» » » » Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков


Авторские права

Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков
Рейтинг:
Название:
История отечественной философии XI-XX веков
Издательство:
ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-7996-1363-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История отечественной философии XI-XX веков"

Описание и краткое содержание "История отечественной философии XI-XX веков" читать бесплатно онлайн.



Настоящее учебное пособие соответствует новому образовательному стандарту. В нем освещаются ключевые моменты развития отечественной философии за десять веков ее существования, дается анализ важнейших ее тем и направлений особенностей развития материалистической и идеалистической традиции.






В этих условиях происходила активизация русской общественной мысли, связанная с острой необходимостью решения назревших социально-экономических и политических проблем. В центре внимания находились такие вопросы, как характер и формы земельной собственности. В области социальной важное место занимали дебаты об изменениях в сословной структуре общества, месте дворянских и других слоев населения в преобразующемся обществе, выборности общественных учреждений и избирательном цензе. Область политическая характеризовалась конституционными проектами – робким посягательством на ограничение самодержавной власти, стремлением части общества к децентрализации и самоуправлению в губерниях. К концу десятилетия интеллигенция уже ощутила потребность понять, что есть Россия. «Нам необходима философия, – выразил эту потребность И. В. Киреевский в 1831 г., – все развитие нашего ума требует ее»521. Речь шла о философии в России: «Чужие мысли полезны только для развития собственных. Философия немецкая вкорениться в нас не может. Наша философия должна развиваться из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего народного и частного быта»522. В интеллектуальной обстановке 1830– 1840-х гг. определенное значение приобретают многочисленные тесные кружки и салоны, в которых была сконцентрирована вся умственная жизнь, где кипели жаркие споры, возникали новые, рожденные интенсивной в то время деятельностью самосознания идеи. Из наиболее известных объединений того времени был кружок Н. В. Станкевича и салон А. П. Елагиной. Именно в них и проходил спор-диалог между славянофилами и западниками. Славянофилы и западники развивались в процессе отталкивания и критики друг друга, но существовали в единстве. Названия направлений сложились в ходе полемики между ними и не сразу были приняты противоборствующими сторонами. Какое-то время в обращении находились другие термины: «европеисты», «восточники», «славяне», «москвичи». Особенно трудно утверждался термин «славянофилы», который отнюдь был не нов, еще в начале столетия им пользовались в борьбе против А. С.

Шишкова и его сторонников приверженцы карамзинской школы. Впоследствии этот термин был возрожден западниками и обращен ими против своих идейных противников. В конце концов он все же получил распространение, приобрел права гражданства и не отвергался уже теми, кого при этом имели в виду. «Я со своей стороны готов принять это название…» – писал один из лидеров славянофильства А. С. Хомяков523.

Как оформилось славянофильское движение? В 1839 г. на встречах близких людей в московских салонах Елагиных, Свербеева, Кошелева А. С. Хомяков предложил для обсуждения свою статью «О старом и новом». В ней автор указывал на наличие двух точек зрения на прошлое Руси. Первая утверждала, что прошлое России ничтожно и только западная цивилизация поможет ей возродиться. Вторая, наоборот, доказывала высокий потенциал русской духовности и соответственно отрицала все западное. Вскоре в салонах обсуждали другое литературнопублицистическое произведение – рукописное эссе И. В. Киреевского «В ответ Хомякову», переводящее спор с социальнопсихологического уровня на теоретический. Главная мысль И. В. Киреевского была противоположна хомяковской: обе точки зрения имеют право на существование, «они должны получить направление, чтобы действовать благодетельно»524. В этом же (1839) году К. С. Аксаков усилил славянофильские позиции статьей «Об основных началах русской истории». Вскоре к кружку славянофилов примкнул и Ю. Ф. Самарин.

Как целостное идейно-философское течение и общественное движение славянофильство прошло четыре периода своего развития525.

Первый период (1838–1848) – период оформления течения, интенсивной деятельности «ранних славянофилов – А. С. Хомякова, И. В. и П. В. Киреевских, Ю. Ф. Самарина, К. С. и И. С. Аксаковых, И. А. Кошелева, печатавших в это время свои работы в журнале «Москвитянин», хотя он и выражал в основном идеи официальной народности. Тогда же произошел разрыв между В. Г. Белинским и И. С. Аксаковым, а затем – между Т. Н. Грановским, А. И. Герценом и П. В. Киреевским, А. С. Хомяковым, Ю. Ф. Самариным.

Второй период (1848–1855) – период острой оппозиции славянофилов николаевскому режиму. В свою очередь, власти как только могли притесняли славянофилов. Московский генералгубернатор граф А. А. Закревский называл их «красными» и «коммунистами». Жандармы вели за ними постоянное наблюдение, составляя списки лиц, общавшихся со славянофилами. Результаты карательной политики по отношению к славянофилам вылились в следующее:

– И. В. Киреевскому было отказано занять кафедру философского факультета Московского университета;

– ввиду статьи И. В. Киреевского «О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России» был запрещен «Московский сборник»;

– был запрещен к изданию сборник русских песен, собранных П. В. Киреевским;

– в 1849 за рукопись «Письма из Риги» арестован и заключен в Петропавловскую крепость Ю. Ф. Самарин;

– в 1850 г. снята со сцены драма К. С. Аксакова «Освобождение Москвы» и задержана публикация его диссертации «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка».

Третий период (1855–1861) – период участия славянофилов (Хомякова, Самарина, Кошелева, Черкасского) в подготовке крестьянской реформы.

В «Записке о внутреннем состоянии России» (1855), адресованной Александру II, К. С. Аксаков требовал отмены крепостного права, свободы совести, отмены цензуры и отказ от преследования раскольников. В 1856 г. начал выходить журнал славянофилов «Русская беседа». В этот период ушли из жизни идеологи славянофильства: в 1856 г. – братья Киреевские, в 1860 г. – А. С. Хомяков и К. С. Аксаков. И славянофильство практически прекратило свое существование. «Главная причина того, что славянофильство, а вместе с ним и его антипод – западничество – утратили свои позиции, – указывает А. Д. Сухов, – заключается в резком изменении социальной обстановки. К 1861 г. вопрос о будущем России, являющийся камнем преткновения для западников и славянофилов, был решен практически: страна вступила на путь капиталистического развития и на нее распространяла свое влияние капиталистическая формация. Споры, столь занимавшие западников и славянофилов, отошли в прошлое, зато появились иные проблемы. Оба направления исчерпали себя»526.

Четвертый период (1861–1875). Из первых славянофилов в этот период активно выступал лишь Ю. Ф. Самарин. Споры о роли православия в жизни общества, о решении польского вопроса развели позиции славянофилов, и как течение славянофильство окончательно перестало существовать, «но как направление русского идеализма, которое разрабатывало идеи совершенствования человека и общества в контексте православных ценностей, славянофильство дало импульс многим последователям»527.

Славянофильство не было однородным; в него входили как идеологи «официальной народности» (А. Шишков, М. Погодин и др.), так и прогрессивно ориентированные деятели (А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин и др.). Несмотря на значительные расхождения по целому ряду вопросов, славянофилы сходились в главном: 1) православная религия – важнейшее условие исторического развития России; 2) Запад заканчивает свое историческое развитие и, следовательно, теряет роль лидера общечеловеческого прогресса; 3) Россия должна прийти на смену Западу и встать во главе человечества.

Критика западноевропейской цивилизации не была для славянофилов самоцелью. Они признавали за Западом заслуги в развитии науки, философии, культуры. Многие из них неоднократно бывали в европейских странах, слушали лекции Гегеля и Шеллинга в Берлинском университете, А. Хомяков и И. Киреевский в 1823–1825 гг. входили в московское философское Общество любомудров, ориентированное на философию Шеллинга.

По своим философским взглядам славянофилы были сторонниками христианской философии: они стремились обосновать новые начала философии, примат веры над разумом, считали, что западная философия находится в кризисе. И. Киреевский писал: «Западная философия теперь находится в том положении, что ни далее идти по своему отвлеченно-рационалистическому пути она уже не может, ибо сознала односторонность отвлеченной рациональности; ни проложить себе новую дорогу не в состоянии, ибо вся сила ее заключалась в развитии именно этой отвлеченной рациональности»528.

Славянофилы не принимали рационалистическую философию Запада, противопоставляя ей православно-христианскую философию святых Отцов Церкви, поскольку она возвышает «разум от рассудочного механизма к высшему нравственному свободному умозрению»529. В известной статье «О необходимости и возможности новых начал для философии» И. Киреевский заявлял, что «характер господствующей философии» должен зависеть от «характера господствующей веры»530.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История отечественной философии XI-XX веков"

Книги похожие на "История отечественной философии XI-XX веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Емельянов

Борис Емельянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков"

Отзывы читателей о книге "История отечественной философии XI-XX веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.