» » » » Борис Ляпунов - В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы.


Авторские права

Борис Ляпунов - В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы.

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Ляпунов - В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая справочная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Ляпунов - В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы.
Рейтинг:
Название:
В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы.
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы."

Описание и краткое содержание "В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы." читать бесплатно онлайн.








Действие многих памфлетов происходит в будущем, но встречаются и такие рассказы, где авторы разворачивают действие в нарочито обыденной обстановке сегодняшнего дня. В нее врывается нечто необычайное, и потому наши современники предстают перед нами по-иному. Такая линия идет от Уэллса (рассказ «Человек, который мог творить чудеса», например).

Насыщен приключениями и необычайными событиями «роман в четырех повестях» П. Багряка «Пять президентов»*. Входящие в него повести — «Кто?», «Перекресток», «Пять президентов» и «Оборотень» — связаны одним сюжетом и одними действующими лицами. В основу положена фантастическая посылка о возможности дублирования людей, создания синтетических, хотя и недолго живущих двойников. Роман носит памфлетный характер. Действие развертывается в вымышленной стране, где господствует военно-промышленная олигархия. Сделанное учеными открытие сулит невиданные перспективы — производство в массовых масштабах нужных диктаторам рабочих или солдат. Однако у открытия оказывается иная судьба. Появилось пять одинаковых президентов... Разгорается борьба за власть, возникают народные волнения.

Другое открытие (повесть «Оборотень») — перевоплощение человека, принимающего иной внешний облик благодаря перезаписи информационной совокупности, определяющей внешность. Сознание переходит в любую телесную оболочку. Происходит немало всяческих происшествий, пока не удается найти перевоплощающий аппарат и обезвредить ученого — «оборотня».

Мы найдем у памфлетистов-фантастов и сказочный, «чудесный» сюжет с тайнами и неожиданностями, совершенно невероятными, а потому необъяснимыми событиями, с фантастическими путешествиями героев во времени. Так, герой повести М. Лилиной «Миллионы в пещере»*, живший в прошлом столетии, совершенно необъяснимым образом попадает в пещеру, где находит сокровище. Он становится миллионером и оказывается в XX в., в капиталистической стране, где встречается с бизнесменами, военными, мечтающими о новой войне, политиканами фашистского толка. Повесть является острой сатирой на современное капиталистическое общество.

Сатирическая фантастическая сказка «Понедельник начинается в субботу. Сказка для научных работников младшего возраста»* А. и Б. Стругацких высмеивает лженауку, порочные методы научной работы и руководства ею, неправильное отношение некоторых ученых к своей работе, обличает мещанские нравы, в данном случае в научной среде. Один из персонажей, придерживающийся узко потребительской точки зрения, ставит фантастический эксперимент, стремясь создать «универсального потребителя», образец идеального человека. Неудача этого опыта, описанного, как и многое другое, в нарочито гротесковом плане, вполне закономерна: подлинная наука не должна и не может служить эгоцентрическим целям.

Фантастические памфлеты в последние годы создали писатели, работавшие в реалистической прозе, например В. Сафонов («Пришествие и гибель Собственника» — в сборнике «Черный столб»)[110], А. Шаров («Остров Пирроу» — в сборнике «Фантастика, 1965», вып. 2* и «После перезаписи»—в альманахе научной фантастики «НФ», вып. 4*), А. Глебов («Большой день на планете Чунгр» — в сборнике «Фантастика, 1962»)*, а также фантасты, ранее не выступавшие с памфлетами: А. Шалимов, («Все началось с Евы» — (парафраз кибернетических фантазий), «Профилактика», «Триумф медицины» — в авторском сборнике «Странный мир»*.

Фантастическая повесть Н. Соколовой «Пришедший оттуда» (с подзаголовком «Немного фантастики и много реальности»)* изображает некоторые черты нашей жизни в юмористическом и сатирическом плане.

Обращаясь к действительности, автор прибегает к фантастике, выводя, по существу, сказочные персонажи и придавая им современную социальную окраску. Главная тема повести также близка к часто встречающейся в сказках и фольклоре теме противоборства доброго и злого начал, выраженной, однако, в конфликте, актуальном для нашего времени: ученый и общество, ответственность его перед человечеством и самим собой, когда он должен сделать выбор между высокими целями своего труда и возможностью использования науки в интересах диктаторского строя (повесть Н. Соколовой «Захвати с собой улыбку на дорогу» в сборнике «Фантастика», 1965, вып. 3)*.

Среди памфлетов последних лет — повесть «Финансист на четвереньках»* З. Юрьева; сборники фантастических повестей-памфлетов А. Винника «Сумерки Бизнесонии» и «Охота за невидимками»[111]. Борьба за открытие, происходящая в вымышленной капиталистической стране, составляет основу всех этих повестей.

Памфлетом, использующим элементы фантастики, является киноповесть Л. Леонова «Бегство мистера Мак-Кинли»*.

Современная фантастика прибегает и к юмору. Создаются многочисленные пародии, высмеиваются штампы и недостатки ряда произведений фантастики же — как нашей, так и зарубежной. Можно отметить цикл И. Варшавского «Фантастика в собственном соку» (в авторском сборнике «Солнце заходит в Дономаге»*), его же рассказ «Человек, который видел антимир» (в одноименном авторском сборнике)*, рассказы в сборнике «Лавка сновидений»*. С помощью фантастических приемов высмеивается и чрезмерное увлечение сложными научными идеями, неоправданное применение их, приводящее к абсурду. Характерен в этом отношении рассказ И. Варшавского «Второе рождение» (в авторском сборнике «Лавка сновидений»), в котором ученые-бионики невероятно усложняют свои создания, вместо поиска более простых и разумных решений. Выступает И. Варшавский и против стремления некоторых авторов приписать все события человеческой истории и развитие цивилизации вмешательству пришельцев из иных миров (рассказ «Петля гистерезиса» в том же сборнике).

Юмористическая фантастика иногда служит и средством выражения определенной точки зрения на проблему, трактуемую теми же фантастами и учеными. Так, в рассказе «Контактов не будет» (в авторском сборнике «Лавка сновидений») И. Варшавский подвергает осмеянию распространенное в фантастике мнение о легкости, с какой может быть достигнуто взаимопонимание и установлены (именно дружеские) связи с существами иных миров, совершенно несходными с нами.

Юмористический характер носят рассказы А. Шалимова «Брефанид» (фантазия на фантастические темы) и «Краткий предварительный отчет о путешествии в Антимир» — «фантастический ненаучный рассказ», помещенные в авторском сборнике «Странный мир»*.



Развитие науки и техники постоянно выдвигает новые проблемы, подчас неожиданные. Такие проблемы, несомненно, должны появиться и в будущем... А перспективы, которые они открывают, не могут не отразиться на жизненном укладе и мироощущении наших потомков.

Вот почему фантастов особенно интересует проблема «человек — машина». Если раньше фантастика ограничивалась изображением совершенной автоматики, облегчающей человеческий труд, то теперь она исследует возможное влияние кибернетики на людей и общество.

Здесь намечаются два пути. Одни писатели стремятся, следуя сложившейся традиции, представить себе, что даст кибернетика вместе с биологией, биофизикой, биохимией и медициной для человека как такового. В конечном счете, они рисуют далекие горизонты управления человеческим организмом: победу над болезнями, над старостью, возможно, — и над смертью.

Они пытаются осмыслить ее с философской точки зрения. Как повлияет бессмертие на психологию человека, принесет ли оно ему радость бытия, ощущение беспредельности своих возможностей, победы над временем или отнимет у него стимул к творчеству, радость любви, остроту восприятий? И, наоборот, что будет, если человек заранее узнает час своей смерти, если отпущенное ему время будет заранее ограничено? Этим вопросам посвящены роман О. Ларионовой «Леопард с вершины Килиманджаро» (в авторском сборнике «Остров мужества»)* и рассказ Г. Гора «Ольга Нсу» (в альманахе научной фантастики «НФ», вып. 3)*.

Ту же тему ставит, хотя и не анализируя всех ее следствий подробно, А. Шалимов в рассказе «Путь в никуда» (в авторском сборнике «Странный мир»)*.

Рассказ Г. Гуревича «Глотайте хирурга» (в альманахе научной фантастики «НФ», вып. 8)* посвящен геронтологии, науке о борьбе со старостью, и автор рассматривает причины старения, обсуждая возникающие здесь вопросы.

Человек в столкновении с неведомым, необычайным — так можно было бы определить одну из важнейших идей, развиваемых советскими писателями-фантастами. Именно такой показ человека для них наиболее характерен. Они пишут о необычайном, неведомом в природе, в том числе и в самом существе разумном. Что же конкретно это таит, какие возможности открывает? И — что чрезвычайно существенно — как поведут себя люди, попав в совершенно неожиданную ситуацию, какие черты их характера раскроются тогда наиболее полно? Разумеется, и реальная жизнь предоставляет немало сложных коллизий. Фантаст же переносит действие в особую обстановку — в ней происходит невозможное, с точки зрения обычных, установившихся представлений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы."

Книги похожие на "В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Ляпунов

Борис Ляпунов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Ляпунов - В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы."

Отзывы читателей о книге "В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.