Николай Кулаков - Доверено флоту

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Доверено флоту"
Описание и краткое содержание "Доверено флоту" читать бесплатно онлайн.
Автор в годы Великой Отечественной войны был членом Военного совета Черноморского флота. Незадолго до кончины он передал воспоминания Военному издательству. В центре повествования — героическая оборона Одессы и Севастополя, поддержка флотом приморского фланга Сухопутных войск. В книге обобщается опыт партийно-политической работы. Тепло рассказывается о людях — моряках, пехотинцах, авиаторах, о встречах с видными военачальниками.
В условиях когда территория СОР стала изолированным от остального фронта плацдармом, сообщающимся с тылами только по морю, приобрело особое значение использование для нужд обороны всякого рода местных ресурсов. Сделалось необходимым держать их, так сказать, в одних руках, и Военный совет флота образовал 9 ноября смешанный военно-гражданский хозяйственный орган, который мы назвали специальной оборонной комиссией по материальному обеспечению войск.
В ее ведение передавались все предприятия и производственные организации города независимо от того, кому они подчинялись прежде, в том числе и флотские. На комиссию [158] возлагалась организация производства вооружения, ремонта боевой техники и автотранспорта, пошива обмундирования и обуви, заготовок топлива. Председателем комиссии был назначен начальник тыла флота контр-адмирал Н. Ф. Заяц, в нее вошли секретарь Крымского обкома партии по промышленности Н. А. Спектор, секретарь горкома А. А. Сарина, председатель горисполкома В. П. Ефремов, начальник тыла Приморской армии интендант 1 ранга А. П. Ермилов, другие товарищи.
Естественно, что принципиальные решения комиссии утверждались Военным советом флота. Нам вообще приходилось все чаще обсуждать и решать так называемые «городские» вопросы. Начавшаяся осада Севастополя как бы стирала на нашем плацдарме обычные грани между фронтом и тылом, сама обстановка все теснее сплачивала людей военных и «штатских» в единый коллектив защитников города. И решения Военного совета, возглавлявшего оборону, воспринимались как боевые приказы всеми севастопольцами - и теми, кто носил, и теми, кто не носил флотскую или армейскую форму.
Что касается военного производства, то, пожалуй, в то время мы еще сами не представляли, в каких масштабах удастся развернуть его в осажденном Севастополе. Ведь основное оборудование предприятий, обслуживавших флот, вывозилось на Кавказ, а то, что нужно для сухопутных войск, здесь вообще никогда не производилось.
Правда, еще до вторжения гитлеровцев в Крым, в августе - сентябре, городской комитет партии обеспечил полный или частичный переход некоторых местных предприятий на выпуск военной продукции. Небольшой заводик «Молот», поставлявший в торговую сеть металлическую посуду, мясорубки, ложки, перевели на производство печурок для землянок, а потом - корпусов гранат. В железнодорожных мастерских осваивалось изготовление минометов. Руководители севастопольской партийной организации вдумчиво вникали в опыт Одессы, где в условиях осады стали выпускать вооружение и боеприпасы предприятия сугубо мирного профиля. В октябре сами одесские товарищи рассказывали об этом опыте на совещании городского партактива. Кое-какое промышленное оборудование, в принципе пригодное для производства также и боевой техники или ее ремонта, было эвакуировано в Севастополь из Симферополя.
Однако в начале ноября стало ясно, что враг, сосредоточивший на крымских аэродромах много авиации и приблизившийся [159] к городу на выстрел дальнобойных орудий, не даст регулярно работать на прежних местах, под открытым небом, ни оставленным в Севастополе цехам Морзавода, ни другим предприятиям. Существовал лишь один надежный способ защитить их от фашистских бомб и снарядов - перенести производство под землю, в какие-то из штолен, прорубленных в крутых берегах севастопольских бухт под различные склады и для других нужд за полтора с лишним столетия, в течение которых тут базировался русский флот.
11 ноября Военный совет принял решение о создании в складских помещениях Ново-Троицкой балки на берегу Северной бухты завода вооружения и боеприпасов. Он должен был вобрать в себя несколько цехов Морзавода и целиком некоторые мелкие предприятия, а также использовать оборудование, вывезенное из Симферополя. «Сводный» завод назвали спецкомбинатом № 1. Одновременно решили развернуть в Инкермане, в подземных хранилищах шампанских вин, спецкомбинат № 2, создаваемый на базе швейной фабрики и артелей промкооперации. Он предназначался для обеспечения войск обмундированием, бельем, обувью.
Об этих предприятиях, детищах осадного Севастополя, будет речь дальше.
* * *
Подтянув резервы, противник возобновил с утра 11 ноября сильные атаки, ставшие началом ноябрьского наступления армии Манштейна на Севастополь - ноябрьского штурма. Вскоре определилось, что главный удар наносится теперь вдоль Ялтинского шоссе и на Балаклаву, а вспомогательный - вдоль долины Кара-Коба на хутор Мекензия, в центральной части нашего оборонительного обвода. В атаках впервые участвовала 72-я немецкая пехотная дивизия, которая в течение нескольких дней пыталась запереть в горах части Приморской армии - еще одно кадровое соединение вермахта (до нападения на Советский Союз дивизия побывала во Франции и Греции), двинутое на Севастополь и усиленное танками.
Захватив весь Южный берег Крыма, гитлеровцы подступили к севастопольским рубежам со стороны Байдар - единственное направление, на котором совсем недавно враг был далеко. Последней из наших войск прошла через Байдарские ворота 40-я кавдивизия, возглавляемая полковником Ф. Ф. Кудюровым и полковым комиссаром И. И. Карповичем, - очень малочисленная, соответствовавшая не более чем полку, но богатая ветеранами-буденновцами. Она [160]прикрывала, пока было необходимо, различные участки приморского шоссе, постепенно отходя к Севастополю. Кавалеристам вскоре предстояло спешиться, но пока они воевали еще в конном строю и действия в составе СОР начали как подвижное боевое охранение перед позициями первого сектора.
Атакующий враг сперва кое-где потеснил наши части, но затем был везде остановлен. В этом сыграла важнейшую роль артиллерия - и полевая (хотя она действовала не в полную силу, имея маловато снарядов), и береговая, и корабельная. Войска первого и второго секторов поддерживали крейсера «Червона Украина» и «Красный Крым», несколько эсминцев. Одна «Червона Украина» выпустила за день почти 700 снарядов главного калибра. Корректировщики докладывали о подавленных неприятельских батареях, разбитых бронетранспортерах и танках, рассеянных подразделениях фашистской пехоты. А «Красный Крым» еще накануне, когда противник только готовился перейти в наступление, точными залпами с дистанции 80 кабельтовых (около 14 километров) сорвал замеченную разведчиками установку немецкой тяжелой батареи в районе поселка Кача.
Сильнее, чем когда-нибудь с начала боев под Севастополем, проявилась сила нашего корабельного огня. По-видимому, он больше всего мешал противнику тем, что не давал сосредоточивать войска для атак. И гитлеровское командование стало делать практические выводы. Последовал налет авиации на недавнюю огневую позицию «Красного Крыма» в Северной бухте, но крейсер уже перешел в Южную. А 12 ноября, около полудня, появились группа за группой десятки бомбардировщиков. Часть их наносила удары по зенитным батареям, другие бомбили город, но главной целью массированного налета являлись корабли. И не все удалось уберечь…
Крейсер «Червона Украина» - он вел огонь по целям за Балаклавой, стоя на якорях недалеко от Графской пристани, - атаковали с разных направлений 28 пикировщиков Ю-87. Множество бомб разорвалось вокруг корабля, но были и прямые попадания. Экипаж самоотверженно боролся с хлынувшей в пробойны водой и вспыхнувшими на борту пожарами, на помощь пришли спасательные суда, однако отстоять крейсер оказалось невозможным. После пятнадцати часов напряженнейшей борьбы за него, перед рассветом 13 ноября, командир «Червовой Украины» капитан 2 ранга И. А. Заруба (всего неделю назад принявший крейсер у капитана 1 ранга Н. Е. Басистого) приказал личному составу [161] оставить корабль, который через несколько минут, резко накренясь, лег бортом на дно бухты.
При том же воздушном налете были серьезно повреждены эсминцы «Беспощадный» и «Совершенный», причем последний не мог вернуться в строй в обозримом будущем. А «Беспощадный» только накануне вышел из дока после заделки пробоин, полученных под Одессой.
Тяжелым уроном для флота явилась гибель крейсера «Червона Украина», первая на Черном море (но, надо сказать, и последняя за всю войну) потеря корабля такого класса. «Червона Украина» занимала достойное место в истории Черноморского флота. Корабль, заложенный еще до революции, явился первым крейсером, вступившим здесь в строй в советское время, в 1927 году. По постановлению VII Всеукраинского съезда Советов над его достройкой шефствовал ВУЦИК, а когда он начал плавать, шефство перешло к комсомолу Украины. На этом крейсере служила в молодые годы многие известные советские адмиралы.
Военком «Червоной Украины» батальонный комиссар В. А. Мартынов пришел ко мне, чтобы передать общую просьбу сошедшего на берег экипажа - оставить моряков крейсера сражаться в Севастополе. Военный совет удовлетворил эту просьбу, вполне совпадавшую с возникшими сразу же планами использования превосходных орудий корабля на суше.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Доверено флоту"
Книги похожие на "Доверено флоту" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Кулаков - Доверено флоту"
Отзывы читателей о книге "Доверено флоту", комментарии и мнения людей о произведении.