» » » » Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде


Авторские права

Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде

Здесь можно купить и скачать "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Лениздат, год 1976. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде
Рейтинг:
Название:
Шаляпин в Петербурге-Петрограде
Издательство:
неизвестно
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Описание и краткое содержание "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена жизни и творчеству в Петербурге великого русского певца Ф. И. Шаляпина. В ней прослеживается творческий путь артиста от первых шагов до вершин мировой славы. В книге рассказывается о многообразных связях артиста с представителями передовой демократической культуры Петербурга — В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. М. Горьким и другими. Большое место уделяется рассказу о творческой и общественной деятельности Шаляпина после Великой Октябрьской социалистической революции, о всенародном признании певца. 






серьезно задумываться над внешним рисунком каждой новой роли.

Уже 22 сентября 1896 года Шаляпин спел Сусанина, через несколько дней —

Мефистофеля в «Фаусте», а 29 сентября — Мельника в «Русалке». В прессе

появились одобрительные отзывы, зрителей в театре становилось день ото дня

все больше — Москва открывала для себя Шаляпина.

Шаляпин весь был во власти творчества. С огромным увлечением он играл

любимые роли, и главное — по-своему. Теперь ему не нужно было спорить с

гардеробщиком по поводу костюмов и грима. Он как бы нашел самого себя.

«...Играл я, — вспоминал Шаляпин, — а сам радовался, чувствуя, как у меня все

выходит естественно и свободно. Успех я имел огромный».

На недостаток ролей сетовать не приходилось. Странник в «Рогнеде», Нила

канта в «Лакме», Галицкий в «Князе Игоре», Лотарио в опере Тома «Миньона»,

Гремин в «Евгении Онегине» — эти оперные образы певец создал за три

последних месяца 1896 года. Самым значительным свершением Шаляпина на

Мамонтовской сцене был Иван Грозный в спере «Псковитянка» Римского-

Корсакова, премьера которой состоялась 12 декабря 1896 года.

Грозный Шаляпина выезжал на сцену верхом. Он сумрачно оглядывал

присутствующих на сцене. Декорации К. А. Коровина и В. М. Васнецова

(последний делал и эскизы костюмов), выразительная мизансценическая

композиция, продуманная Шаляпиным вместе с Мамонтовым, великолепное

звучание оркестра — все это создавало впечатляющий художественный образ.

В канун Нового года из Петербурга приехал Н. А. Римский-Корсаков. 30

декабря он слушал в Мамонтовском театре «Садко», а 31-го — «Псковитянку».

Публика неоднократно аплодировала композитору. Спустя год Римский-

Корсаков снова приезжал слушать «Псковитянку» вместе с прологом — оперой

«Вера Шелога» — и тогда же записал в «Летописи моей музыкальной жизни»,

которую вел многие годы: «Пролог прошел мало замеченным, несмотря на

прекрасное исполнение г-жи Цветковой. «Псковитянка» же имела успех

благодаря высокодаровитому Шаляпину, несравненно создавшему царя Ивана».

В «Псковитянке» Шаляпин как бы подвел итог большой работе над собой,

которая интенсивно шла и в Петербурге, и в Нижнем Новгороде, и в Москве. В

исполненной им роли Ивана Грозного своеобразно отложились и опыт и

разочарования первых сезонов в Мариинском театре, и уроки Дальского, и

впечатления от спектаклей петербургского Александрийского театра, и дружба с

московскими живописцами, и учеба у Мамонтова.

Ю. М. Юрьев вспоминал, что еще в 1895 году, когда он вместе с Дальским и

Шаляпиным часто ездил на благотворительные концерты, Шаляпин всегда очень

внимательно слушал то место в «Василии Шибанове» Алексея Толстого (это

произведение часто читал Юрьев), где фигурировал Грозный. «Он (Шаляпин.

Авт. ) даже выучил этот кусок наизусть и не раз принимался цитировать его.

И вообще, как я припоминаю, его уже тогда занимал образ Грозного, как будто

он предвкушал своего Грозного из „Псковитянки"», — писал Юрьев.

...Наступал 1897 год. Шаляпин подготовил и спел партии Колена в «Богеме»

Д. Пуччини, князя Вязьминского в «Опричнике» П. И. Чайковского, Досифея в

«Хованщине» М. П. Мусоргского, Варяжского гостя в «Садко», Головы в

«Майской ночи» Н. А. Римского-Корсакова. Окрыленный успехом, Шаляпин

готовился к гастролям в Петербурге.

* * *

В столицу Шаляпин приехал уже не тем, кем был четыре года назад: теперь

он первый солист Московской оперы. В эти дни Шаляпину исполнилось

двадцать пять лет.

Гастроли оперы Мамонтова проходили в помещении Большого зала

Петербургской консерватории. В гастрольном репертуаре было четырнадцать

опер, в том числе пять Римского-Корсакова.

...Когда-то на месте Консерватории на нынешней Театральной площади

стояло монументальное каменное здание Петербургского Большого театра,

построенное еще в 1783 году. Позднее театр несколько раз перестраивался, и

наконец в 1891-1895 годах на его месте возникло здание Консерватории —

типичный образец «серой архитектуры» второй половины XIX века. Зал

Консерватории был неудобным, с плохой акустикой. «Зал-сарай» — как его

называли петербуржцы — представлял собой, по описаниям Шаляпина,

«длинный коридор с небольшой сценой в глубине».

В феврале 1898 года Мамонтовская опера была не единственным

гастролером в Петербурге. Напротив Консерватории, в Мариинском театре, где

из-за поста были прекращены спектакли русской императорской группы,

гастролировала немецкая опера, репертуар которой составляли в основном

оперы Вагнера. «Высший свет» стремился туда, спектакли шли с аншлагами.

Мамонтовской же опере отвели зал Консерватории, значительно уступавшей по

своим акустическим возможностям Мариинскому театру, и москвичи понимали,

что предстоит своеобразное состязание русской и немецкой опер в неравных

условиях. Вся атмосфера гастролей была проникнута полемическим духом.

24 февраля 1898 года Шаляпин выступил в «Псковитянке». В антракте

Владимир Васильевич Стасов кинулся к рампе, рукоплеща и восклицая:

— Да ведь это удивительно! Огромный талант! Такой Грозный! Я такого не

видел! Чудесно! Гениально.

Старейший критик, друг и соратник композиторов «Могучей кучки»,

вдохновитель художников-передвижников захотел немедленно познакомиться с

певцом. За кулисами Шаляпин услыхал раскатистый голос:

— Ну, братец, удивили вы меня! Здравствуйте же! Давайте познакомимся! Я,

видите ли, живу здесь, в Петербурге, но и в Москве бывал, и за границей, и,

знаете ли, Петрова слышал, Мельникова, и вообще, а таких чудес не видал. Нет,

не видал! Вот спасибо вам! Спасибо!

Говорил он громогласно, волнуясь и спеша, а сзади него стоял другой кто-то,

черноволосый, с тонким, одухотворенным лицом.

— Вот мы, знаете, пришли. Вдвоем пришли: вдвоем лучше, по-моему. Один

я не могу выразить, а вдвоем... Он тоже Грозного работал. Это Антокольский. А

я — Стасов Владимир...

Седобородый и седовласый великан — патриарх русского искусства

Владимир Васильевич Стасов, несмотря на преклонный возраст, поражал чисто

юношеской экзальтированностью и экспансивностью. В нем все было

преувеличено — огромный рост, могучая фигура, темперамент. Если Стасов

встречал единомышленников — доброта, щедрость, радость его не имели

границ. Так было и при встрече с молодым Шаляпиным.

Певец был польщен и счастлив. На следующий день после знакомства

Шаляпин пришел в Публичную библиотеку, где Стасов заведовал рукописным

отделом. «У Стасова не было своего отдельного служебного кабинета, —

вспоминал бывавший у него в библиотеке С. Я. Маршак. — Перед большим

окном, выходящим на улицу, стоял его тяжеловесный письменный стол,

огороженный щитами. Это были стенды с гравированными в разные Бремена

портретами Петра Первого... Гневные, полные воли и энергии черты Петра и его

боевой наряд придавали мирному уголку книгохранилища какой-то

своеобразный, вдохновенно-воинственный характер. Впрочем, стасовский

уголок библиотеки никак нельзя было назвать «мирным». Здесь всегда кипели

споры, душой которых был этот рослый, широкоплечий, длиннобородый старик

с крупным, орлиным носом и тяжелыми веками».

Стасов пододвинул Шаляпину кресло, певец смутился: ведь в креслах этих

сидели когда-то Гоголь и Тургенев.

— Нет, нет, садитесь! Ничего, что вы еще молоденький, — ободрил Стасов

молодого певца.

«Этот человек, — писал потом Шаляпин, — как бы обнял меня душой

своей. Редко кто в жизни наполнял меня таким счастьем и так щедро, как он...

Всегда, как только на пути моем встречались трудности, я шел к Стасову, как к

отцу. . Он стал ежедневным посетителем нашего театра. Бывало, выйдешь на

вызов, а среди публики колокольней стоит Стасов и хлопает широкими

ладонями».

А 25 февраля в «Новостях и Биржевой газете» появилась статья Стасова.

«Как Сабинин в опере Глинки, я восклицаю: «Радость безмерная!» Великое


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Книги похожие на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Дмитриевский

Виталий Дмитриевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Отзывы читателей о книге "Шаляпин в Петербурге-Петрограде", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.