Авторские права

Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya

Здесь можно скачать бесплатно "Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, год 0101. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya
Рейтинг:
Название:
Spinoza Izbrannyie sochineniya
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
0101
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Spinoza Izbrannyie sochineniya"

Описание и краткое содержание "Spinoza Izbrannyie sochineniya" читать бесплатно онлайн.








170

 

ное, то отсюда возникает боль, которую мы называем жарой. И

всякий раз, когда случается (отсюда возникают различные виды боли,

ощущаемые нами от удара палкой по глазам или по рукам), что, когда

меры движения и покоя не одинаковы в разных частях нашего тела,

но некоторые имеют больше движения и покоя, чем другие, из этого

возникает различие чувств. Если же случается (отсюда возникает

различие чувства при ударе деревом или железом по одной и той же

руке), что внешние причины, вызывающие эти перемены,

различаются между собою и не все имеют те же действия, то из этого

возникает различие чувства в одной и той же части. Когда же,

наоборот, перемена, происшедшая в одной части, приводит к

восстановлению прежней пропорции, то отсюда возникает радость,

которую мы называем спокойствием, удовольствием и веселостью.

Объяснив, что такое чувство, мы можем, наконец, легко видеть,

как отсюда возникают рефлексивная идея, или самопознание, опыт и

деятельность разума. Из всего этого (так же как из того, что наша

душа соединена с богом и составляет часть бесконечной идеи,

возникающей непосредственно из бога) можно наглядно понять

происхождение ясного познания и бессмертия души. В настоящее

время нам, однако, достаточно сказанного.

 

 

ОСНОВЫ

ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА,

ДОКАЗАННЫЕ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ

СПОСОБОМ 1

ПЕРЕВОД С ЛАТИНСКОГО

ПОД РЕД. В.В. Соколова

 

RENATI DES CARTES

PRINCIPIORUM

PHILOSOPHIAE

pars I et II

more geometrico demonsratae

per

Benedictum de Spinoza

Amstelodamensem

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Благосклонного читателя приветствует Людовик Мейер. По

единодушному мнению всех, кто в отношении своих знаний хочет

стоять выше толпы, математический метод, при помощи которого из

определений, постулатов и аксиом выводятся следствия, при

исследовании и передаче знаний есть лучший и надежнейший путь

для нахождения и сообщения истины. И это вполне справедливо.

Поскольку всякое надежное и прочное знание неизвестного предмета

может быть почерпнуто и выведено лишь из чего-нибудь уже твердо

познанного, последнее необходимо положить в основание таким

образом, чтобы не обрушилось и не погибло от малейшего толчка

построенное на нем здание человеческих знаний. Именно таковы те

основные понятия, которые лица, занимающиеся математикой,

обыкновенно обозначают именами определений, постулатов и

аксиом. Понятия эти таковы, что они не покажутся сомнительными

никому, кто хотя бы бегло ознакомился с благородной наукой —

математикой. Ибо определения представляют не что иное, как

возможно точные объяснения знаков и имен, которыми обозначаются

соответственные предметы; постулаты же и аксиомы, или общие

понятия ума, являются такими ясными и точными выражениями,

175

 

что никто, понимая истинный смысл слов, не может отказать им в

своем согласии.

Однако, несмотря на это, за исключением математики, ни одна

другая наука не излагается этим методом; здесь применяется другой

метод, отличный от математического, как небо от земли, метод, для

которого характерно употребление определений и подразделений,

постоянно связанных между собой и перемежающихся местами с

задачами и объяснениями. Ибо раньше почти все (и теперь еще

многие из тех, которые берутся устанавливать и излагать науки) были

того мнения, что этот метод представляет особенность

математических наук, а другим наукам не соответствует и ими

исключается. Отсюда происходит, что такого рода авторы не

доказывают своих утверждений никакими прочными доводами, но

лишь стараются подкрепить их вероятными и правдоподобными

основаниями. Таким образом, они производят множество толстых

книг, в которых нельзя найти ничего прочно обоснованного и

достоверного и которые, напротив, наполнены спорами и

разногласиями. То, что обосновывается одним довольно слабыми

доводами, скоро потом опровергается другим и с помощью того же

оружия разрушается и выбрасывается. Таким образом, дух (душа —

mens), жадно стремящийся к непоколебимой истине, где он мог бы

обрести для себя желанное убежище и безопасно и счастливо

проехать и достигнуть искомой пристани знаний, видит себя

подверженным бесконечным колебаниям в бурном море мнений,

окруженным бурями споров и волнами недостоверности, без всякой

надежды когда-нибудь избавиться от них.

Конечно, были люди, которые держались другого мнения и из

сострадания к несчастной судьбе философии отступили от этого

обычного и всеми избитого пути изложения наук и вступили на

новый, усеянный трудностями и помехами путь, чтобы наряду с

математикой оставить потомству и другие части философии,

обоснованные с математической достоверностью. Одни из них

излагали таким образом господствующую и преподаваемую в школах

философию, другие новую, найденную собственными силами

философию и передавали ее ученому миру. В течение длительного

времени эта работа многими подвергалась напрасному осмеянию,

пока, наконец, явилось самое блестящее светило нашего века, Рене

Декарт,

176

 

который, опираясь на этот метод, сначала в математике извлек из

мрака на свет то, чего не могли достигнуть древние, а его

современники могли только ожидать; затем заложил непоколебимые

основы философии и собственным примером показал, что большую

часть истин можно построить на них в математическом порядке и

очевидности. Это представляется ясным, как солнце, всем, кто

усердно принялся за его сочинения, никогда не находящие

достаточной похвалы.

Правда, хотя сочинения этого благородного и несравненного

человека следуют способу доказательств и порядку, принятому в

математике, однако они не разработаны по методу, принятому в

«Элементах» Эвклида и других геометров, в котором

предпосылаются определения, постулаты и аксиомы, а затем следуют

теоремы с их доказательствами. Метод Декарта скорее весьма

отличен от метода Эвклида, который он сам считает истинным и

лучшим способом преподавания и называет аналитическим. Ибо в

конце своего «Ответа» на «Вторые возражения» Декарт 3 различает

два рода убедительных доказательств: один — аналитический,

«показывающий истинный путь, которым предмет найден

методически и как бы а priori»; другой — синтетический, «который

пользуется длинным рядом определений, постулатов, аксиом, теорем

и проблем, так что, если оспаривать некоторые следствия, он тотчас

может показать, что они содержатся в предыдущем, и этим путем,

несмотря на сопротивление и упорство читателя, вынуждает его

согласие» и т.д.

Хотя оба эти способа обоснования ведут к достоверности,

стоящей вне всякого сомнения, однако они не для всякого равно

полезны и удобны. Большинству чужды математические науки,

поэтому они не знакомы ни с синтетическим методом, которым они

излагаются, ни с аналитическим, которым они открыты. Таким

образом, они не могут ни сами понимать, ни передавать другим того,

что изложено и убедительно доказано в этих книгах. Отсюда и

происходит, что многие, побуждаемые слепым рвением или

авторитетом других, держались имени Декарта и заучили его мнения

и учения, но, когда возникает о них речь, растекаются в словах и

тщетной болтовне, не будучи в состоянии ничего доказать. Это есть

то же самое, что было и прежде и еще ныне принято у

последователей перипатетической школы 4. Чтобы прийти на

177

 

помощь этим людям, мне давно хотелось, чтобы человек, сведущий в

аналитическом и синтетическом методе, знакомый с сочинениями

Декарта и овладевший его философией, взялся за это дело и

представил в синтетической форме и обосновал обычным

геометрическим способом то, что Декарт изложил в аналитической

форме. Я и сам, хотя сознавал свою неподготовленность для столь

серьезного дела, имел намерение предпринять эту работу и даже

начал ее. Однако другие дела помешали мне продолжить это

предприятие.

Поэтому я с большим удовольствием услышал, что наш автор,

преподавая философию Декарта одному из своих учеников, диктовал

ему в форме геометрических доказательств всю вторую часть и кое-

что из третьей части Декартовых «Начал философии», а также

некоторые из важнейших и труднейших вопросов метафизики, еще

не решенных Декартом, и по настоятельной просьбе своих друзей

позволил издать продиктованное со своими исправлениями и


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Andrey Maidansky

Andrey Maidansky - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya"

Отзывы читателей о книге "Spinoza Izbrannyie sochineniya", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.