» » » » Великий Юй - Каталог Гор и Морей


Авторские права

Великий Юй - Каталог Гор и Морей

Здесь можно скачать бесплатно "Великий Юй - Каталог Гор и Морей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Древневосточная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Каталог Гор и Морей
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Каталог Гор и Морей"

Описание и краткое содержание "Каталог Гор и Морей" читать бесплатно онлайн.








5

При цитировании данного фрагмента "Каталога" средневековым памятником "Антология литературных текстов" (цз. 21) после слов "носят мечи" написано "владеют землями в тысячу ли". Возможна утрата текста.

6

Радуга (Хунхун) — мыслилась в Древнем Китае змеевидным двухголовым божеством, о чем сохранили ясные свидетельства письменные памятники, памятники изобразительного искусства, а также сама письменность ("Эръя", кн. 3, с. 49; Chavannes Ed. La Sculpture sur Pierre... PI. 31; Чэнь Мэнцзя. Сводное описание... С. 242). Такие воззрения находят параллели в представлениях других древних и первобытных народов (Матье М. Древнеегипетские мифы. С. 42). Знак, которым записано слово "радуга", состоит из двух графем, первая из которых означает "червь", "насекомое", "пресмыкающееся" (чуй) и выступает в иероглифе детерминативом, а вторая — "бог" (об употреблении знака гун в значении "бог" см. выше). Есть основание полагать, что некогда каждая из графем выступала самостоятельным словом и понятие "радуга" складывалось из слов "змея-бог" ("змеиный бог"). В надписях на иньских гадательных костях знак, отождествляемый с радугой, представлял собой изображение двухголового змея. (См. Чэнь Мэнцзя. Сводное описание... С. 243.)

7

Небесный У (Тяньу) — бог воды (рек), зооморфное божество, известное только по записи "Каталога". Упоминается и в "Каталоге Великих пустынь Востока" (цз. XIV, с. 4), где при описании говорится, что у него туловище тигра и десять (а не восемь) хвостов.

8

Шухай — согласно Го Пу и Гао Ю ("Хуайнаньцзы", с. 56, комментарии), скороход; согласно Хэ Исину, ссылающемуся на средневековые источники, бог. Параллельное место см. в космологии "Хуайнаньцзы" (с. 56), где, однако, говорится, что Юй приказал измерить землю от Восточного края до Западного Великому Чжану, а Шухаю — от Северного края до Южного. Эта версия совпадает с версией средневекового автора, цитирующего "Каталог". Текст цитаты совпадает с текстом "Хуайнаньцзы" и расходится с нашим текстом. Возможна утрата: соединение двух фраз в одну. Цифры в "Хуайнаньцзы" даны другие.

9

Царство Чернозубых (Хэйчи) — упоминается в "Хуайнаньцзы", "Весне и Осени Люя" (с. 292), "Истории Ранних Хань" (с. 508) и других источниках. В "Каталоге Великих пустынь Востока" его жители названы потомками Предка Выдающегося (Цзюнь). В "Истории Ранних Хань" говорится: "В тысяче ли к югу от царства Женщины-Царя находится царство Жусюй... Его люди ростом в три-четыре чи. Если ехать на лодке от Жусюй на юго-восток в течение года, то доберешься до царства Нагих и царства Чернозубых". Очевидно, речь идет о каком-то реальном дальнем народе.

10

Данный фрагмент связан с солярными культами. Согласно мифологическим воззрениям народов Древнего Китая, было десять солнц, которые поочередно всходили на небосвод (символ десятеричного цикла). Местом восхода считалась долина, находящаяся на краю Востока. Название долины варьируется в источниках: Долина Кипящих Ключей (Тан), Восходящего Солнца (Ян), горы Ян. Во всех трех случаях название долины записано знаками, имеющими общую графему, играющую роль фонетика (тан, ян), и разные детерминативы, меняющие значение всего слова-иероглифа (в первом случае — "вода", во втором — "солнце", в третьем — "гора"). Представляется, что постоянная графема всех трех знаков была и значимой ("солнце", "восход солнца"), а детерминатив — явление сравнительно позднее в китайской письменности — менял значение слова, отражая различные аспекты мифов о солнце.

11

Подробнее о солярных мифах и олицетворениях солнца см. "Каталог Великих пустынь Востока" (цз. XIV, с. 5).

12

Царство Жены Бога Дождя известно только по записи "Каталога".

13

Вводится другая версия данного мифа, имеющего в основе культ богини дождя, так как черепаха — одно из тотемных животных архаического Китая, тесно связанных с культом Матерей-Прародительниц.

14

Царство Черноногих (Сюаньгу) — возможно, речь идет о реальном народе, жившем на берегу моря, однако отождествить его не представляется возможным. Упоминается в "Каталоге Великих пустынь Востока" (цз. XIV, с. 4а) и в "Хуайнаньцзы". Гао Ю в глоссах к нему пишет: "Черноногие. У этих людей черные ноги, держат в руках двух птиц. Смотри "Каталог гор и морей"" (с. 63).

15

Царство Волосатых (Маоминь) — согласно "Каталогу Великих пустынь Севера", потомки Великого Юя (из. XVII, с. 3). Возможно, одна из народностей Юго-Восточной Азии.

16

Царство Трудолюбивых (Лаоминь) — по предположению комментаторов, один из островных народов.

17

Вьющийся Терновник (Гоуман) — героизированное божество весны и востока. Сообщение "Каталога" в сопоставлении с анализом некоторых других элементов его мифологии позволяет говорить о более раннем этапе развития этого образа — представлений о нем как о раннеанимистическом божестве растения. Так, его имя — Гоуман означает "Вьющийся Терновник", т. е. может являться наименованием божества по олицетворенному в нем "предмету", что характерно для раннеанимистических верований. Можно предполагать, что Вьющийся Терновник первоначально мыслился не обобщенным божеством, а духом терновника (сначала отдельного конкретного растения, потом духом терновника вообще), со временем превратившимся в растительное божество. Об этой стадии развития традиция сохраняет довольно четкое воспоминание, называя Вьющийся Терновник богом дерева ("Бог дерева зовется Вьющимся Терновником (Гоуман)". — "Цзо чжуань", с. 481). Воплощение бога растительности в образе птицы полностью соответствует стадиальности подобного божества. Только впоследствии, очевидно, божеству растительности были присвоены обобщенные функции бога весны и востока, тесно связанные с идеей оживления и расцвета природы. Вместе с тем происходил процесс антропоморфизации, а затем и героизации этого старинного божества.

На этом заканчивается в "Каталоге" перечень богов стран света. Он отличается от канонизированного пантеона не только тем, что богом севера назван не Сюаньмин (Темная Тьма), а бог Северного моря — Обезьяний Силач (Юйцян), но и тем, что перечисленные боги названы богами стран света как самостоятельные. В канонизированном пантеоне они выступают богами-помощниками великих богов-Предков.

Двойной ряд богов — результат циклизации и систематизации местных сводов при сложении общеханьского свода. Необходимость свести богов со сходными функциями из разных территориальных пантеонов приводила к соединению их в самых различных соподчиненных связях: главного бога — его помощника, отца и сына и т. д. Исследователь гадательных надписей на иньских костях Чэнь Мэнцзя, приводя сравнительные данные различных памятников, приходит к выводу, что материал "Каталога" о богах стран света наиболее древний и наиболее близкий к гадательным надписям (с. 594). Совершенно очевидно, что в "Каталоге" фиксируется более ранний этап сложения пантеона, возможно один из местных его вариантов, предшествующий канонизации. Сообщения "Каталога", раскрывающие более древние представления о богах стран света, позволяют вместе с тем установить, что эти божества, представлявшиеся в историческую эпоху вполне антропоморфными и героизированными, а в некоторых случаях и историзованными предками, оказываются восходящими к раннеанимистическим божествам сил природы.

Данный каталог завершается послесловием Лю Синя, относящимся к VI-IX цзюаням, которое, по мнению всех комментаторов, является позднейшей интерполяцией и к основному тексту отношения не имеет.

(пер. Э. М. Яншиной)

Текст воспроизведен по изданию: Каталог гор и морей (Шань хай цзин). М. Наталис: Рипол Классик. 2004

1

В отличие от "Каталога Заморья Юга", здесь указано направление с юго-востока на запад. В этом разделе памятника перечислено 11 царств, некоторые из них возможно отождествить с древними народами. Таким образом, элемент этнографии здесь сильнее, чем в "Каталогах Заморья". Ареал описываемого района — юго-восток, юг и юго-запад Китая.

2

Оу — народ, область. Комментаторы отождествляют Оу с Восточным Юэ. Локализуется на территории провинций Чжэцзян и Фуцзянь ("Цыхай", с. 904). В "Исторических записках" в главе "Описание Восточного Юэ" упоминается Восточное Оу как область, где было образовано зависимое от Ханьской империи "царство" (с. 514).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Каталог Гор и Морей"

Книги похожие на "Каталог Гор и Морей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Великий Юй

Великий Юй - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Великий Юй - Каталог Гор и Морей"

Отзывы читателей о книге "Каталог Гор и Морей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.