» » » » Наум Синдаловский - Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице


Авторские права

Наум Синдаловский - Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице

Здесь можно купить и скачать "Наум Синдаловский - Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентЦентрполиграфa8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наум Синдаловский - Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице
Рейтинг:
Название:
Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-227-06678-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице"

Описание и краткое содержание "Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице" читать бесплатно онлайн.



Новая книга Наума Синдаловского продолжает его исследования петербургского фольклора. Однако прежде, чем приступить собственно к фольклору с финско-шведским акцентом, автор рассказывает об истории Ингерманландии, на территории которой был основан Петербург. Прослеживая глубинные связи издревле живших рядом славян, финнов, ижорцев и шведов, автор показывает, как многие ставшие нам близкими легенды, мифы, пословицы и поговорки своими корнями уходят в языки коренных народов Приневской низменности. Книга хорошо иллюстрирована и предназначена для широкого круга читателей.






Памятник Петру I у Михайловского замка

Пьедестал памятника, выполненный архитекторами Ф. И. Волковым и А. А. Михайловым, украшают бронзовые барельефы, прославляющие события Петровской эпохи:

«Полтавская битва» и «Морской бой при Гангуте». Барельефы отлиты по моделям скульпторов И. И. Теребенева и В. И. Демут-Малиновского. Среди современных студентов существует примета: чтобы успешно сдать экзамены, достаточно подойти к памятнику Петру I у Михайловского замка и погладить пятку тонущего и спасённого моряка на барельефе. Как это помогает при сдаче экзаменов, сказать трудно, но яркий блеск отполированной многочисленными прикосновениями юных рук флотской пятки заметен издалека.

В отличие от тревожной экспрессивности «Медного всадника», в уравновешенной спокойной композиции памятника перед Михайловским замком современники видели символ безопасности, уверенности, твёрдости и устойчивости на земле. Некоторые считали, что именно в этом и состоял замысел скульптора, который, чтобы пробудить у зрителя такое ощущение, будто бы специально обул одну из ног коня в обыкновенный солдатский сапог. Не покидало, видимо, это ощущение и Павла Петровича даже в трагическую ночь с 11 на 12 марта 1801 года. По одной из легенд, между Михайловским замком и фундаментом памятника существовал тайный подземный ход. Будто бы застигнутый убийцами врасплох Павел просто не успел им воспользоваться и погиб, навсегда унеся с собой его тайну.

В мистическом мире петербургского городского фольклора памятник Петру перед Михайловским замком занимает свое определённое место. Время от времени он «оживает». Существует поверье: если пристально вглядеться в памятник белой ночью ровно в три часа, то можно заметить, как он начинает шевелиться, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону.

Напомним читателю, что Северная война закончилась в 1721 году. Но память о ней в городском фольклоре сохраняется до сих пор. В северной части Петербурга, в районе пересечения современного Выборгского шоссе с проспектами Мориса Тореза, Северным и Энгельса, известна естественная возвышенность, хорошо знакомая петербуржцам по топониму, – Поклонная гора. С этого холма, высота которого составляет около 40 метров, хорошо просматривается Петербург. Поклонной горой это место зовётся с давних времён. Попытки объяснить название практически сводятся к двум допетербургским преданиям, связанным с обычаями, уходящими в глубокую древность. Согласно одному из них, древние обитатели этих мест – карелы – по традиции предков устраивали на возвышенных местах молельни и в праздничные дни приходили к ним поклониться языческим богам. Одна такая молельня находилась будто бы на Поклонной горе. Согласно другому преданию, название это своим возникновением обязано старому русскому обычаю при въезде в город и выезде из него класть земные поклоны. Чаще всего это делали на какой-нибудь горе, расположенной вблизи дороги. Но есть ещё одно предание, согласно которому именно отсюда, с этой горы, побеждённые шведы посылали своих послов на поклон к Петру I.

Северная война. 1700–1721 гг.

В просторечии район Поклонной горы зовут «Поклонкой», а саму гору – «Бугром». Всё, что расположено за горой, считается: «За Бугром». Напомним, что в советские времена невинный и целомудренный эвфемизм «за бугром» означал «за границей».

Наконец, последнее. Как следует из сетевой энциклопедии «Википедия», в 1718 году «при загадочных обстоятельствах» был убит 26-летний шведский король Карл XII. Между тем фольклор предлагает свою версию этой таинственной смерти. Как рассказывается в одной из малоизвестных легенд о бесславном конце злейшего врага Петра, он погиб от обыкновенной пуговицы. Известно, что в Древней Руси пуговицы считались оберегами, слова «пуговица» и «пугать» однокоренные. Пуговица должна была оберегать владельца и отпугивать его врагов. Шведский король якобы знал об этом, потому будто бы и велел солдатам срезать пуговицы с мундиров мертвых преображенцев и пришивать их на свои мундиры. После этого воин считался заговорённым. Однако, согласно легендам, мог и погибнуть, но только от своей пуговицы. Один пленный русский солдат узнал об этом, каким-то образом добыл пуговицу с мундира Карла, залил её свинцом и использовал в качестве пули, когда шведский король неосторожно высунулся из траншеи при инспектировании норвежской крепости.

В заключение этой главы вспомним любопытный исторический анекдот из эпохи Екатерины II, когда со времени окончания Северной войны прошло чуть ли не полстолетия. Однажды шведский король Густав III пригласил нашего посла в Стокгольме графа Аркадия Ивановича Моркова осмотреть Дроттингамский дворец. Когда они пришли в оружейную палату, король подвел многоопытного дипломата к трём знаменам, стоящим в углу, и с насмешливой улыбкой сказал: «Вот русские знамена, отбитые у Петра Первого». – «Да, это наши, – ответил Морков, – они стоили шведам трёх областей».

P. S.

На пути из варяг в греки
Озера, моря и реки.
На пути из варяг в греки
Будущий Петербург.
Мы не римляне и не греки,
Только кажется, что не вдруг
В те далекие кои веки
Неизвестные человеки
Прочертили дорогу в греки
И замкнули античный круг.
С той поры, как валы на рифы,
Набегали за мифом мифы —
Будто это степные скифы
Проторили старинный путь,
Дикари, что из грязи в князи
Шли в Европу из всяких Азий,
Сея панику, страх и жуть.
И не вдруг становились зримы
На болотах финских равнин
Очертания Древнего Рима
И следы старинных Афин.
Да, не скифы мы, не хазары.
Спор бессмысленный, как и старый.
Невозможно с фасадов Биржи
Парфенона черты стереть.
Как нельзя не расслышать боле
В топонимике Марсова поля
Триумфальных оркестров медь.
Мы воистину те, которым
И Дворцовая площадь – Форум
Среди северных бурь и пург.
Мы близки. И близки навеки,
Как вода и весёльный струг.
И залог того та дорога в греки
И антично классический Петербург.

Глава IV

Основание Петербурга

1

Легенда о стольном граде, увиденном Пелгусием во сне, о чём мы уже говорили, была не единственной в этом роде.

Если верить фольклору, ещё в I веке христианской эры среди финно-угорских племен, населявших Приневский край, родилась мистическая легенда о появлении здесь, на топких берегах Невы, в далёком будущем столичного города, или, говоря высоким штилем XVIII века, стольного града. Вот как об этом рассказывается в анонимном произведении начала этого века «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга»: «По вознесении Господнем на небеса, апостол Христов святый Андрей Первозванный на пустых Киевских горах, где ныне град Киев, водрузил святый крест и предвозвестил о здании града Киева и о благочестии, а по пришествии в великий Славенск [Новгород], от великого Славенска святый апостол, следуя к стране Санктпетербургской, отшед около 60 верст <…> водрузил жезл свой в Друзино [Грузино]. <…> От Друзина святый апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волховом и озером Невом и рекою Невою сквозь места царствующего града Санктпетербурга в Варяжское море, и в шествие оные места, где царствующий град Санктпетербург, не без благословения его апостольского были. Ибо <…> издревле на оных местах многажды видимо было света сияние». Согласно некоторым легендам, апостол Андрей добрался до самого Валаама и там, на берегу озера, якобы водрузил ещё один крест – каменный и истребил капища местных богов Велеса и Перуна, обратив в христианство языческих жрецов.

Апостол Андрей

Этот библейский сюжет через много веков получил неожиданное продолжение. Легенды местных карелов утверждают, что в год начала Северной войны, а это всего лишь за три года до основания Петербурга, «чудесный свет, издревле игравший над островами невской дельты, необыкновенно усилился». И вновь в прибалтийском фольклоре заговорили о «столичном граде», должном появиться на месте божественного свечения.

Но и это ещё не всё. Существует легенда о некой загадочной «Инкеримаанской заповеди блуждающим в лабиринте», в которой «предсказано возникновение и судьба Великого города». Говорят, её случайно обнаружили в конце XX века петербургские учёные в какой-то частной коллекции русских эмигрантов. Точный возраст «Заповеди» неизвестен, но предполагают, что написана она была около двух тысяч лет назад на языке одного из древних финно-угорских племён, живших на берегу Финского залива в том месте, где сейчас стоит Петербург. «Заповедь» удалось расшифровать. Оказалось, что в ней содержится пророчество о возникновении на этом месте «Великого города» и о «трёх, терзающих его бедах – “злой воде”, “огненных вихрях”, “голоде и море”». Эти три беды унесут жизни многих людей и продолжатся до тех пор, пока «белокурая всадница на белом коне с тремя цветами в руках трижды не объедет вокруг города, возвестив: “Терзающим бедам города конец!”». Наступил конец петербургским «бедам» или ещё только наступит, фольклору неизвестно. Но «злые» невские наводнения, «огненные вихри» войн и революций, и блокадный «голод» хорошо знакомы истории Северной столицы последнего столетия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице"

Книги похожие на "Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наум Синдаловский

Наум Синдаловский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наум Синдаловский - Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице"

Отзывы читателей о книге "Петербургский фольклор с финско-шведским акцентом, или Почем фунт лиха в Северной столице", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.