Авторские права

Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya

Здесь можно скачать бесплатно "Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, год 0101. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya
Рейтинг:
Название:
Spinoza Izbrannyie sochineniya
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
0101
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Spinoza Izbrannyie sochineniya"

Описание и краткое содержание "Spinoza Izbrannyie sochineniya" читать бесплатно онлайн.








вещи сущность можно отличить не реально, но лишь модально.

Таковы все сущности вещей, видимых нами, которые, не существуя

прежде, содержались в протяжении, движении и покое, а, существуя,

отличаются от протяжения не реально, но лишь модально. Поэтому

внутренне противоречивы допущения, что сущность субстанции,

таким образом, содержится в другой вещи, от которой она не может

быть, вопреки теореме 1, реально отличена, а также, что она может

быть вызвана, вопреки теореме 2, субъектом, содержащимся в ней, и,

наконец, что она по своей природе, вопреки теореме 3, не могла бы

быть бесконечна и в высшей степени совершенна в своем роде.

Следовательно, так как ее сущность не содержится ни в одной другой

вещи, она есть вещь, существующая сама по себе.

Королларий.

Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную

вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый

бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится

существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она

точно совпадает с сущностью единственно величественного и

прославляемого бога.

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ

Так как человек — сотворенная конечная вещь и т.д., то то, что он

имеет от мышления и что мы называем душою, необходимо есть

модификация атрибута, называемого нами мышлением. При этом к

его сущности не принадлежит никакая другая вещь, кроме этой

модификации, притом в такой степени, что если эта модификация

исчезнет, то исчезнет и душа, хотя предыдущий атрибут останется

167

 

неизменным. Таким ню образом то, что человек имеет от протяжения

и что мы называем телом, есть не что иное, как модификация другого

атрибута, называемого нами протяжением; если эта модификация

будет уничтожена, то не будет больше и человеческого тела, хотя

атрибут протяжения равным образом останется неизменным.

Чтобы узнать, каков модус, называемый нами душою, и как он

происходит от тела, а также, как его изменение зависит (только) от

тела (что у меня означает соединение души и тела), следует заметить:

1. Непосредственнейшая модификация атрибута, называемого

нами мышлением, объективно заключает в себе формальную

сущность всех вещей; притом так, что если допустить какую-либо

формальную вещь, сущность которой не заключалась бы объективно

в вышеупомянутом атрибуте, то этот атрибут тогда вовсе не был бы

бесконечным и в высшей степени совершенным в своем роде,

вопреки уже доказанному в теореме 3. Однако, поскольку природа,

или бог, есть существо, о котором высказываются бесконечные

атрибуты и которое включает в себе все сущности сотворенных

вещей, то в мышлении необходимо должна возникнуть обо всем

бесконечная идея, которая заключает в себе объективно всю природу,

как она реально существует в себе. Поэтому я назвал эту идею в IX

главе 2-й части «созданием, которое непосредственно сотворено

богом», так как оно объективно имеет в себе формальную сущность

всех вещей, ничего не увеличивая и не уменьшая. Это создание

необходимо едино, так как все сущности атрибутов и сущности

содержащихся в них модификаций составляют сущность одного

бесконечного существа.

2. Надо заметить, что все остальные модификации, как любовь,

влечение, радость и т.д., происходят от этой первой

непосредственной модификации, так что, если бы она не

предшествовала, то не могло бы быть и любви, влечения, радости и

т.д. Отсюда ясно вытекает, что присущая всякой вещи естественная

любовь к сохранению своего тела не может иметь иного

происхождения, кроме идеи этого тела, или объективной сущности

его, которая имеется в мыслящем атрибуте. Затем так как для

существования идеи (или объективной сущности) не требуется

ничего иного, кроме мыслящего атрибута и объекта (или формальной

сущности), то достоверно, как мы сказали, что идея, или объективная

сущность, есть

168

 

непосредственнейшая * модификация атрибута мышления. Поэтому

в мыслящем атрибуте не может быть другой модификации,

принадлежащей к сущности души всякой вещи, кроме одной идеи,

которая необходимо должна, быть в мыслящем атрибуте от подобной

существующей вещи, ибо такая идея влечет за собой прочие

модификации любви, желания и т.д. А так как идея происходит из

существования объекта, то при изменении или уничтожении объекта

должна измениться или исчезнуть соответственно и его идея; а в

таком случае она есть то, что соединено с объектом.

Наконец, если мы захотим пойти дальше и приписать сущности

души то, благодаря чему она может существовать, то нельзя будет

найти ничего другого, кроме атрибута и объекта, о котором мы

говорили. Ни один из последних не может принадлежать к сущности

души, так как объект ничего не имеет от мышления и реально

отличен от души. Что касается атрибута, то мы уже доказали, что он

не может принадлежать к названной сущности; это еще очевиднее из

того, что мы затем сказали. Ибо атрибут как атрибут не связан с

объектом, так как он не изменяется и не уничтожается, если даже

объект изменится или уничтожится.

Следовательно, сущность души состоит лишь в том, что в

мыслящем атрибуте есть идея, или объективная сущность,

происходящая из сущности объекта, реально существующего в

природе. Я говорю «объекта, реально существующего и т.д.» без

дальнейших подробностей, разумея под этим не только модификации

протяжения, но и модификации всех бесконечных атрибутов,

имеющих душу подобно протяжению. Чтобы еще точнее понять это

определение, надо обратить внимание на то, что я уже сказал об

атрибутах**, которые, я говорил, различаются не по своему

существованию, ибо они сами суть субъекты своих сущностей, а

также на то, что сущность всякой модификации содержится в

названных атрибутах и, наконец, что все эти атрибуты суть атрибуты

бесконечного

__________________

* Я обозначаю как непосредственнейшую модификацию атрибута

модификацию, не требующую для своего бытия никакой ивой

модификации в том же атрибуте.

** Ибо вещи отличаются благодаря тому, что составляет главное в их

природе; но здесь сущность вещей выше их существования,

следовательно...

169

 

существа. Но следует заметить, что эти модификации, хотя ни одна

из них не реальна, все же равномерно содержатся в их атрибутах. Так

как ни в атрибутах, ни в сущностях модификаций нет никакого

неравенства, то и в идее не может быть своеобразия, так как его нет в

природе. Если же некоторые из этих модусов принимают особое

существование и благодаря этому отличаются известным образом от

своих атрибутов, ибо тогда их особое существование, которое они

имеют в атрибуте, является субъектом их сущности, тогда

обнаруживается особенность и в сущности модификаций, и,

следовательно, в объективных сущностях, которые необходимо

содержатся в идее. Вот причина, почему мы при определении

пользовались словами, что душа есть идея, которая «происходит из

объекта, реально существующего в природе». Таким образом, мы, по

нашему мнению, достаточно объяснили, какую вещь вообще

представляет собой душа, так как под этим выражением мы разумеем

не только идеи, возникающие из телесных модификаций, но и те,

которые возникают из существования любой модификации

остальных атрибутов.

Не имея, однако, о других атрибутах такого познания, как о

протяжении, посмотрим, не найдем ля мы для модификаций

протяжения более точного определения, в большей мере способного

выразить сущность нашей души, ибо это, собственно, и есть наше

намерение.

Мы исходим при этом из того, что в протяжении нет иной

модификации, кроме движения и покоя, и что всякая отдельная

телесная вещь есть только определенная пропорция движения к

покоя, так что если бы в протяжении не было ничего, кроме только

движения и только покоя, то во всем протяжении нельзя было бы

заметить или найти ни одной отдельной вещи. Поэтому и

человеческое тело есть не что иное, как известная пропорция

движения и покоя.

Объективная же сущность, которая соответствует в мыслящем

атрибуте этой существующей пропорции, есть, говорим мы, душа

тела. Если одна из этих двух модификаций (движение или покой)

изменяется больше или меньше, то в той же мере изменяется и идея.

Если, например, покой увеличится, а движение уменьшится, то этим

вызывается боль или печаль, которую мы называем холодом. Если же

в движении имеет место противополож-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Andrey Maidansky

Andrey Maidansky - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya"

Отзывы читателей о книге "Spinoza Izbrannyie sochineniya", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.