» » » » Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде


Авторские права

Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде

Здесь можно купить и скачать "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Лениздат, год 1976. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде
Рейтинг:
Название:
Шаляпин в Петербурге-Петрограде
Издательство:
неизвестно
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Описание и краткое содержание "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена жизни и творчеству в Петербурге великого русского певца Ф. И. Шаляпина. В ней прослеживается творческий путь артиста от первых шагов до вершин мировой славы. В книге рассказывается о многообразных связях артиста с представителями передовой демократической культуры Петербурга — В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. М. Горьким и другими. Большое место уделяется рассказу о творческой и общественной деятельности Шаляпина после Великой Октябрьской социалистической революции, о всенародном признании певца. 






учиться.

Еще 26 ноября 1894 года газета «Санкт-Петербургские ведомости»

сообщала: «На сцене Мариинского театра состоятся дебюты баритона г.

Миллера и баса г. Шаляпина, в настоящее время состоящих в труппе

Панаевского театра». Однако дирекция не спешила.

1 февраля 1895 года с Шаляпиным был заключен контракт, а первое

выступление состоялось только 5 апреля в партии Мефистофеля в опере Гуно

«Фауст».

Всего Шаляпин по условиям контракта должен был петь в трех дебютных

спектаклях. На следующий день после первого выхода певца на Мариинскую

сцену газета «Новое время», отметив мягкость тембра голоса Шаляпина, писала,

что «рондо о золотом тельце и серенаду он исполнял со вкусом и без лишних

подчеркиваний».

Имя Шаляпина стало чаще встречаться в театральной хронике, к его

выступлениям публика и пресса начали относиться если не с вниманием, то по

крайней мере с любопытством. Для второго дебюта Шаляпину предложили

спеть Руслана в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Главный режиссер

спросил, знает ли он партию. Певец самонадеянно ответил, что за три недели он

мог бы выучить не одного, а двух Русланов. Однако Шаляпин явно переоценил

свои возможности и недооценил чрезвычайную сложность этого оперного

образа. Шаляпин вспоминал: «Я нарядился русским витязем, надел толщинку,

наклеил русскую бороду и вышел на сцену. С первой же ноты я почувствовал,

что пою плохо и очень похож на тех витязей, которые во дни святых танцуют

кадриль и лансье в купеческих домах. Поняв это, я растерялся, и хотя усердно

размахивал руками, делал страшные гримасы, это не помогло мне».

Расстроенный неудачей, Шаляпин через день, 19 апреля, выступил с третьим

дебютом — в опере Ж. Бизе «Кармен». Он пел партию Цуниги, и тоже не совсем

удачно. «Слаб г. Шаляпин в роли лейтенанта, — писал рецензент «Нового

времени», — где он безусловно подражал отличному исполнителю г.

Стравинскому».

Отзыв этот свидетельствует не только о неуспехе дебютанта, но — и это,

пожалуй, самое существенное, — что примером для подражания молодой артист

избрал выдающегося мастера реалистической оперной школы Федора

Игнатьевича Стравинского, талантливого актера, последователя замечательного

русского певца Осипа Афанасьевича Петрова.

Ф. И. Стравинский пел партии драматического и комического плана,

прекрасно владел пластикой, тончайшими оттенками сценического

перевоплощения. Проработав в Мариинском театре почти сорок лет, он создал

на его сцене незабываемые сценические характеры в операх М. И. Глинки, А. Н.

Серова, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. П.

Бородина. С большим успехом выступал он и на концертной эстраде.

Неудача с партией Руслана оставила в сознании Шаляпина след на всю

жизнь — певец не раз собирался выступить в этой роли уже в зрелые годы, но

так и не рискнул. Успех в «Руслане и Людмиле» принесла ему в будущем роль

Фарлафа.

После трех дебютов Шаляпина окончательно зачислили в труппу

Мариинского театра. Ему поручили партии Свата в «Русалке» А. С.

Даргомыжского, Судьи в «Вертере» Ж. Массне, Андрея Дубровского в

«Дубровском» Э. Ф. Направника. Пресса в целом была сдержанна в оценках,

хотя и отметила отдельные удачи молодого певца. Так, о Шаляпине в роли

Галицкого в «Князе Игоре» «Петербургская газета» 27 апреля 1896 года писала:

«Что же касается г. Шаляпина, то текст он понял верно... Но голос его как-то

слабо (вернее, закрыто) звучал, и ему приходилось форсировать голос для

достижения известных эффектов. Ему необходимо еще учиться петь».

Как перспективный певец Шаляпин был отмечен и газетой «Новое время»:

«Из новых исполнителей более выдающихся ролей следует выделить г.

Шаляпина (Владимир Галицкий) и г-жу Долину (Кончаковна). Г. Шаляпин дал

очень определенное лицо добродушного кутилы, хотя более современного

пошиба, чем хотелось бы видеть. Г. Шаляпин имеет сценическое дарование, и

при работе оно может хорошо развиться».

После выступления Шаляпина в роли графа Робинзона в опере Д. Чимарозы

«Тайный брак» (премьера спектакля состоялась на сцене Михэйлоеского театра)

та же газета «Новое время» писала: «Г-дин Шаляпин в роли жениха-графа не

отставал от других, во внешнем виде этого фата не хватало типичности и

оригинальности; зато вокальную часть своей партии артист провел с полным

вниманием».

Лето 1895 года Шаляпин провел под Петербургом, в Павловске, вместе с

новым своим приятелем Е. В. Вольф-Израэлем, виолончелистом Мариинского

театра. Певец много работал, разучивал новые партии, ежедневно занимался с

аккомпаниатором. В свободное время гулял с друзьями по парку, катался на

велосипеде, ловил рыбу в Славянке.

Осенью певец вернулся в Петербург и продолжил изучение актерского

мастерства под руководством М. В. Дальского.

В воспоминаниях артиста Алэксандринского театра Н. Н. Ходотова красочно

описан эпизод «учебы» певца у знаменитого трагика:

« — Чуют прав-в-вду!.. — горланит Шаляпин.

— Болван! Дубина! — кричит Мамонт. — Чего вопишь! Все вы, оперные

басы, дубы порядочные. Чуют!.. пойми... чу-ют! Разве ревом можно чуять?

— Ну и как, Мамонт Викторович? — виновато спрашивает тот.

— Чу-ют тихо. Чуют, — грозя пальцем, декламирует он. — Понимаешь? Чу-

ю-ю-т! — напевая своим хриплым, но необычайно приятным голосом,

показывает он это... — Чу-у-ют!.. А потом разверни на «правде», «пра-а-вду»

всей ширью... вот это я понимаю, а то одна чушь — только сплошной вой...

— Я здесь... — громко и зычно докладывает Шаляпин.

— Кто это здесь? — презрительно перебивает Дальский.

— Мефистофель!..

— А ты знаешь, кто такой Мефистофель?

— Ну как же... — озадаченно бормочет Шаляпин. — Черт!..

— Сам ты полосатый черт. — Стихия!.. А ты понимаешь, что такое стихия?

Мефистофель, тартар, гроза, ненависть, дерзновенная стихия!..

— Так как же? — растерянно любопытствует Шаляпин.

— А вот. . явись на сцену, закрой всего себя плащом, согнись дугой, убери

голову в плечи и мрачно объяви о себе: «Я здесь». Потом энергичным жестом

Руки сорви с себя плащ, вскинь голоеу вверх и встань гордо во весь рост, тогда

все поймут, кого и что ты хочешь изобразить. А то обрадовался: «Я здесь!»,

словно Петрушка какой-то. в конторе. Не контора служила театру, а наоборот, и

получалось, что для театра контора была чуть ли не бранным словом, а театр для

конторы — элементом революционным», — вспоминал заведующий труппой

Большого театра В. А. Нелидов.

Несмотря на то что положение Шаляпина в Мариинском театре

складывалось не слишком удачно, природное жизнелюбие спасало его. «Жизнь в

Питере, — писал Шаляпин в Тифлис своему другу В. Д. Корганову в январе

1896 года, — идет своим чередом, постоличному: шум, гам, руготня и проч.

Поругивают и меня, и здорово поругивают, но я не унываю и летом во что бы то

ни стало хочу за границу, в Италию и Францию в особенности... Публика

рукоплещет, а критики лаются... Когда сознаешь, что к тебе предъявляют

требования такие же, как к Стравинскому и др. ...так это очень и очень

приятно».

Мечта певца о поездке за границу не осуществилась. Судьба готовила ему

другой сюрприз — встречу с московским промышленником и владельцем

Русской частной оперы Саввой Ивановичем Мамонтовым.

В один из своих приездов в Петербург в конце 1895 года Мамонтов был на

опере «Демон» в Панаевском театре. Партию Гудала в этом спектакле пел

Шаляпин. Мамонтов сразу отметил одаренность молодого певца.

Позже о Шаляпине Мамонтову напомнили дирижер И. А. Труффи и

режиссер Русской частной оперы П. И. Мельников, сын известного певца

Мариинского театра И. А. Мельникова. Узнав от него, что карьера Шаляпина в

Мариинском театре складывается не слишком удачно, Мамонтов пригласил его

на летние гастроли в Нижний Новгород. Недолго поразмышляв, Шаляпин

согласился.

В Нижнем Новгороде певец впервые увидел Мамонтова, «плотного и

коренастого человека с какой-то особенно памятной монгольской головою, с


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Книги похожие на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Дмитриевский

Виталий Дмитриевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Отзывы читателей о книге "Шаляпин в Петербурге-Петрограде", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.