедовать. Того же хотел Шрила Прабхупада, когда он пригласил нас в Индию в первые дни Движения. Он хотел, чтобы мы обрели уважение к нашему духовному наследию, а потом вернулись, вдохновленные, к своим обязанностям на Западе. Кажется, Нандини и Радха Сакхи Вринда очень понравилось здесь в первую неделю их пребывания в святой дхаме, и они собирались провести здесь еще один месяц, посетив Джаяпур, Пури и Шридхаму Маяпур. Меня встревожила реакция Нандини на тот телефонный звонок. После парикрамы я отвез ее и Радха Сакхи Вринда к их жилью, и спросил: - От кого был звонок? Видно, что вы обеспокоены. Нандини помолчала немного, а потом ответила: - Шрила Гурудева, завтра я и Радха Сакхи Вринда должны быть в Польше. Я ошеломленно воскликнул: - Завтра! Но вы только что приехали! Объясните, почему вам нужно ехать? Она ответила: - Помните школу в Сверзно, которая была нашей базой во время летнего тура? - Да, - я начинал волноваться. - Директор школы, наш старый друг, оставил на моем автоответчике сообщение о том, что местные священники давят на него и хотят, чтобы он сдал им школу на все следующее лето. Они хотят использовать ее в качестве базы отдыха для групп школьников из других частей страны. Но директор сказал, что на самом деле их цель - лишить наш фестиваль летней базы. А вы знаете, что это единственная школа на побережье, которая по-прежнему согласна сотрудничать с нами. Я вспомнил кампанию по запугиванию директоров школ на Балтийском побережье, развернутую в этом году группой почтенных католических священников. Они запрещали директорам отдавать их школы в аренду Фестивалю Индии. Нандини продолжила: - Если мы потеряем эту школу, то вряд ли сможем найти другое место для размещения 200 преданных летом. Это сообщение было оставлено 12 дней назад. Директор сказал, что до завтрашнего дня мы должны подписать контракт, в противном случае ему придется отдать школу Церкви. Без сомнения, они думают, что если они обратятся к директору школы за много месяцев до летних каникул, то им удастся опередить нас. Я спросил: - А что, никто из тех, кто сейчас в Польше, не может подписать контракт? - По закону подписывать контракты можем только я и Радха Сакхи Вринда. - Ответила Нандини. - И кто знает, какие еще трюки могут преподнести священники. Мы должны быть на месте, в Польше. Поскольку сейчас летает не очень много людей, Нандини и Радха Сакхи Вринда сразу же купили билеты и в тот же вечер сели на самолет в Варшаву. Поздним вечером следующего дня они позвонили мне с севера Польши: - Миссия выполнена. - Сказала Нандини. - Мы приехали как раз вовремя для того, чтобы подписать контракт. Летом эта школа будет нашей. Я подумал: - Вот что такое настоящий ученик: это тот, кто ставит интересы своего духовного учителя и Кришны выше собственных. Я был благодарен Нандини и Радха Сакхи Вринде за то, что они без колебаний покинули Индию и вернулись в Польшу, ради того, чтобы следующим летом мы имели возможность проповедовать. В книге "Кришна" описывается, как Сандипани Муни был так же доволен тем, как ему предались два его ученика, Кришна и Судама, показавшие поведение истинного ученика. После того, как они пошли на трудности ради своего учителя, Сандипани Муни сказал им: - Дорогие мальчики, просто замечательно, что вы ради меня вы взяли на себя такие тяготы. Все стараются в первую очередь позаботится о своем теле, но вы такие прекрасные ученики и так верны своему гуру, что ради него пошли на такие трудности и не думали о себе. Еще я рад тому, что такие настоящие ученики, как вы, готовы пойти на любые испытания для того, чтобы угодить духовному учителю. Именно так настоящий ученик сможет отплатить свой долг перед духовным учителем. Обязанность ученика - посвятить свою жизнь служению духовному учителю. ["Кришна, Верховная Божественная Личность", гл. "Встреча Господа Кришны и брахмана Судамы"] Но я не ожидал, что мне, подобно Нандини с Радха Сакхи Вриндой, придется сократить свое паломничество по возлюбленному Вриндавану, - по тем же самым причинам. К концу нашего телефонного разговора Нандини сказала: - Также, Шрила Гурудева, мы посылаем вам по электронной почте смету на следующий год. Из-за роста цен и требования правительства повысить стандарты безопасности и страхования, смета будет больше, чем мы предсказывали. На следующее утро я скачал свою почту, взглянул на смету и предался "плану Кришны" - мне придется покинуть Вриндаван еще до окончания Карттики, ради проповеди и сбора средств для Фестиваля Индии. Насколько я понимаю, существует только одна причина покинуть эту трансцендентную обитель - проповедь сознания Кришны. Хотя кажется, что как духовная деятельность бхаджан и проповедь очень отличаются друг от друга (первая - это внутренняя медитация в уединенном месте, тогда как вторая - это громкое повторение святых имен в многолюдных местах городов и деревень), тем не менее, между ними существует сложная связь. Концентрация на собственном бхаджане помогает нам очиститься и развить сильное желание проповедовать и делиться с другими нектаром сознания Кришны. А во время проповеди на протяжении всего года, в тяжелых условиях, нам не хватает особой атмосферы Шри Вриндавана-дхамы, где мы без всяких помех можем наслаждаться обществом преданных и многочисленными святыми местами дхамы. Приближался день ухода Шрилы Прабхупады, поэтому мне стало проще изменить медитацию с бхаджана на проповедь. Я несколько раз посетил комнату Шрилы Прабхупады в храме Радхи-Дамодары, где медитировал на то, сколько времени провел здесь Шрила Прабхупада, готовясь к своему путешествию на Запад, чтобы познакомить мир с сознанием Кришны. Сидя в уединении в его комнатах, я думал о том, что, как его духовный сын, я обязан помочь ему в осуществлении этой миссии. Без сомнения, моё паломничество во Вриндаван оказалось для меня благотворным: я еще больше полюбил святое имя, стал лучше понимать писания и почувствовал еще более сильное желание поделиться этой милостью с другими. Вечером перед днем ухода Шрилы Прабхупады я пришел к храму Радхи-Дамодары в последний раз, чтобы написать мое подношение к этой благоприятной дате. В этих священных комнатах, из которых Шрила Прабхупада смотрел во двор храма, чтобы испытать вдохновение от созерцания самадхи Шрилы Рупы Госвами, я очень сильно ощутил присутствие моего духовного учителя и в то же время - разлуку с ним. В таком настроении я написал свое подношение и на следующий день прочел его в храме Кришна Баларама, перед Его Божественной Милостью, в благородном собрании множества моих дорогих духовных братьев и сестер. По-моему, это самое уместное завершение моего паломничества во Вриндаван. Завершив чтение, я сосредоточил мысли на своих обязанностях на Западе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник странствующего проповедника 1-14"
Книги похожие на "Дневник странствующего проповедника 1-14" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "ЕС Индрадьюмна Свами - Дневник странствующего проповедника 1-14"
Отзывы читателей о книге "Дневник странствующего проповедника 1-14", комментарии и мнения людей о произведении.















