» » » » Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде


Авторские права

Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде

Здесь можно купить и скачать "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Лениздат, год 1976. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде
Рейтинг:
Название:
Шаляпин в Петербурге-Петрограде
Издательство:
неизвестно
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Описание и краткое содержание "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена жизни и творчеству в Петербурге великого русского певца Ф. И. Шаляпина. В ней прослеживается творческий путь артиста от первых шагов до вершин мировой славы. В книге рассказывается о многообразных связях артиста с представителями передовой демократической культуры Петербурга — В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. М. Горьким и другими. Большое место уделяется рассказу о творческой и общественной деятельности Шаляпина после Великой Октябрьской социалистической революции, о всенародном признании певца. 






визитов дирекции императорских театров. У него были и другие «проступки». И

первое ощущение радостной причастности к «храму искусства», каким издали

казался Мариинский театр приехавшему из провинции молодому Певцу, быстро

улетучивалось. Сн все чаще обращался мысленно к Мамонтовекой опере. Но

певца связывал с Мариинским театром контракт, и в случае разрыва ему

предстояло выплатить большую неустойку.

26 октября Шаляпин выступил с партией князя Владимира в опере А. Н.

Серова «Рогнеда», ему обещали роль Олоферна в опере «Юдифь» того же

композитора, о которой он давно мечтал. Но артист понимал, что эти уступки не

могут изменить ни обстановку в театре, ни тяготившее его положение

начинающего.

Однажды, когда Шаляпину принесли костюм Сусанина — кафтан и красные

сафьяновые сапоги, — он Робко обратил внимание гардеробщика на нелепость

такого наряда для русского деревенского мужика. Заведующий гардеробом

озадаченно посмотрел на Шаляпина и ответил:

— Наш директор (И. А. Всеволожский. — Авт. ) терпеть не может все эти

русские представления. О лаптях и не помышляйте. Наш директор говорит, что

когда представляют русскую оперу, то на сцене пахнет щами и гречневой кашей.

Как только начинают играть русскую увертюру, самый воздух в театре

пропитывается перегаром водки.

Мариинский театр был одним из лучших музыкальных театров страны, на

его сцене выступали выдающиеся певцы и музыканты, но в постановочной

культуре, в режиссуре даже этот театр стоял на консервативных позициях. Когда

Шаляпин однажды попросил режиссера и заведующего гардеробом сшить

другой костюм Мефистофеля, который позволил бы внести в традиционную

трактовку образа новую мысль, «оба, — вспоминает певец, — как бы

сговорились. посмотрели на меня тускло-оловянными глазами, даже не

рассердились, а сказали: «Малый, будь скромен и не веди себя раздражающе,

Эту роль у нас Стравинский играет и доволен тем, что дают ему надеть, а ты кто

такой?»

В общем, жизнь в Мариинском театре стала для Шаляпина невыносимой.

Он принял решение уйти.

Вскоре в газете «Новости сезона» появилось такое сообщение: «Артист

императорского театра оперы в Петербурге г. Шаляпин вступил в состав труппы

Солодовниковского театра. Дирекция в лице г-жи Винтер (юридически она

владела Русской частной оперой С. И. Мамонтова и сняла театральное

помещение, принадлежавшее Солодовникову. — Авт. ) платит неустойку за г.

Шаляпина».

ПОКОРЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА

Шаляпин легко расстался с Петербургом. Разлука продлилась около двух

лет, но сколько событий произошло с молодым певцом за это время!

В Москве Шаляпин оказался в совершенно иной театральной среде. В

северной столице — царский Двор с многочисленными службами,

правительственный аппарат, «голубых кровей» аристократия, чиновничество,

крупная промышленная буржуазия. Это сковывало художественную жизнь

Петербурга, создавало там совершенно иную атмосферу, чем в Москве. Здесь, в

отдалении от резиденции императора, нравы, вкусы и быт определяли, с одной

стороны, меценатствующие богачи купцы, с другой — широкая прослойка

демократической интеллигенции. Обстановка для художественной жизни была

более благоприятная.

Московские любимцы публики далеко не всегда были любимцами

петербургскими. Премьерша Александрийской сцены М. Г. Савина не любила

выступать в Москве, а великая артистка Малого театра М. Н. Ермолова редко

ездила в Петербург. Московский Малый театр по духу был более

демократическим, чем Александринский. В Москве в 1898 году начал свою

реформаторскую деятельность в искусстве Художественный театр, основанный

К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Кроме того, нельзя

забывать и о том, что в Петербурге Шаляпин состоял на службе в

государственном учреждении, подчиненном непосредственно министерству

двора, а в Москве попал в частную антрепризу. И если чиновники и артисты

Мариинского театра считали Шаляпина невоспитанным «парвеню», который

вознамерился войти в круг солистов лучшего музыкального театра, то в Москве

сословных различий практически не существовало. Московские друзья и

учителя Шаляпина по опере Мамонтова увидели в молодом певце другое —

натуру необычайно восприимчивую, жаждущую знаний, а вовсе не зазнайку и

выскочку.

Конечно, у Шаляпина было честолюбие — качество, впрочем, необходимое

настоящему художнику, — но жажда совершенствования побеждала в нем

честолюбивые стремления.

После успешных гастролей в Нижнем Новгороде Русская частная опера

открыла сезон в Москве и вскоре стала серьезно конкурировать с московским

Большим и петербургским Мариинским театрами.

Роль Мамонтовской частной оперы в художественной жизни России конца

прошлого века весьма значительна. С. И. Мамонтов впервые в истории русского

музыкального театра попытался создать художественно-сценический ансамбль.

Сам Мамонтов был весьма образованным в искусстве человеком, занимался

лепкой, писал пьесы и оперные либретто, пел, выступал как актер в

любительских кружках. Он глубоко ценил и понимал русское искусство и к

работе над первыми спектаклями своего театра — «Снегурочкой» и «Русалкой»

— привлек замечательных живописцев В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, К. А.

Коровина, И. И. Левитана. В Мамонтовском театре начали творческую жизнь

такие выдающиеся певцы своего времени, как Н. В. Салина, И. В. Ершов, С. Г.

Власов.

Мамонтов был и постановщиком спектаклей. Молодой Станиславский был

горячо увлечен его сценическими поисками. С появлением Шаляпина театр

Мамонтова вступил в пору своего расцвета. «Внутренняя сила интеллигенции

нашла себе выход через Мамонтова. Его Частная опера с Шаляпиным во главе

заставила оцепенелый Большой театр встряхнуться. Начинался период, в

который исключительную роль стала играть музыка Мусоргского», — писал А.

В. Луначарский. А известный композитор и музыкальный критик академик Б. В.

Асафьев (И. Глебов) справедливо назвал деятельность Русской частной оперы

«началом освободительного движения» на русской сцене, которое привело к

образованию нового, реалистического стиля пения и было связано с

«общественным признанием прав русского оперного композитора и русского

оперного творчества».

Мамонтов умело направлял формирование юного Шаляпина. Близость с

художниками сыграла огромную роль в художественном развитии Шаляпина.

Певец учился у них понимать искусство. Общение с К. А. Коровиным, В. А.

Серовым, В. Д. Поленовым, братьями А. М. и В. М. Васнецовыми только

внешне Походило на беззаботную бсгемную суету. Подчас это был напряженный

труд, но труд веселый, доставлявший радость. Все молодые, полные надежд,

они с увлечением отдавались своему делу. Одного увлекала сказочная стихия,

другого — глубокие философские сюжеты, третьего — история, четвертого —

природа.

В театре Мамонтова театральная декорация определилась как особый жанр

живописи. Здесь невозможен был подбор к спектаклю старых павильонов,

мебели, бутафорских деревьев. Художники прекрасно чувствовали эпоху, стиль

каждого оперного произведения и именно к нему создавали неповторимое

художественное оформление. Живописцам интересно было разрабатывать

эскизы костюмов разных исторических эпох для Шаляпина, с его мощной, но

замечательно пропорциональной фигурой, подвижным лицом, которое легко

трансформировалось с помощью грима. Певца легко можно было представить и

на фоне русского терема в «Борисе Годунове», и на средневековой площади в

«Фаусте». Совместная работа с художниками стала для Шаляпина великолепной

школой, в которой формировалась его творческая индивидуальность. Он начал

понимать, что сценический образ тоже можно лепить, рисовать, и теперь стал

серьезно задумываться над внешним рисунком каждой новой роли.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Книги похожие на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Дмитриевский

Виталий Дмитриевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Отзывы читателей о книге "Шаляпин в Петербурге-Петрограде", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.