Авторов Коллектив - Вахтанговец. Николай Гриценко

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вахтанговец. Николай Гриценко"
Описание и краткое содержание "Вахтанговец. Николай Гриценко" читать бесплатно онлайн.
Никола́й Оли́мпиевич Грице́нко (1912 - 1979) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1964),. Лауреат Сталинской премии первой степени
рожно спрашивает: «Юля, я с такой радостью смотрю спектакль, а когда
же Коля-то мой выйдет? У него, наверное, роль совсем маленькая?»
Я изумилась: «Фаина Васильевна, да вы что?! Он же весь акт не сходил
со сцены...» Мама: «А кого же он играл?» Я: «Да моего отца!..»
Мама: «Вот этот рыжий, с гнусавым голосом, с носом-картошкой -
Коля?!!»
И это говорила мать, которая видела сына во всех его ролях. И не узна
ла его - огромного, кудлатого, заросшего бородой, с багровым носом -
картошкой, с гнусавым голосом... Театр «входил» в любое создание Гри
ценко и возникало чудо. Но это невероятное, чего не могло быть в жизни,
действовало гораздо сильнее, чем то, что в ней могло быть... Знаменитую
мизансцену с нырянием Молокова под диван Гриценко репетировал чуть
ли не 250 раз. Я уговаривала его поберечься, приносила ему бутылки с го
рячей водой. У него сильно болела язва желудка. Он так и репетировал,
прижав к животу самодельную грелку. А родилась мизансцена «с ныря
нием» случайно. На сцене стоял низкий диван. По низу сидения повесили
длинную густую бахрому, отчего казалось, что щель между диваном и по
лом совсем узкая. На самом деле она была шире. Большой Гриценко туда
влетал. Зрительный зал ахал оттого, как он туда попадал.
Пьяный в последней степени Молоков являлся выяснять отношения
с зятем-стариком, мужем моей Анисьи, которого играл наш замечатель
ный актер Бубнов. Гриценко показывал Бубнову здоровенный кулак и мед
ведем двигался на него. Тот ударял его изо всех сил по руке, резко разво
рачивал. Николай Олимпиевич делал пирует и, потеряв равновесие, летел
к дивану. В первый раз не долетал. Попросил повторить. Опять недолет.
Еще и еще раз повторял, а сам держался за свою язву.
Я ему говорю: «Слушайте, угомонитесь! Я на вас без жалости смо
треть не могу... Ну, сиганете вы под диван...Ну, не сегодня, так завтра,
послезавтра...»
«Нет», - отвечает. И пока не добился своего, не прекратил пробовать.
В результате получилось замечательно. Когда он вылезал из-под дива
на, было очень смешно. Ничего не видя, словно во тьме ночной, с полу,
снизу спрашивал Бубнова: «Ванька... Где ты?»... И ощупывая ногу
зятя-разорителя руками, лез вверх по его сапогу.
На каждом спектакле я тащила его из-под дивана за ноги, за полы сюр
тука... Гриценко очень любил, чтобы я его тащила, а он такой большой,
тяжелый упирался... Я его просила, умоляла шепотом: «Николай Олим
пиевич! Вылезайте, я больше не могу!» А он нарочно тянул время... Но од
нажды - никак не вылезает. Я чуть не плачу, ругаюсь сквозь зубы. По
том чувствую, что - то не так, что-то под диваном происходит. Он там
ползает из стороны в сторону, шарахается... Наконец, вылез. Я спраши
ваю, еле двигая губами, так чтобы зритель не слышал: «Ну, что вы?!» А он
отнял руку от лица, смотрит на меня несчастными глазами и отвечает:
«Я нос потерял!...» У него была нашлепка огромная, картофелиной, сизо
го цвета. И вот вообразите: рыжая клокастая шевелюра, багровое лицо,
щеки помидоры, глаза — щелки, заплывшие от пьянства... Нашлепку он
под диваном уронил и не смог найти. А при таком гриме его собственный,
нормальный, даже красивый нос показался маленьким, тоненьким, блед
неньким, жалким. Я стою спиной к зрителю и трясусь от смеха. На сцене
смешное втрое смешно, а он трагическим шепотом умоляет: «Юля, пои
щи, поищи его!..» Все это происходит в считанные минуты. Я от смеха
сдвинуться с места не могу. Тогда он сам нагибается, шарит рукой под
диваном и вдруг снизу гробовым шепотом объявляет: «Нашел...» Под
нялся, хочет прилепить «картофелину» на нос, а она не приклеивается...
Он пробует еще раз... Анисья стоит, Бубнов ждет, наблюдает, а Гриценко
выделывает непонятное... И зал видит: с Молоковым что-то происходит..
Но Молоков же пьян вдребезги, мало ли что ему в голову придет. И вдруг,
обозлившись, Гриценко поворачивается к залу, смотрит с яростью на ла
дошку, где эта гуммозная нашлепка лежит, и как «блямкнет» ее об пол!...
Самое удивительное, что публика все это приняла, как должное. Сцену
Николай Олимпиевич доиграл с собственным носом и ушел под бешеные
аплодисменты».
Вера Максимова
Главный герой - наш современник
Любая из сотни его работ - в кино, на телевидении, в театре - вызывает
живейший интерес. Он не оставляет равнодушным зрителя потому, что
сам никогда равнодушным в творчестве не бывает. «Театр для меня все
в жизни», - говорит артист.
Вспоминая созданное Н. Гриценко на сцене, невольно теряешься: нелег
ко сделать выбор, остановиться на какой-то одной роли...
Лет двадцать назад он сыграл в Театре имени Евг. Вахтангова Олеко
Дундича. Это был человек, отдавший жизнь за революцию, за счастье
и свободу людей. Артист, проникнувшись душевной красотой персона
жа, создал убедительный героический образ. Гриценко с потрясающей
силой передавал страстную веру Олеко Дундича в дело революции, в по
беду добра над злом, в окончательное торжество идей свободы, равен
ства, братства. Это был человек бесстрашный, смелый, находчивый -
один из замечательнейших борцов за Советскую власть, не только вос
хищавший, но и воспитываающии своей верностью революции.
Таких героев Николай Олимпиевич создал за сорок пять лет немало.
Вот Леонтьев («Кандидат партии» А. Крона) - передовой рабочий, увле
ченный своим делом, он не в состоянии жить и часа без труда. Даже
дома, в самодельной мастерской уверенно и сноровисто что-то все вре
мя мастерит. В каждом его движении чувствовалось глубокое уважение
к труду, гордость своей профессией. Или шахтер Гаврила Братченко
(«Макар Дубрава» А. Корнейчука), богатырь, застенчивый, скромный,
чувствующий себя в забое хозяином, которому до всего есть дело, по
тому что шахта - его родное, чем он живет и гордится. Даже в легкой
комедии («Стряпуха» А. Софронова) артист, рисуя образ комбайнера
Степана Казанца, ухажера и ревнивца, подчеркивает в нем трудолюбие
и честность рабочего человека.
Каких только ролей не пришлось играть артисту! И все приходится
впору, по плечу. И персонажи, главное свойство которых народное на
чало: простота, ум и душевная щедрость. И эстетствующие снобы, утон
ченные «аристократы». Как он этого достигает? Едва ли мы найдем от
вет: тайна творчества подчас остается тайной, неподвластной рентгену
критика. Гриценко-виртуоз перевоплощения. Диапазон мастерства ар
тиста настолько велик, что можно говорить о безграничности его ам
плуа. Но самое ценное в том, что любой герой Гриценко - тип, выхвачен
ный из гущи действительности. В любой роли Гриценко всегда ясно его
отношение к образу. «Среди моих любимых образов, ролей, - говорит
«Стряпуха». Казанец - Николай Гриценко, Павлина - Юлия Борисова
«Олеко Дундич». Дундич - Николай Гриценко, Галина - Юлия Борисова
артист - Дундич и Молоков, Мышкин и Кирилл Сергеевич... совсем раз
ные, но очень дорогие мне...»
Чем же дорог артисту Дундич? «Героичностью, гармонией красоты -
внутренней и внешней», - подчеркивает Николай Олимпиевич. Он го
ворит о том, что стремился создать образ положительного героя нашего
времени, достойный подражания.
А Тихон Молоков в «Золотом дне»? Так показать «историческую обре
ченность и никчемность жизни» накопителя, самодура-эгоиста, стяжате
ля и невежды! Молоков не только страшная, но и обреченная, комическая
фигура. Ужасающе пуста эта его жизнь. И ни буйствами, ни забавами пу
стоты этой невозможно заполнить».
Молоков-Гриценко - настоящий сибирский Дикой, огромный ста
рик богатей, золотопромышленник, хозяин большого края вызывал
смех и осуждение зрителей. Взлохмаченная рыжая бородища и ше
велюра, щетинистые брови, из-под которых злобно и хитро сверкали
маленькие глазки, широкие, размашистые движения - все выдавало
необузданный неукротимый нрав «хозяина», не отличающегося куль
турой и воспитанием. Нелепое сочетание модной одежды с сапогами
дополняло комедийный рисунок образа. Страшно, а чаще смешно ста
новилось, глядя на Молокова-Гриценко. Но смех носил здесь обличи
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вахтанговец. Николай Гриценко"
Книги похожие на "Вахтанговец. Николай Гриценко" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторов Коллектив - Вахтанговец. Николай Гриценко"
Отзывы читателей о книге "Вахтанговец. Николай Гриценко", комментарии и мнения людей о произведении.